Роль «презумпции добра» в коммуникативном процессе
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-15
Аннотация
Введение. Расхождение между личностными и массовыми формами информационного взаимодействия диктует необходимость рассмотрения конфликта между складывающимися на их основе картинами мира.
Материалы и методы. Методология исследования опирается на различение общения и коммуникации. Коммуникация воспринимается как технологически обеспеченный процесс информационного взаимодействия. Рассматривается «миротворческое свойство сознания» – психофизиологическое свойство человека создавать целостную картину мира из дискретных элементов. Коммуникативная картина мира, созданная с помощью медиа, эксплуатирует изначальное доверие реципиентов к потенциальным источникам информации, создавая «инфраструктуру доверия», которая лишь уничтожает человекоразмерные смыслы.
Результаты исследования. Коммуникативная реальность лишает человека возможности использовать свой «миротворческий» потенциал для формирования собственной реальности. Фактически медиа имитируют реальную действительность, предлагая человеку суррогаты впечатлений и фактов. В результате в коммуникативном пространстве динамика изменений имеет перформативный характер, а имитативную реальность можно представить как перформативную реальность. Возникает антагонизм смыслов, когда личное восприятие предполагает определенную картину мира, а коммуникативный процесс делает презентацию мира античеловечной, искаженной. По-новому начинает звучать феномен ошибки как результат несоответствия ожидаемых смыслов и тех явлений и фактов, которые были предложены человеку средствами коммуникации.
Обсуждение и заключения. Делается вывод о том, что искусственное пространство имитативной реальности все дальше отходит от потребности человека создавать свой собственный мир, тем самым развивая и формируя себя самого. Деполитизированность, уход в закрытый для внешних медийных систем мир – это свойство многих сегодняшних молодых людей, неявно протестующих против отсутствия у них права самим формировать собственную картину мира.
Ключевые слова
Об авторе
А. Н. ФортунатовРоссия
Фортунатов Антон Николаевич – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социально-политических коммуникаций Института международных отношений и мировой истории.
Нижний Новгород
Список литературы
1. Ардашкин И. Б. Доверие в науке и религии: к вопросу о становлении культуры доверия // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 370. С. 56-60.
2. Балабанов П. И., Зауэрвайн Л. Т. Эпистемологические коммуникации в проектировании // Вестник КемГУКИ. 2019. № 47. С. 21-26.
3. Белоусов А. Г. Стратегия выявления фальсификаций и манипуляции данными в социологических опросах // Наука без границ. 2017. № 8 (13). С. 83-90.
4. Биричева Е. В. Экзистенциальный смысл доверия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2023. Т. 9, вып. 1. С. 4-17.
5. Гавра Д. П. Фундаментальные вопросы определения категории коммуникации // Коммуникация и конструирование социальных реальностей: сборник научных статей. Санкт-Петербург: Роза мира, 2006.
6. Герасимов Б. Н. Технологизация коммуникаций организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 1-2. С. 22-31.
7. Даренская В. Н., Лугуценко Т. В. Исторические типы социальной коммуникации // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2022. Т. 8, № 1. С. 5-17.
8. Дементьев В. В. Непрямая коммуникация. Москва: Гнозис, 2006.
9. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. Санкт-Петербург: Речь, 2003.
10. Зайцева Т. И. Межкультурная и социальная коммуникация: толерантность или любовь? // Идеи и идеалы. 2022. Т. 14. № 1, часть 2. С. 332-347.
11. Иванова Р. А. Через барьеры трех «впечатлений»: условие длительной коммуникации // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». 2013. Т. 26 (65), № 4. С. 104-110. С.105, 106.
12. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. Москва: Политиздат, 1988.
13. Карев А. А. Синергия доверия // Практический маркетинг. 2015. № 8 (222). С. 43-48.
14. Конецкая В. П. Социология коммуникации. Москва: МИБиУ, 1997.
15. Кузнецов И. С. Метафизическая (квазирелигиозная) природа доверия в работах Георга Зиммеля // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. XXII, № 2. С. 7-33.
16. Ларина А. К. Динамика доверия к СМИ // Система ценностей современного общества. 2008. № 2. С. 132-136.
17. Лешкевич Т. Г. Парадокс доверия к искусственному интеллекту и его обоснование // Философия науки и техники 2023. Т. 28, № 1. С. 34-47.
18. Логинова Е. Г., Гвоздева Е. Н. Коммуникация как экзистенциально-социальный феномен в философии ХХ века // KANT. 2021. № 3(38). С. 130-134.
19. Логинова Е. Г., Гвоздева Е. Н. Слово, язык и коммуникация в социальной философии С. Л. Франка // Общество: философия, история, культура. 2021. № 3 (83). С. 33-36.
20. Мисюров Н. Н. Аксиологическая рефлексия в коммуникации // Коммуникативные исследования. 2020. Т. 7, № 1. С. 7-18.
21. Мунасыпов И. М., Нигматуллина Э. Н., Савицкий С. К., Умаров М. Ф. Ключевые аспекты понятия «коммуникация» // Высшее образование сегодня. 2020. № 7. С. 75-59.
22. Норкова К. А. Межличностные коммуникации в менеджменте // Тарифное регулирование и экспертиза. 2019. № 4. С. 21-23.
23. Павлова Н. В. Негативные коммуникации и кризис идентичности // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 1. С. 50-52.
24. Павлова Н. В. Отрицательные социальные коммуникации // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 51-54.
25. Позитивная коммуникация: коллективная монография / О. А. Леонтович, М. А. Гуляева, О. В. Лунева, М. С. Соколова. Москва: Гнозис, 2019. 296 с.
26. Пацлаф Райнер. Застывший взгляд. Москва: Evidentis, 2003. C. 46.
27. Разинов Ю. А. Ложь умолчания и способность речевого контроля // Вестник СамГУ. 2013. № 8/1 (109). С. 140-144. С. 141.
28. Резаев А. В. Homo philosophans: сборник к 60-летию проф. К. А. Сергеева. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. Вып. 12. С. 375-395.
29. Смил В. Цифры не лгут: 71 факт, важный для понимания всего на свете. Москва: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2022.
30. Симонова М. М., Камнева Е. В. Виртуальная идентичность и цифровое доверие личности в цифровой экономике // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 6. С. 8-10.
31. Стивенс-Давидовиц Сет. Все лгут. Поисковики, Big Data и Интернет знают о вас все. Москва: Эксмо, 2019.
32. Тальяферри Марко. Обзор условий межличностного доверия в интернете // RANT: SS&H. 2022. № 2 (10). С. 36-66.
33. Фортунатов А. Н. Взаимодействие субъектов социальной коммуникации в медиареальности. Нижний Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2009.
34. Фортунатов А. Н. Кибергуманизм. Как коммуникативные технологии трансформируют наше общество. Москва: ФЛИНТА, 2023.
35. Хватова М. Б. Утрата доверия как показатель нравственного кризиса // Наука. Искусство. Культура. 2019. Вып. 2 (22). С. 171-175.
36. Ямпольская А. Г., Великанов П. И., Логинов А. В. Доверие как ценность: обсуждение проблемы // Ценности и смыслы. 2023. № 5 (87). С. 133-150.
37. Carter J. A., Simion M. The ethics and epistemology of trust // Internet Encyclopedia of Philosophy. 2020. Available at: https://eprints.gla.ac.uk/221492/ (accessed: 10.01.2023).
38. Bandura A., Ross D., Ross S. A. Übernahme von Aggression durch Imitation aggressiver Verhaltensweisen // Kornadt H.-J. (Hrsg.) Aggression und Frustration als psychologisches Problem. Bd.2. Darmstadt, 1992. S. 319-338.
39. Bok S. TV Violence, Children, and the Press. Discussion Paper D-16. Harvard University, 1994.
40. Czaja D. (Hrsg.) Kinder brauchen Helden. Power Rangers & Co. unter der Lupe. München, 1997.
41. Der mißachtete Leser. Zur Kritik der deutschen Presse. Verlag Reinhard Fischer. München, 1992.
42. Dordick H.S., Wang G. The Information Society: A Retrospective View. Newbury Park. L., 1993
43. Fiske J. Television and Postmodernism // Curran J., Gurevitch M. (eds.) Mass Media aun Society. L.: Edward Arnold, 1991.
44. Gerbner G., Schramm W. Communications, Syudy of // International Enciclopedia of Communications / Ed. by E. Barnouw, G. Gerbner, W. Schramm, T.L. Worth, L. Gross. Published jointly with the Annenberg School of Communications. Univ. of Pennsylvania – Oxford Univ. press. N.Y.; Oxford, 1989. Vol. 1.
45. Grimm J. Kinder, Jugend und Medien. Bericht zum internationalen Forschungstand. Schlußfolgerungen für den Jugendmedienschutz. Kiel, 1994.
46. Kirschner J. Manipulieren – aber richtig. München, 1976.
47. Maletzke G. Psychologie der Massenkommunikation. Theorie und Systematik. Hamburg, 1972.
48. McQuail D. Mass Communication Theory: An Introduction. 4th edition. London: Sage Publications, 2000.