Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Создание единой системы научно-методического сопровождения учителей технологического профиля в условиях непрерывного образования: проектно-сетевая методология

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-3

Аннотация

Введение. В условиях беспрецедентного давления на Россию вопрос о новой институции, обеспечивающей достижение суверенных и национальных целей развития и воспитания Человека, приобрел сейчас новое звучание и особый антропологический смысл, что позволило нам ответственно подойти к проектированию единой системы научно-методического сопровождения учителей технологического профиля, представляемой нами в качестве универсального механизма развития новой генерации педагогов, действующих по принципу «здесь и сейчас» или «в одном месте и в одно время», ориентируясь на развитие национальной гениальности своих учеников – нового поколения граждан России. Целью статьи является представление многопозиционной проектно-сетевой самоорганизующейся структуры, ориентированной на опережающее развитие универсальных компетенций учителей технологического профиля с учетом глобальных вызовов и задач обеспечения технологического и мировоззренческого суверенитета страны.

Материалы и методы. Разработка открытой интегрированной системы научно-методического сопровождения учителей технологического профиля осуществляется на междисциплинарной, проектно-преобразующей методологии, линия которой культурно и исторически вырастает из научной школы Л. С. Выготского о норме развития и зоне ближайшего развития, позволяет строить цепочку преобразования «ресурс – потенциал – действие – условие – цель» для подготовки инженерных кадров. Оценка уровня сформированности универсальных компетенций учителей технологического профиля осуществлялась на основе показателя «Когнитивная гибкость» Центра компетенций.

Результаты исследования. Результативно-продуктовая линейка проекта научного исследования включает три блока результатов: теоретический блок представлен концепцией и программой научно-методического сопровождения учителей; блок научно-методических результатов включает методические разработки, включенные во Всероссийский навигатор методических разработок; к научно-практическим результатам отнесли магистерскую программу «Педагогическое образование: STEAM-педагогика» и продукты опыта, масштабированного в рамках социально-педагогического кластера «Практико-ориентированные подходы к цифровизации образования».

Обсуждения и заключения. Сетевой проект «Единая система научно-методического сопровождения учителей технологического профиля в условиях непрерывного образования» выступает как эффективное средство по формированию универсальных компетенций учителей технологического профиля и интеллектуальный ресурс развития командного мышления, создания и реализации уникальных продуктов и результатов по построению практики инженерного образования, а также обеспечит создание профессиональных команд современного учительства, соорганизацию различных ресурсов инженерного образования для осуществления социокультурного прорыва и подготовку учителя технологического профиля как «рупора и мотиватора» конструктивных изменений в своих учениках.

Об авторах

В. В. Сдобняков
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Сдобняков Виктор Владимирович – кандидат физико-математических наук, доцент, ректор, заведующий кафедрой андрагогики и управления развитием.

Нижний Новгород



Г. А. Игнатьева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Игнатьева Галина Александровна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры андрагогики и управления развитием, заведующий проектно-сетевой лабораторией опережающего образования взрослых.

Нижний Новгород



Список литературы

1. Алексеев Н. Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении // Рефлексивно организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении: сборник статей / отв. ред.-сост. И. Н. Семенов, Т. Г. Болдина. Москва: ИРПТиГО, 2003. С. 51-65.

2. Асмолов А. Г. Диалоги о/в поле смыслов: к 120-летию со дня рождения Алексея Николаевича Леонтьева // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2023. Т. 46, № 2. С. 5-22.

3. Басюк В. С. Научно-теоретическое обоснование формирования личностных результатов образования // Ценности и смыслы. 2023. № 3(85). С. 74-84.

4. Болотов В. А., Левицкий М., Реморенко И. М., Сериков В. В. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации // Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития / под общ. ред.: Ю. П. Зинченко. Ростов-на-Дону, Таганрог: Южный федеральный университет, 2020. С. 21-36.

5. Вербицкий А. А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы: научные труды. Вып. 2. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. 41 с.

6. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / под ред. М. Г. Ярошевского. Москва: Изд-во института практической психологии, 1996. 512 с.

7. Галажинский Э. В., Суханова Е. А. Как обеспечить качество университетского образования в эпоху перемен // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27, № 1. С. 6-11.

8. Груздев М. В. Непрерывное педагогическое образование: методология, теория и практика развития // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2023. Т. 21, № 3. С. 28-45.

9. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск: Технопринт, 2000. 376 с.

10. Громыко Ю. В. Российская система образования сегодня: решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология. Москва: ЛЕНАНД, 2019. 368 с.

11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва: ИНТОР, 1996. 544 с.

12. Деятельностная теория мышления / под ред. В. С. Лазарева. Москва: Научный мир, 2005. 240 с.

13. Зеер Э. Ф., Резер Т. М., Сыманюк Н. В. Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблемы // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 5. С. 12-48.

14. Иванова С. В., Иванов О. Б. Актуальные вопросы совершенствования методологии исследования образовательного пространства // Ценности и смыслы. 2023. № 3 (85). С. 61-73.

15. Игнатьева Г. А., Сдобняков В. В., Тулупова О. В. Методология проектирования персонализированных треков повышения квалификации учителей на основе результатов комплексной диагностики сформированности профессиональных компетенций: монография / под ред. Г. А. Игнатьевой. Москва: Знание-М, 2022. 326 с.

16. Калашников П. К., Мартынов В. Г., Подуфалов Н. Д., Савенков А. И. Актуальные направления развития дидактики профессионального образования в современных условиях // Педагогика. 2023. Т. 87, № 7. С. 5-33.

17. Лекторский В. А. Психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева и современные когнитивные исследования // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2023. Т. 46, № 2. С. 67-83.

18. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 1975. 216 с.

19. Мартиросян Б. П. Основные направления подготовки педагогических кадров в области инновационной деятельности // История и педагогика естествознания. 2023. № 1. С. 11-14.

20. Настольная книга руководителя стратегического проекта. Экспертное пособие для команды развития университета / А. В. Келлер, Н. Р. Валамат-Заде, В. В. Алещенко [и др.]. Москва, 2023. 40 с. URL: https://priority2030.ru/upload/iblock/36b/snvy4i769eidogy17rm0z1u838zm4e9j/StratProekt_Broshyura-_-na-sayt.pdf (дата обращения: 02.10.2023).

21. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект / под ред. чл.-корр. РАО В. И. Слободчикова. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Москва, 2022. 34 с. URL: https://rnk-concept.ru/wp-content/uploads/2022/04/777-2022_Doktrina.pdf (дата обращения: 22.10.2023).

22. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Особенности современного университетского образования будущих педагогов: проблема единства и вариативности образовательного пространства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, № 3 (47). С. 196-208.

23. Попов А. А. Дидактика открытого образования: монография. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Национальный книжный цент, 2019. 264 с.

24. Приходько Р. В. Сетевая научно-производственная кооперация высших учебных заведений и промышленных предприятий // Экономика и экологический менеджмент. 2009. № 2. URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/ru/article/6512/setevaya_nauchno-proizvodstvennaya_kooperaciya_vysshihuchebnyh_zavedeniy_i_promyshlennyh_predpriyatiy.htm (дата обращения: 20.10.2023).

25. Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207010040 (дата обращения: 12.10.2023).

26. Реан А. А., Линьков А. Л., Ставцев А. А. Сильные стороны личности педагога как предиктор благополучия на разных ступенях преподавания // Мир психологии. 2023. № 1 (112). С. 75-86.

27. Реморенко И. М. Искусственный интеллект никогда не сравнится с мастерством педагога. URL: https://rg.ru/2023/07/11/nejroset-s-ege-ne-spravilas.html (дата обращения: 30.10.2023).

28. Семёнов Е. В. Государственная научно-технологическая политика в современной России: замысел и реализация // Управление наукой: теория и практика. 2019. № 1. С. 52-71.

29. Сериков В. В., Фетисов А. С., Комарова Э. П., Гайдар К. М. Трансформация профессионального образования в контексте вызовов XXI века. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2023. 212 с.

30. Сериков В. В., Чарикова И. Н. Гипотетические предпосылки формирования инженерной проектности в условиях университета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2023. № 2 (238). С. 121-125.

31. Слободчиков В. И., Игнатьева Г. А. Постдипломное образование педагогов: антропологическая проекция // Человек и образование. 2014. № 3 (40). С. 13-20.

32. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года. Постановление Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 года № 889, внесенные изменения от 17.04.2023 № 322. URL: https://docs.cntd.ru/document/465587311 (дата обращения: 02.10.2023).

33. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 30.11.2023).

34. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 30.11.2023).

35. Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2021 г. № 143 «О мерах по повышению эффективности государственной научно-технической политики». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103150017 (дата обращения: 30.11.2023).

36. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (Методологический анализ) // Педагогика и логика: сборник трудов / под ред. Г. П. Щедровицкого. Москва: Касталь, 1993. С. 16-200.


Рецензия

Просмотров: 350


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)