Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Эмпатические способности студентов медицинского вуза: анализ теоретико-эмпирического исследования

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-10

Аннотация

Введение. В статье рассмотрены эмпатические способности студентов в процессе обучения в медицинском вузе. Проанализировано понятие «эмпатия», оно понимается как профессионально значимое свойство (качество) личности врача. Рассмотрено многообразие представлений об эмпатических способностях личности будущих медицинских работников с целью обобщения знаний о данном феномене. Авторами диагностированы особенности эмпатических способностей будущих врачей у студентов, обучающихся в медицинском вузе. Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования эмпатических способностей студентов-медиков. Эмпирическую выборку составили студенты ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Минздрава России по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» в количестве 103 человек. Проблема исследования – изучение эмпатических способностей студентов в процессе обучения в медицинском вузе для создания программы развития их эмпатических способностей. Цель исследования – теоретико-методологический анализ феномена эмпатии в отечественной и зарубежной литературе, изучение эмпатических способностей личности, диагностика уровня развития эмпатических способностей студентов 1-5 курсов медицинского вуза.

Материалы и методы. В эмпирическом исследовании применялись следующие методы и методики: наблюдение, опрос, тестирование, тест «Диагностика уровня эмпатии» (В.В. Бойко); «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбяна и Н. Эпштейна); «Диагностика эмоционального интеллекта» (Н. Холл). Обработка результатов проводилась при помощи методов математической статистики (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ) и компьютерной программы STATISTIKA (версия 10.0).

Результаты исследования. Установлено, что эмпатические способности студентов в процессе обучения в медицинском вузе на 1 курсе выше, чем на 5 курсе. У студентов 2, 3 и 4 курсов диагностирован средний уровень эмпатических способностей в процессе обучения в медицинском вузе. Результаты теоретико-эмпирического исследования свидетельствуют о необходимости развития эмпатических способностей будущих медицинских работников в процессе обучения в вузе.

Обсуждение и заключения. Проведенное нами теоретико-эмпирическое исследование показало, что у студентов в процессе обучения в медицинском вузе уровень эмпатических способностей может быть нестабилен в зависимости от курса обучения. Эмпатические способности студентов медицинского вуза имеют свои особенности и соотносятся с требованиями, предъявляемыми к профессиональным и личностным компетенциям будущего врача.

Об авторах

В. В. Ким
Школа-интернат «Вера»
Россия

Ким Виктория Викторовна – психолог.

Рязань



И. С. Ганишина
Академия ФСИН России
Россия

Ганишина Ирина Сергеевна – доктор психологических наук, доцент, начальник кафедры юридической психологии и педагогики психологического факультета.

Рязань



С. Н. Сорокоумова
Российская академия образования; Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации; Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Сорокоумова Светлана Николаевна – доктор психологических наук, профессор; профессор Российской академии образования; главный научный сотрудник, Главный центр научных исследований, Федеральная служба ВНГ РФ; профессор кафедры военно-научных исследований факультета повышения квалификации кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования, СПВИ ВНГ РФ.

Москва; Санкт-Петербург



Список литературы

1. Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Москва, 1999. 487 с.

2. Анисимова Е. В. Эмпатия и ее роль в межличностном взаимодействии в подростковом возрасте // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8, № 6А. С. 244-255.

3. Афанасьев В. В., Куницына С. М., Лыкова Т. А. Развитие эмпатической культуры студентов вузов // Педагогический журнал. 2021. Т. 11, № 2А. С. 172-179. DOI: 10.34670/AR.2021.13.42.024.

4. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. 2012. № 8 (43). С. 254-256. URL: https://moluch.ru/archive/43/5271/ (дата обращения: 09.10.2023).

5. Богачева О. Ю. Эмпатия как профессионально важное качество врача (на примере врачей терапевтов и врачей хирургов): дис. … канд. психол. наук: 19.00.03. Ярославль, 2014. 169 с.

6. Бодалев А. А., Каштанова Т. Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Ленинград, 1975. Т. XXXVI. С. 11-19.

7. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. Москва, 1996. 472 с.

8. Будаговская Н. А., Дубровская С. В., Карягина Т. Д. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1. С. 202-227.

9. Валиуллина Е. В. Эмпатические способности и самооценка личности в молодом возрасте // Научный вестник Крыма. 2019. № 5 (23). С. 1-12.

10. Василькова А. П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков: дис. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 1998. 166 с.

11. Ветлужская М. В., Абрамова А. А., Сердакова К. Г., Быкова Е. Е., Хамматова Р. С., Шурупова Р. В. Особенности эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза // Интеграция образования. 2019. № 3. С. 404-422.

12. Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания / под ред. А. А. Бодалева. Москва, 1981. С. 122-138.

13. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-158.

14. Гаврилова Т. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 17-19.

15. Ганишина И. С., Ким В. В. К вопросу о формировании эмпатических способностей студентов медицинского вуза // Антропоцентрические науки в образовании: сборник научных статей XVII международной научно-практической конференции. Воронеж, 2022. С. 121-124.

16. Ганишина И. С., Сундукова В. В. Формирование антикоррупционной и антинаркотической направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России // Профессиональная подготовка будущих специалистов различного профиля: монография / под ред. А. Ю. Нагорновой. Ульяновск, 2019. С. 190-201.

17. Гевандова М. Г., Прасолова О. В., Макаренко Э. Н., Михайленко А. К., Походенко М. В., Коптева Т. С., Макаренко В. В., Тривайло А. Д. Психолого-педагогические условия формирования эмпатических способностей студентов медицинского университета в рамках преподавания дисциплины «Биология» // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31495 (дата обращения: 09.10.2023).

18. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 61-68.

19. Елеференко И. О. Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (на примере подготовки телерадиожурналистов, режиссеров кино и телевидения, мультимедиа-программ): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2005. 26 с.

20. Карягина Т. Д. Некоторые проблемы изучения эмпатии в контексте психологического консультирования и психотерапии // Культурно-историческая психология. 2009. Т. 5, № 4. С. 115-124.

21. Карягина Т. Д., Иванова А. В. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 4. С. 182-207.

22. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности: монография. Москва: Наука, 1988. 192 с. ISBN 5-02-013719-7.

23. Краснов Е. В., Крюкова Е. А., Котловский М. Ю. Эмпатия и личностные качества врачей, работающих в условиях пандемии COVID-19 // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 2. С. 287-296.

24. Кубекова А. С., Сергеева М. А. Связь эмпатии и личностных свойств у студентов медицинского университета // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 3. 10 с. URL: https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN322.pdf (дата обращения: 09.10.2023).

25. Липпс Т. Руководство к психологии / пер. с нем. М. А. Лихарева. Санкт-Петербург: Издательство О. Н. Поповой, 1907. 394, IV с.

26. Мануйлов Г. В. Особенности эмпатии и рефлексии личности на разных этапах освоения деятельности: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. Челябинск, 2019. 151 с.

27. Менджерицкая Ю. А. Эмпатия личности. Социальная психология личности. Москва, 1999. 425 с.

28. Нитченко А. К. К вопросу о единицах эмпатии // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: тезисы докладов. Вторая всесоюзная конференция. Москва,1979. С. 59-60.

29. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990. 191 с.

30. Орлов А. Б., Хазанова М. А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 68-73.

31. Пашукова Т. И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар, 1983. С. 76-92.

32. Педагогические модели формирования эмпатийно-коммуникативной компетентности студентов / Н. С. Шкитина, Е. В. Гнатышина, Н. С. Касаткина, Е. Ю. Немудрая, М. В. Циулина // Перспективы Науки и Образования. 2019. № 3. С. 101-118. https://doi.org/10.32744/pse.2019.3.8.

33. Суслов Ю. Е. К вопросу о проблемах развития эмпатии у сотрудников пенитенциарной системы // Психология и право. 2022. Т. 12, № 2. С. 69-84. https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120206.

34. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 12.08.2020 № 988 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело» (Зарегистрирован 26.08.2020 № 59493). URL: https://base.garant.ru/74566342/ (дата обращения: 09.10.2023).

35. Приказ Минтруда РФ от 21.03.2017 № 293н «Об утверждении профессионального стандарта "врач – лечебник (врач – терапевт участковый)» (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.04.2017 № 46293). URL: https://base.garant.ru/71648500/ (дата обращения: 09.10.2023).

36. Рзаева Ж. В., Яценко Т. Е. Эмпатия как компетенция специалистов помогающих профессий: метод. рекомендации для студентов пед. специальностей / сост.: Ж. В. Рзаева, Т. Е. Яценко. Барановичи: БарГУ, 2018. 89 с. ISBN 978-985-498-787-3.

37. Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. Москва: ЧеРо, 2002. С. 428-430.

38. Соловьев Д. А. Развитие эмпатии у студентов педагогических направлений подготовки средствами психологического тренинга: дипломная работа (диссертация магистра психологии): 44.04.02. Кемерово, 2020. 94 с.

39. Сопиков А. П. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977. С. 89-86.

40. Сорокоумова С. Н., Елшанский С. П., Пучкова Е. Б., Суховершина Ю. В. Когнитивные стили и персонализация обучения студентов-психологов // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 1 (30). С. 10.

41. Сорокоумова С. Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с задержкой психического развития к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений: дис. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2005. 339 с.

42. Сорокоумова С. Н., Исаев В. П. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 186-190.

43. Тарновская Н. Н. Взаимосвязь эмпатии и внутренней конфликтности в возрасте ранней зрелости: монография. Санкт-Петербург: Лема, 2013. 175 с. ISBN 978-5-98709-738-0.

44. Хонелидзе Д. С., Родин Ю. И., Сорокоумова С. Н. Состояние физического и психического здоровья студентов на начальном этапе обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 4. С. 9.

45. Черненко М. С. Профессиональная эмпатия во взаимодействии врача и пациента: выпускная квалификационная работа: магистерская диссертация: 37.04.01. Москва: МГППУ, 2020. 89 с.

46. Юсупов И. М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. Казань: Изд-во Казанского университета, 1993. 204 с. ISBN 5-7464-1125-6.

47. Assing Hvidt E., Ulsø A., Thorngreen C.V. et al. Empathy as a learning objective in medical education: using phenomenology of learning theory to explore medical students’ learning processes // BMC Medical Education. 2022. Vol. 22. P. 628. https://doi.org/10.1186/s12909-022-03696-x.

48. Aziz A. B., Ali S. K. Relationship between level of empathy during residency training and perception of professionalism climate // BMC Medical Education. 2020. Vol. 20. P. 320. https://doi.org/10.1186/s12909-020-02231-0.

49. Batchelder L., Brosnan M., Ashwin C. The Development and Validation of the Empathy Components Questionnaire (ECQ) // PLoS ONE. 2017. Vol. 12(1). P. e0169185. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0169185.

50. Bętkowska-Korpała B., Pastuszak-Draxler A., Olszewska-Turek K. et al. Personality characteristics of empathy profiles – practical implications for education of medicine students // BMC Medical Education. 2022. Vol. 22. P. 376. https://doi.org/10.1186/s12909-022-03432-5.

51. Bons D. M. A., Scheepers F. E., Rommelse N. N. J., Motor J. K. B. Emotional and Cognitive Empathic Abilities in Children with Autism and Conduct Disorder // Proceedings of Measuring Behavior. 2010. Vol. 24 (27). Pp. 109-113.

52. Cuff B. M. P., Brown S. J., Taylor L., Howat D. Empathy: A Review of the Concept // Emotion Review. 2016. Vol. 8 (2). Pp. 144-153. https://doi.org/10.1177/1754073914558466.

53. Davis M. H. A Multidimensional Approach to Individual Differences in Empathy // JSAS Catalog of Selected Documents in Psychology. 1980. Vol. 10. 19 p. Available at: https://www.uv.es/~friasnav/Davis_1980.pdf (accessed: 09.10.2023).

54. Hizomi Arani R., Naji Z., Moradi A. et al. Comparison of empathy with patients between first-year and last-year medical students of Tehran University of Medical Sciences // BMC Medical Education. 2021. Vol. 21. P. 460. https://doi.org/10.1186/s12909-021-02897-0.

55. Luchner A. F., Tantleff-Dunn S. Dysfunctional Empathy in Vulnerable Narcissism // North American Journal of Psychology. 2016. Vol. 18 (3). Pp. 597-610.

56. Messineo L., Seta L., Allegra M. The relationship between empathy and altruistic motivations in nursing studies: a multi-method study // BMC Nursing. 2021. Vol. 20. P. 124. https://doi.org/10.1186/s12912-021-00620-4.

57. Piumatti G., Abbiati M., Baroffio A., Gerbase M.W. Associations between motivational factors for studying medicine, learning approaches and empathy among medical school candidates // Advances in Health Sciences Education. Theory and Practice. 2019. Vol. 24 (2). Pp. 287-300. https://doi.org/10.1007/s10459-018-9866-6.

58. Preston S. D., de Waal F. B. Empathy: Its ultimate and proximate bases // Behavioral and Brain Sciences. 2002. Vol. 25. Pp. 1-20.

59. Santiago L. M., Rosendo I., Coutinho M. L. et al. Comparing empathy in medical students of two Portuguese medicine schools // BMC Medical Education. 2020. Vol. 20. P. 153. https://doi.org/10.1186/s12909-020-02034-3.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 521


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)