Развитие концепта «духовность-нравственность» в отечественном педагогическом образовании последнего столетия
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-2-3
Аннотация
Введение. Статья представляет собой результат анализа сложного двухъядерного концепта «духовность-нравственность» в дискурсе учебного текста по педагогике. Целью данного исследования было рассмотрение динамики модели концепта для педагогического дискурса ХХ века, включающей базовые для него понятийные признаки. Сами по себе понятия «духовность» и «нравственность» настолько сложны и неоднозначны, что педагоги неоднократно вынуждены были переосмысливать их и менять содержание воспитания подрастающих поколений.
Материалы и методы. Для более точного определения понятий «духовность» и «нравственность» был использован метод концептуального анализа. Применение концептологического анализа позволило разработать систему понятийных признаков для каждого из ядерных понятий.
Результаты исследования. В основу структуры концепта положены пять понятийных признаков, характерных для обоих ядерных понятий: идеальность, комплексность, достижимость, социальная и индивидуальная обусловленность. Полученная модель была применена к текстам учебников по педагогике дореволюционного, советского и постсоветского периодов. Во всех случаях установлено ее неполное соотношение с исходной языковой формой. В дореволюционный период структура концепта лишена двухъядерности, понятие «духовность» имеет сложную структуру и индивидуально обусловлено, возможность его полной реализации скорее отрицается, вербальных признаков его зависимости от общественных установок в тексте не обнаружено, не в полной мере реализован признак идеальности. Реализация концепта в тексте учебника середины ХХ века выглядит слишком идеализировано. Конструирование абсолютно новой коммунистической морали позволяло представить актуальное понимание концепта «широкими мазками», выразить убежденность неофитов в реальности воплощения эталона настоящего коммуниста средствами советского воспитания. Предлагаемая современными авторами модель не реализует ядро нравственности вообще. Учебник возвращается к одному из исходных представлений о духовности, но с существенными различиями. Во-первых, уравниваются все религиозные представления и исключается доминирование одной из конфессий в процессе духовного воспитания. Во-вторых, слабая социальная обусловленность воспринимается как недостаток, подлежащий устранению. Проведен анализ факторов, сдерживающих полноценную репрезентацию концепта, даны рекомендации по их устранению.
Обсуждение и заключения. Предлагается рассматривать современный запрос на духовнонравственное воспитание в свете нормальной эволюции концепта, заложенного в его основу. Несмотря на порядок слов в номинирующем словосочетании, ядро нравственности интерпретативно и фундаментально для корректного понимания духовности. Для результативной работы над запросами духовно-нравственного воспитания личности рекомендуем организовать практическую работу последовательно, с поступательным и постепенным становлением сначала нравственных ценностей, а потом уже духовных. Базовыми принципами такой работы следует сделать те понятийные признаки, которые регулярно и полноценно реализуются в каждом из ядер концепта.
Об авторе
Н. П. ХватаеваРоссия
Хватаева Наталия Петровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
Глазов
Список литературы
1. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии: монография. Москва: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. 434 с.
2. Богуславский М. В. Синергетика и педагогика // Магистр. 1995. № 2. С. 89-95.
3. Голованова Н. Ф. Общая педагогика: учебное пособие для вузов. Санкт-Петербург: Речь, 2005. 317 с.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избранные статьи / совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ. Москва: Олма-Пресс: Красный ролетарий, 2004. 700 с.
5. Дмитриева Н. М. Влияние литературы на развитие духовного мира человека // Искусство образования во втором тысячелетии (Теория. Практика. Педагогические позиции): материалы конференции. Оренбург, 2001. С. 85-87.
6. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Москва: Русский язык, 2000.
7. Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. Москва: Педагогика, 1990. 166 с.
8. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2003. 256 с.
9. Мосолов В. А. Парадигмы воспитания в педагогической мысли России XI – XX вв.: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.06. Санкт-Петербург, 2000. 41 с.
10. Несмелов В. И. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань: Репринт. изд., 1992. 109 с.
11. Основы христианской православной веры / сост. прот. В. Глиндский. Москва: Паломник, 1994. 287 с.
12. Педагогика: учебное пособие для педагогических высших учебных заведений и университетов / под ред. проф. И. А. Каирова. Москва: Государственное учебнопедагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1948. 463 с.
13. Пименова М. В. Концепты внутреннего мира человека (русско-английские соответствия): дис. … д-ра филол. наук: 10.02.01. Санкт-Петербург, 2001. 497 с.
14. Подласый И. П. Педагогика: учебник. Москва: Высшее образование, 2006. 540 с.
15. Проблема духовности в наследии светских и православных педагогов и современная школа: тезисы областной научно-практической конференции, 17-18 марта 1996 г. Рязань, 1996. 112 с.
16. Семёнов А. В. Этимологический словарь русского языка. Москва: ЮНВЕС, 2003. 704 с. (Русский язык от А до Я).
17. Скворцов И. В. Записки по педагогике, применительно к программе педагогики в женских гимназиях, институтах и других средних учебных заведениях... Часть 1: Общая педагогика. 16-е изд. Санкт-Петербург: Я. Башмаков и К°, 1912. XVI. 203 с.
18. Словарь русского языка: в 4 томах / под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. Москва: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999.
19. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. 3-е изд., испр. и доп. Москва, 2004. 992 с.
20. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 10.02.2024).
21. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция. Москва: Дом Славянской книги, 2008. 959 с.
22. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 томах: пер. с нем. Russisches etymologisches Wörterbuch / перевод и дополнения О. Н. Трубачёва. 4-е изд., стереотип. Москва: Астрель – АСТ, 2004. Т. 4. 860 с.
23. Этимологический словарь русского языка / составитель Г. А. Крылов. Санкт-Петербург: ООО «Полиграфуслуги», 2005. 432 с.