Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Организация методической работы учителя по ликвидации дефицитов профессиональной подготовки, основанной на информальном образовании

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-2

Аннотация

Введение. Интенсивные и глобальные изменения, происходящие в обществе, цифровизация и конвергенция образования, изменение ценностных ориентаций и снижения интереса к обучению у молодого поколения повышают требования к профессиональным компетенциям педагогов и сформированности их личностных качеств. Одним из значимых путей развития профессионализма педагогов и повышения качества образования в целом является методическое сопровождение процесса ликвидации профессиональных дефицитов педагогов, основанное на информальном образовании. Исходя из этого, цель данной статьи – разработка и обоснование решений по организации методической работы учителя, направленной на ликвидацию дефицитов профессиональной подготовки, основанной на информальном образовании.

Материалы и методы. Исследование проводилось посредством анализа научной литературы по проблеме исследования, анализа нормативно-правовых источников, обобщения собственного практического опыта исследования проблем развития профессиональных компетенций педагогов. В ходе исследования была проанализирована истории становления методической службы в России, изучено ее современное состояние, рассмотрены результаты эмпирических исследований, направленных на оценку компетентности педагогов общего образования. Методы исследования: анализ теоретической и нормативно-правовой литературы, историографический анализ, обобщение, формулировка выводов, анализ практического опыта, анкетирование, метод экспертных оценок.

Результаты исследования. Обобщенную характеристику состояния методической службы можно описать как внутренне противоречивую. С одной стороны, процессы гуманизации образования, протекавшие в последние десятилетия, способствовали раскрытию творческого потенциала талантливых педагогов, создавших целый ряд авторских школ, обогативших педагогику новыми подходами к обучению и воспитанию, новыми методами и технологиями обучения. С другой стороны, децентрализация методической службы, не обеспеченная административным, нормативным, кадровым и экономическим ресурсами, в значительной степени дезорганизовала ее деятельность. Следствием указанных противоречий в том числе являются выявляемые в ходе проводимых исследований дефициты в отдельных компонентах профессиональной подготовки педагогов, что актуализирует для региональной системы образования поиск решения проблем развития компетентности педагогов.

Обсуждение и заключение. Методическая работа является частью целостной системы мер профессиональной подготовки педагога, целью и главным критерием продуктивности которой является компетентность педагога. В качестве эффективной педагогической практики повышения компетентности педагогов предлагаются следующие решения.

1. Традиционные формы организации методической работы, в основе своей опирающиеся на формальные и неформальные виды образования, не позволяют решить проблему дефицитов профессиональной подготовки.

2. Перспективным направлением развития методической работы учителя является использование информального образования, позволяющего обеспечить персонализацию образования с опорой на индивидуальные профессиональные потребности педагога.

3. Условием эффективной реализации методической работы средствами информального образования является сформированность цифровой образовательной среды.

4. Информальное образование педагога должно быть реализовано в формализованных организационно-управленческих условиях, позволяющих отслеживать индивидуальную динамику результатов педагога, выявлять зоны его профессиональных затруднений, осуществлять при необходимости экспертную поддержку.

5. Для полноценного использования преимуществ информального образования педагог должен обладать пользовательским уровнем сформированности цифровых компетенций, позволяющим ему эффективно функционировать в цифровой образовательной среде.

Об авторах

А. В. Савченков
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет; Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования
Россия

Савченков Алексей Викторович – доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, ЮУрГГПУ; ведущий научный сотрудник ФИЦТО.

Челябинск; Москва

Researcher ID: R-2475-2016



Ш. Ш. Бечиев
Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования
Россия

Бечиев Шахруди Шагидович – кандидат экономических наук, начальник отдела организации научной деятельности.

Москва

Researcher ID: R-0431-2023



Н. В. Уварина
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Уварина Наталья Викторовна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик.

Челябинск

Researcher ID: R-3119793



Н. А. Пахтусова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Пахтусова Наталья Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик.

Челябинск

Researcher ID: R-8656-2023



Список литературы

1. Аксентьева Л. Н. Эволюция проблемы организации методической работы в образовательных организациях России // Молодежь и наука: шаг к успеху: сборник научных статей 5-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых, Курск, 22–23 марта 2021 года: в 4-х томах / отв. редактор М. С. Разумов. Том 2. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. С. 11-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45605285 (дата обращения: 30.08.2023).

2. Алтыникова Н. В., Музаева А.А. Оценка предметных и методических компетенций учителей: апробация единых федеральных оценочных материалов // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 1. С. 31-41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37522530 (дата обращения: 03.09.2023).

3. Бечиев Ш. Ш., Наумов В. А. Цифровая образовательная среда как пространство развития профессиональных компетенций учителя средствами информального обучения // Информатизация образования и науки. 2023. № 3 (59). С. 14-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54349343 (дата обращения: 03.09.2023).

4. Василевская Е. В. Историко-педагогические аспекты становления и развития методической службы в России: монография. Москва: АПК и ПРО, 2002. 120 с. URL: https://studopedia.org/12-26888.html (дата обращения: 30.08.2023).

5. Вашечкина О. В., Сущенко Л. Н. Модель цифровой образовательной среды как единой среды коммуникации и профессионального роста педагогов // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. 2021. № 2 (14). С. 22-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47430422 (дата обращения: 30.08.2023).

6. Ефимова Е. В., Калимуллина Г. И., Гумерова О. В., Григорьева М. Д. Диагностика профессиональных дефицитов педагогов сельских школ как условие проектирования индивидуальной траектории учительского роста // Научно-педагогическое обозрение. 2023. № 1 (47). С. 7-17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50231846 (дата обращения: 02.09.2023).

7. Желязкова-Тея Т. К. Модели дифференциации формального, неформального и информального образования // Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 20-36. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36776696 (дата обращения: 30.08.2023).

8. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888 (дата обращения: 01.09.2023).

9. История становления методической службы в системе образования России: альманах / под ред. И. И. Тарадановой; сост. Т. Н. Щербакова. Москва: ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», 2022. 78 с. URL: http://bipkro.ru:65000/wp-content/uploads/2023/01/Almanah_ISTORIYa-STANOVLENIYa-METODIChESKOJ-SLUZhBY-V-SISTEME-OBRAZOVANIYa-ROSSII.pdf (дата обращения: 01.09.2023).

10. Концепция модернизации образования Российской Федерации на период до 2010 г. Утверждена Приказом министерства образования Российской Федерации от 11.02.2002 г. № 393. URL: https://base.garant.ru/1588306/ (дата обращения: 31.08.2023).

11. Кузьменко М. В., Казько Е. С. Готовность будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности: оценка предметных и методических компетенций // Непрерывное образование: XXI век. 2022. Вып. 2 (38). 134 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48943032 (дата обращения: 30.08.2023).

12. Ляшевская Н. В. Актуальность информального образования в контексте непрерывного образования // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 4 (28). С. 124-130. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36708464 (дата обращения: 03.09.2023).

13. Ляшевская Н. В. Информальное образование: подходы к определению понятия // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 7 (140). С. 10-14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39256256 (дата обращения: 30.08.2023).

14. Модернизация системы методического обеспечения развития общего образования: инновационные модели и механизмы / [Афанасьева Т. П., Логвинова И. М., Дудко С. А. и др.]; под научн. ред. Ю. С. Тюнникова. Москва: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 214 с.

15. Немова Н. В. Управление методической работой в школе. Москва: Сентябрь, 1999. 176 с.

16. Овчинников А. В. Нормативно-правовое регулирование методической работы с российским учительством (начало 1970-х – конец 1980-х годов) // Потенциал историко-образовательного знания в психолого-педагогической подготовке будущего учителя: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 29–30 октября 2021 года / науч. ред. М. В. Богуславский, отв. ред. М. А. Гончаров. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. С. 216-223. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46608072 (дата обращения: 31.08.2023).

17. Окерешко А. В. Формальное, неформальное и информальное образование: анализ отечественного и зарубежного опыта // Непрерывное образование. 2017. № 2 (20). С. 80-84. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30599473 (дата обращения: 03.09.2023).

18. Окерешко А. В. Что такое информальное образование педагога // Образование и наука в современных условиях: материалы VI международной научно-практической конференции (Чебоксары, 25 февраля 2016 г.) / ред. кол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 131-136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25730489 (дата обращения: 03.09.2023).

19. Очур Н. М. Декабрьский съезд учителей 1988 года – шаг к обновлению школы // Современные этнические процессы на территории Центральной Азии: проблемы и перспективы: сборник материалов II Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию со дня образования исторического факультета Тувинского государственного университета, Кызыл, 17–18 октября 2019 года. Кызыл: Тувинский государственный университет, 2019. С. 140-142. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41593426 (дата обращения: 01.09.2023).

20. Пахомова Е. М., Филатова Л. И. Методическая служба: современные требования и пути преобразования //Методист. 2004. № 1. С. 11-17.

21. Перекрестова Т. С. Авторская школа в отечественном образовании как феномен и инновационный проект // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 5 (128). С. 76-83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35124904 (дата обращения: 01.09.2023).

22. Положение о кустовом методическом объединении учителей. (Принято Всероссийским методическим совещанием 30 сентября 1938 г. при государственном научно-исследовательском институте школ Наркомпроса РСФСР) // Советская педагогика. 1938. № 12. С. 35-36.

23. Положение о методической работе в школе. (Принято Всероссийским методическим совещанием 30 сентября 1938 г. при государственном научно-исследовательском институте школ Наркомпроса РСФСР) // Советская педагогика. 1938. № 12. С. 33-34.

24. Положение о районном педагогическом кабинете районного отдела народного образования. (Принято Всероссийским методическим совещанием 30 сентября 1938 г. при государственном научно-исследовательском институте школ Наркомпроса РСФСР) // Советская педагогика. 1938. № 12. С. 37-39.

25. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550)]. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=281205 (дата обращения: 01.09.2023).

26. Пугачева Г. В. Инновационные функции муниципальной методической службы в обеспечении модернизации образования // Вестник Новгородского государственного университета. 2007. № 42. С. 54-56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15196127 (дата обращения: 30.08.2023).

27. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В. В. Давыдов. Москва, 1993. 607 с. URL: https://www.klex.ru/8me (дата обращения: 30.08.2023).

28. Хуторской А. В. 150 знаменитых русских педагогов: от Древней Руси до современной России // Эйдос. 2018. № 1. С. 15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35249417 (дата обращения: 31.08.2023).

29. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Москва: Российское педагогическое агентство, 1997. 264 с.

30. Эксперимент в школе: организация и управление: Рекомендации для руководителей школ и учителей: [сборник] / ред. М. М. Поташник; под ред. М. М. Поташника. Москва, 1991. 213 с.

31. Beaton M. C., Thomson S., Cornelius S., Lofthouse R., Kools Q., Huber S. Conceptualising Teacher Education for Inclusion: Lessons for the Professional Learning of Educators from Transnational and Cross-Sector Perspectives // Sustainability. 2021. No. 13. P. 2167. https://doi.org/10.3390/su13042167.

32. Braude S., Dwarika V. Teachers' experiences of supporting learners with attention-deficit hyperactivity disorder: Lessons for professional development of teachers // South African Journal of Childhood Education. 2020. Vol. 10, no. 1. Pp. 1-10. http://dx.doi.org/10.4102/sajce.v10i1.843.

33. Byun S. Interactional production of deficit talk in a professional development for mathematics teachers // Journal of Mathematics Teacher Education. 2023. No. 26. Pp. 53-78. https://doi.org/10.1007/s10857-021-09519-y.

34. Falk J. H., Meier D. D. Expanding the Boundaries of Informal Education Programs: An Investigation of the Role of Pre and Post-education Program Experiences and Dispositions on Youth STEM Learning // Frontiers in Education. 2021. Vol. 6. P. 672487. https://doi.org/10.3389/feduc.2021.672487.

35. Qiu Y. Confusion and Path of Preschool Teachers’ Professional Development under the Background of Big Data // Open Access Library Journal. 2019. No. 6. Pp. 1-10. https://doi.org/10.4236/oalib.1105836.

36. Rudeloff M. The influence of informal learning opportunities on adolescents’ financial literacy // Empirical Research in Vocational Education and Training. 2019. Vol. 11. P. 11. https://doi.org/10.1186/s40461-019-0086-y.

37. Spencer S. Out of the classroom: ‘informal’ education and histories of education // History of Education. 2021. Vol. 50, no. 4. Pp. 468-484. https://doi.org/10.1080/0046760X.2021.1900407.


Рецензия

Просмотров: 377


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)