Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Сквозные технологии как инструмент формирования социокультурной компетенции инофонов в процессе лингвострановедческой адаптации в пространстве «городского текста»

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-7

Аннотация

Введение. Одним из ключевых процессов, связанных с пребыванием студента-инофона, приехавшего изучать иностранный язык в чужую страну, является лингвострановедческая адаптация в новом культурно-географическом пространстве. Результатом успешной адаптации становится сформированность у студента социокультурной компетентности, осознание региональной идентичности. С точки зрения методики преподавания русского языка как иностранного представляется значимым поиск наиболее эффективных технологий, методов и приемов, которые позволили бы погрузить инофона в естественную среду. Сквозные технологии, применяемые в городском пространстве с целью получения разнонаправленной информации для носителей языка и иностранцев, отвечают данной методической задаче. Аутентичные тексты чат-ботов, интерактивные карты становятся дидактическим материалом для формирования ключевых компетенций студента-инофона.

Материалы и методы. Теоретическая база исследования – научные труды, связанные с методикой преподавания русского языка как иностранного, проблемами лингвокультурной адаптации и применением сквозных технологий в лингвистическом образовании. Материалами исследования являются аутентичные (естественные) тексты цифровой городской среды: онлайн-карты, чат-боты, аудиогиды, – способствующие более эффективной лингвокультурной адаптации инофонов к «чужому» пространству. На основе методов системного анализа и обобщения было проведено теоретическое осмысление опыта работы с иностранными студентами в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. Ключевыми понятиями, используемыми в работе, являются «цифровая педагогика», «сквозные технологии», «городской текст», «региональная идентичность». «социокультурная компетенция», «лингвострановедческая адаптация».

Результаты исследования. Использование сквозных технологий в практике преподавания русского языка как иностранного в настоящее время является эффективным способом формирования коммуникативной компетенции. Городское пространство дает возможность непосредственного погружения в среду изучаемого языка. В практике преподавания активно используются онлайн-карты, по которым могут быть составлены задания, направленные на формирование навыков любого из видов речевой деятельности (чтения, говорения, аудирования, письма). С другой стороны, онлайн-карты могут стать основой для проектной деятельности обучающихся. Ещё одним онлайн-инструментом для развития навыков коммуникации на иностранном языке являются чат-боты. Чат-бот дает возможность изучать иностранный язык и поддерживать навык общения в удобном для ученика ритме, при этом снимается страх ошибки, т. к. происходит взаимодействие с искусственным интеллектом. Чат-бот «АудиоГидНН» позволяет изучающему русский язык как иностранный войти в городское пространство, знакомиться с городом и изучать язык одновременно.

Обсуждение и заключения. Современные сквозные технологии представляют собой эффективные инструменты для обучения иностранному языку, в том числе русскому как иностранному. Виртуальные карты, аудиогиды, чат-боты позволяют смягчить культурный шок от чужого урбанистического пространства у носителя иностранного языка, находящегося в новой для него среде, создают условия для лингвокультурной адаптации инофона, а также способствуют изучению русского языка благодаря непосредственному погружению в городской – русскоязычный – текст.

Об авторах

А. Л. Латухина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Латухина Анна Леонидовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии.

Нижний Новгород

Researcher ID: O-1465-2018



Ю. А. Маринина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Маринина Юлия Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной филологии, заведующий кафедрой русской и зарубежной филологии.

Нижний Новгород

Researcher ID: M-7257-2013



Р. Савант
Университет имени Джавахарлала Неру
Индия

Савант Рича – Ph.D. in Russian language, заведующий Центром русских исследований Школы языковых, литературных и культурных исследований.

Нью-Дели



Список литературы

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов (теория и практика обучения языков). Москва: Икар, 2010. 446 с.

2. Алехин Р. Ю., Воронина И. Е. Выбор модели и метода для реализации чат-бота – помощника в изучении иностранных языков // Актуальные проблемы прикладной математики, информатики и механики: сборник трудов международной научной конференции. Воронеж: Научно-исследовательские публикации, 2020. С. 149-151.

3. Амелина И. О., Ковалева Т. В., Шульгина Н. П. Формирование региональной идентичности иностранных обучающихся в контексте аккультурации в преподавании русского языка как иностранного (этап довузовской подготовки) // Актуальные проблемы аккультурации в контексте преподавания русского языка как иностранного: к юбилею со дня рождения профессора Г. Г. Городиловой: сборник материалов международной научно-практической конференции, Москва, 18–19 февраля 2022 года. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2022. С. 104-111.

4. Баранова Т. А., Воронцова Е. В., Гришина А. С. Опыт использования технологии чат-бот при обучении иноязычной лексике студентов младших курсов неязыковых специальностей (на примере СПБПУ) // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам: сборник научных статей по итогам VII Международной научно-практической конференции. Брянск: БГИТУ, 2019. С. 266-271.

5. Башарова Н. Ф., Фархетдинова Г. Д. Региональный компонент в преподавании русского языка как иностранного // Казанский педагогический журнал. 2018. № 1. С. 99-102.

6. Вайндорф-Сысоева М. Е., Пчелякова В. В. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 3. С. 1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-1.

7. Ворохобов А. В., Плисов Е. В. Теоретические аспекты практики внедрения виртуальной образовательной среды // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 3. С. 5. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-5.

8. Выхованец Н. А. Региональный компонент как основа культуроориентированной методики преподавания РКИ // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. 2015. Т. 6, № 4. С. 424-428.

9. Голомидова М. В. Урбанонимы как ресурс управления восприятием городского пространства // Коммуникативные исследования. 2019. Вып. 6, № 1. С. 11-30. DOI: 10.25513/2413-6182.2019.6(1).11-30.

10. Дзюба Е. М., Ильченко Н. М. Ценностный потенциал национально-регионального компонента в подготовке преподавателя русского языка как иностранного (из опыта работы) // Наука и школа. 2023. № 3. С. 157-166. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-157-166.

11. Дзюба Е. М., Латухина А. Л. Вербализация сенсорики городского пространства Нижнего Новгорода на занятиях по РКИ // Русский язык в современном научном и образовательном пространстве: сборник тезисов Международной научной конференции, посвященной 90-летию профессора Серафимы Алексеевны Хаврониной, Москва, 28–29 октября 2020 года. Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2020. С. 153-155. EDN YINJRD.

12. Еременко В. П. Лингвострановедческий аспект в обучении русскому языку как иностранному: учебная экскурсия как средство адаптации и аккультурации иностранных учащихся (на примере экскурсии «Масленица: история и традиции праздника») // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Серия: Методика преподавания языка и литературы. 2023. № 02 (19). URL: https://scipress.ru/fam/articles/lingvostranovedcheskij-aspekt-v-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-uchebnaya-ekskursiya-kak-sredstvo-adaptatsii-i-akkulturatsii-inostrannykh-uchashhikhsya-na-primere-ekskursii-maslenitsa-istoriya-i-traditsii-prazdnika.html (дата обращения: 10.11.2023).

13. Коннова З. И., Семенова Г. В. Роль технологии дополненной реальности в процессе развития социокультурной компетенции при обучении иностранному языку // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tehnologii-dopolnennoy-realnosti-v-protsesse-razvitiya-sotsiokulturnoy-kompetentsii-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 10.11.2023).

14. Куликова О. А. Культурный шок: социально-психологическая адаптация к новой культурной среде // Вестник ГУУ. 2017. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-shok-sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-k-novoy-kulturnoy-srede (дата обращения: 10.11.2023).

15. Маринина Ю. А., Ефимова Е. С. Использование мультимедийных технологий на занятиях по РКИ (методическая разработка «Влюбиться в Нижний») // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин. Нижний Новгород: Мининский университет, 2022. C. 127-133.

16. Матвеева О. Ю. Технология дополненной реальности в обучении и ее место в информационно-коммуникационной компетенции преподавателей иностранных языков // Преподаватель XXI век. 2021. № 2. Часть 1. С. 94-102. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-94-102.

17. Морарь Д. И. Использование региональных текстов на уроках русского языка как иностранного // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации: сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием, Москва, 07–10 декабря 2020 года. Часть 7. Москва, 2020. С. 242-248.

18. Нефедов И. В., Пантелеев А. Ф. Усвоение фонетики русского языка как основа аккультурации китайских студентов // Научная мысль Кавказа. 2023. № 2 (114). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usvoenie-fonetiki-russkogo-yazyka-kak-osnova-akkulturatsii-kitayskih-studentov (дата обращения: 10.11.2023).

19. Питерова А. Ю. Культурный шок: особенности и пути преодоления // Наука. Общество. Государство. 2014. № 4. С. 1-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnyy-shok-osobennosti-i-puti-preodoleniya (дата обращения: 10.11.2023).

20. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02. Москва, 1992. 528 с.

21. Селиверстова О. В., Зимовина О. В. Применение современных цифровых технологий при обучении иностранным языкам // Основные тенденции и перспективы развития экономики в координатах цифровой эры: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. Хабаровск: Хабаровский государственный университет экономики и права, 2018. С. 336-340.

22. Семенова Г. В., Исаева А. Ю. Использование технологий дополненной реальности при формировании иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 1 URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN120.pdf (дата обращения: 10.11.2023).

23. Срини Джанарсанам. Практическое руководство по разработке чат-интерфейсов: пер. с англ. М. Райтман. Москва: ДМК Пресс, 2019. 340 с.

24. Степанова Н. С., Ковалева Т. В., Амелина И. О. Организация межэтнического взаимодействия в процессе социокультурной адаптации иностранных обучающихся на этапе предвузовской подготовки // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сборник статей IV Международного конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов(отделений) вузов РФ и V Всероссийской научно-практической конференции (16–18 октября 2019 г., Москва) / отв. ред.: М. Н. Русецкая, Е. В. Колтакова. Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2019. С. 514-518.

25. Тамбовкина Т. Ю., Насырова А. А. Региональная идентичность – важная составляющая профессиональной подготовки бакалавра лингвистики в вузе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 2. С. 120-127.

26. Храпова В. А., Карандашов И. В. Региональный текст в современной социокультурной динамике // Logos et Praxis. 2018. № 4. С. 125-131.

27. Шмалько-Затинацкая С. А., Храброва О. С. Проективная методика преподавания РКИ иностранным студентам на продвинутом этапе обучения // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории. Санкт-Петербург, 2016.

28. Щукин А. Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы): учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. Москва: ВК, 2016. 336 с.

29. Язецкий Е. Ю. Чат-бот как средство сопровождения образовательного процесса // Молодой ученый. 2021. № 17 (359). С. 17-20. URL: https://moluch.ru/archive/359/80327/ (дата обращения: 10.11.2023).

30. Ятманов В. А., Фисханова Г. Р. Использование чат-ботов при изучении английского языка // Актуальные проблемы аграрной науки: состояние и тенденции развития: материалы Национальной научно-практической конференции. Димитровград, 2019. С. 126-130.

31. Alzahrani N. M. Augmented Reality: a systematic review of its benefits and challenges in e-learning contexts // Applied Sciences. 2020. Vol. 10. Pp. 1-21. https://doi.org/10.3390/app10165660.

32. Armada E. D. T., Saifulloh A. I., Mustopa D. The Development of Augmented Reality Android Application: M-Learning to Build Students Speaking Skill // MAJELIS: Majapahit Journal of English Language Studies. 2019. Vol. 1 (1). Pp. 15-25. Available at: http://ejurnal.unim.ac.id/index.php/majelis/article/view/507 (accessed: 10.11.2023).

33. Bonner E., Reinders H. Augmented and virtual reality in the language classroom: practical ideas // Teaching English with technology. 2018. Vol. 18 (3). Pp. 33-53. Available at: https://www.researchgate.net/publication/328781217_Augmented_and_Virtual_Reality_in_the_Language_Classroom_Practical_Ideas (accessed: 10.11.2023).

34. Dzyuba E. M., Ilchenko N. M.; Latukhina A. L.; Marinina J. A.; Sheveleva T. N. National-regional component in concept of open education courses on russian as foreign language // Revista EntreLinguas, Araraquara. 2021. Vol. 7, no. esp.4. P. e021078. http://dx.doi.org/10.29051/el.v7iesp.4.15623.

35. Fryer L. K., Coniam D., Carpenter, R., Lăpușneanu, D. Bots for language learning now: Current and future directions // Language Learning & Technology. 2020. Vol. 24 (2). Pp. 8-22.

36. Fryer L. K., Nakao K., Thompson A. Chatbot learning partners: Connecting learning experiences, interest and competence // Computers in Human Behavior. 2019. No. 93. P. 279-289.

37. Hellermann J. Mobile reading as social and embodied practice // Classroom Discourse. 2017. Vol. 2 (8). Pp. 99-121.

38. Kukulska-Hulme A. An overview of mobile assisted language learning: From content delivery to supported collaboration and interaction // ReCALL. 2008. Vol. 3. Pp. 271-289.

39. Silchenkova L., Likhachev S., Desyaeva N. [et al.] Learning opportunities of urban space semiotics // Education and City: Education and Quality of Living in the City: The Third Annual International Symposium, Moscow, 24–26 августа 2020 года. Vol. 98. Moscow: SHS Web of Conferences, 2021. P. 3008. DOI: 10.1051/shsconf/20219803008. EDN XUAMXQ.


Рецензия

Просмотров: 325


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)