Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Гуманитарная образовательная среда регионального вуза как объект мониторинга и менеджмента

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-1-3

Аннотация

Введение. Модернизация современного высшего образования обусловливает новые требования к структуре образовательной среды вуза как части образовательного пространства и социального окружения обучающихся и актуализирует ее гуманитарную компоненту. Стратегия воспитания гуманитарно образованной и гуманитарно ориентированной личности документально закрепляется в основополагающих документах ведущих университетов мира и предполагает наличие адекватного механизма оценки качества этой среды и ее ключевых субъектов. При этом в контексте реализации концепции академического лидерства, национальных идей в сфере науки и образования особая роль при организации мониторинга качества образования отводится регионам с целью максимально эффективной реализации их человеческого, интеллектуального и культурного капитала.

Материалы и методы. В соответствии с целями и задачами статьи методология исследования представлена группой теоретических (анализ и обобщение научной литературы, синтез полученной информации) и эмпирических методов (опрос, анкетирование, наблюдение). Методологическую основу составили исследования в области гуманизации образовательной среды вуза, качества высшего образования и мониторинга высшего образования. Автор исходит также из понимания развития региональной системы высшего образования как сложноорганизованных многосторонних взаимодействий различных участников, основными среди которых являются органы управления, институты гражданского общества, работодатели, администрация учебного заведения, обучающиеся, профессорско-преподавательский состав.

Результаты исследования. Оценка эффективности и мониторинг эффективности деятельности высших учебных заведений представляют собой один из основных открытых информационных источников для полномасштабных исследований образовательного процесса и анализа актуального состояния образовательной среды университетов разного уровня и направлений. Представлены подходы отечественных и зарубежных исследователей к сущности и структуре образовательной среды и гуманитарной образовательной среды, раскрыто содержание таких ключевых терминов, как «мониторинг», «мониторинг в образовании», «менеджмент в образовании». В качестве основных показателей мониторинга предложены удовлетворенность обучающихся основными параметрами образовательного процесса (учебная деятельность, внеучебная деятельность, научно-исследовательская деятельность), оценка пространственно-семантического компонента вуза, удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников.

Обсуждение и заключения. Управление качеством обучения в современном вузе непосредственно связано с системным мониторингом качества его образовательной среды. Автор приходит к выводу о том, что многообразие целевых установок мониторинга качества высшего образования обусловливает плюрализм подходов к процедуре его проведения. Аккумулирование данных мониторинга позволяет сформулировать научно обоснованное суждение о качестве образовательной среды вуза в целом и определить перспективные направления дальнейшего развития. Полученные данные подтвердили необходимость расширения фундаментальной гуманитарной составляющей высшего образования как основы целостного и системного восприятия мира, что, в свою очередь, предполагает модернизацию принципов отбора и систематизации знаний, поиск новых форм их синтеза, а также активное взаимодействие науки, искусства, естественных и гуманитарных наук.

Об авторе

М. Н. Сираева
Удмуртский государственный университет
Россия

Сираева Марина Наилевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистического и лингводидактического сопровождения иноязычной профессиональной коммуникации

Scopus Author ID: 57189355634

Ижевск



Список литературы

1. Бабаева Н. М., Белова Н. Г., Морозов А. П. Гуманитаризация высшего образования и её реализация в подготовке магистрантов к научно-педагогической деятельности в техническом университете // Образование и педагогика: теория, методология, опыт: монография / под ред. Ж. В. Мурзиной, О. Л. Богатырева. Чебоксары: Среда, 2020. С. 31-42. https://doi.org/10.31483/a-138.

2. Ванягина М. Р. Влияние образовательной среды военного вуза на обучение иностранным языкам // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7, № 2. С. 46-57. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2021-7-2-0-4.

3. Вафина Ю. А., Сайфутдинов А. А. Гуманитаризация инженерного образования и реализация национальных проектов в Российской Федерации // Экономика и социум. 2020. № 6 (73). С. 495-499.

4. Дунаева А. Б., Быстрова Т. Ю. Анализ визуальной среды современного университета // Культурологические чтения – 2020. Культурный код в эпоху глобализации: цифровизация общества и образования: сборник материалов Всероссийской (с Международным участием) научно-практической конференции (Екатеринбург, 10–14 марта 2020 г.). Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2020. С. 182-187. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/95241 (дата обращения: 05.09.2023).

5. Ерофеева М. А., Мироненкова О. Л. Гуманитарная образовательная среда вуза как фактор воспитания студентов // Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2019. № 3. С. 72-77.

6. Ерофеева М. А., Мироненкова О. Л. Образовательная среда вуза как фактор становления личности студентов // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2020. № 25. С. 134-140.

7. Ершова М. В. Структура образовательной среды вуза и методы ее диагностики // Жизненные траектории личности в современном мире: социальный и индивидуальный контекст: сборник статей I Международной научно-практической конференции / сост. Т. Е. Коровкина, отв. редакторы Т. Н. Адеева, С. А. Хазова. Кострома: Изд-во Костромского государственного университета, 2021. С. 171-174.

8. Загвязинский В. И., Атаханов Р. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е изд. Москва: Издательский центр «Академия», 2012. 208 с.

9. Зиневич О. В., Балмасова Т. А. Гуманитаризация университета и миссия социального участия // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 11. С. 52-63. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-11-52-63.

10. Зиновьева Т. В. Основные социологические термины. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. 66 с.

11. Козырев В. А. Построение Модели гуманитарной образовательной среды // Педагог: наука, технология, практика. 1999. № 7. С. 26-32.

12. Колоницкая О. Л. Гуманитарная среда – один из способов решения проблем высшего профессионального образования // Молодой ученый. 2012. Т. 3, № 5 (40). С. 431-435.

13. Коновалова Л. И., Семенова Л. А. Современная образовательная среда и гуманитарная культура педагога // Ученые записки ЗабГУ. 2020. Т. 15, № 1. С. 62-67. DOI: 10.21209/2658-7114-2020-15-1-62-67.

14. Кургузов В. Л. Гуманитарная среда технического вуза: Методология. Опыт. Проблемы. Улан-Удэ: ВСГТУ, 1997. 184 с.

15. Лодде О. А., Ситникова С. Ю. Теоретический анализ дефиниции «образовательная среда вуза» как системного представления // Современные проблемы науки и образования. 2020. №6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30354 (дата обращения: 13.08.2023).

16. Макажанова Ж. М. Реализация модели поликультурной образовательной среды в высшем колледже // Проблемы современного образования. 2020. № 6. С. 236-244. https://doi.org/10.31862/2218-8711-2020-6-236-244.

17. Мануйлов Ю. С. Опыт освоения средового подхода в образовании: учебное-методическое пособие. Москва, Нижний Новгород: РАССТР-НН, 2008. 220 с.

18. Мухарямова Л. М., Жидяевский А. Г., Токранова К. П. Качество высшего образования в медицинских вузах России: представления и оценки студентов // Интеграция образования. 2020. № 24 (2). С. 235-251. https://doi.org/10.15507/1991-9468.099.024.202002.235-251.

19. Неволина В. В., Гараева Е. А. Анализ возможностей и ресурсов цифровой образовательной среды в совершенствовании информационно-коммуникационных умений педагога // Современные проблемы науки и образования. 2023. №2. https://doi.org/10.17513/spno.32587.

20. Носкова А. В., Голоухова Д. В., Проскурина А. С., Нгуен Т. Ха. Цифровизация образовательной среды: оценки студентами России и Вьетнама рисков дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2021. № 30 (1). С. 156-167. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-156-167.

21. Овинова Л. Н., Шрайбер Е. Г. SWOT-анализ процесса воспитания в цифровой образовательной среде вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. № 4. С. 700-707. https://doi.org/10.30853/ped210098.

22. Полякова М. В. Содержание поликультурной образовательной среды как фактор повышения эффективности обучения иностранному языку в высшей школе // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 4. С. 190-195. https://doi.org/10.17513/snt.39131.

23. Савка О. Г. Влияние гуманитарной среды на повышение качества подготовки специалистов в техническом вузе // Russian Technological Journal. 2021. № 9 (5). С. 95-101. https://doi.org/10.32362/2500-316X-2021-9-5-95-101.

24. Сеидова З. М. Особенности функционирования менеджмента в организациях образовательной сферы // Journal of Monetary Economics and Management. 2023. № 2. С. 105-111. DOI: 10.47576/2782-4586_2023_2_106.

25. Сидорова Н. В. Оценка компонентов образовательной среды вуза (на примере ИРНИТУ) // Социальная компетентность. 2020. Т. 5, № 3. С. 408-418.

26. Сираева М. Н. Анализ гуманистического потенциала образовательной среды Удмуртского государственного университета // Казанский педагогический журнал. 2022. № 3. С. 68-77. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/21074 (дата обращения: 13.08.2023).

27. Сираева М. Н. Проектирование гуманитарной образовательной среды в региональном вузе: монография. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2022. 200 с.

28. Струминская Л. М. Внутривузовский мониторинг качества образования // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 4 (19). С. 65-75. https://doi.org/10.15372/PEMW20150408.

29. Суйкова О. А. Средовой подход в конструировании среды воспитания профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 1 (33). С. 94-100.

30. Сулима И. И. Образовательная среда: философские основания и социальные особенности восприятия средового подхода // Нижегородское образование. 2020. № 3. С. 4-11.

31. Танцура Т. А. Учебная деятельность студентов вуза в современных условиях образовательной среды // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12. С. 114-118. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-c-114-118.

32. Токтарова В. И., Попова О. Г. Анализ образовательных данных взаимосвязи успешности обучения и поведения студентов в цифровой образовательной среде вуза // Информатика и образование. 2022. № 4. С. 54-63. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2022-37-4-54-63.

33. Уджуху И. А., Мешвез Р. К., Манченко Ю. В., Галюнко Т. Э. Электронная информационно-образовательная среда современного вуза: понятие, структура, применение // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 1 (44). С. 113-121. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-11011.

34. Управление качеством образования: коллективная монография / М. М. Поташник, Е. А. Ямбург, Д. Ш. Матрос; под ред. М. М. Поташника. Москва: Педагогическое общество России, 2004. 441 с.

35. Усачева О. В., Черняков М. К. Оценка готовности вузов к переходу к цифровой образовательной среде // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 5. С. 53-62. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-53-62.

36. Цивинская А. О., Губа К. С. Мониторинг эффективности образовательных организаций как источник данных о российском высшем образовании // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 2. С. 121-130. https://doi.org/10.15826/umpa.2020.02.018.

37. Цыплакова С. А. Педагогический менеджмент в профессиональном образовании // Наука и практика регионов. 2019. № 2 (15). С. 79-82.

38. Шалагинова К. С., Декина Е. В. Оценка удовлетворенности студентов обучением в условиях дистанта как инструмент повышения качества образования // Мир университетской науки: культура, образование. 2020. № 9. С. 213-220. https://doi.org/10.17513/spno.30068.

39. Шаповалова И. С. Рефлексия выпускниками образовательной среды вуза: оценка через призму практики и трудоустройства // Журнал Работа и Карьера. 2022. № 1 (3). С. 11-20. https://doi.org/10.56414/jeac.2022.21.

40. Шеверева Ю. И., Кочергина О. А. Образовательные менеджмент: образовательный менеджмент: сущность и особенности реализации // Умаровские чтения–2021: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Махачкала: Чеченский государственный педагогический университет, 2021. С. 551-556.

41. Яковлева О. В. Аксиологический анализ цифровой образовательной среды в контексте профессионального воспитания будущих педагогов // Вестник педагогических инноваций. 2020. № 1 (57). С. 41-50.

42. Ясвин В. А. Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17, № 2. С. 295-314. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-2-295-314.

43. Ballou D. P., Pazer H. L. Modeling data and process quality in multi-Input, multi-output information systems // Management Science. 1985. Vol. 31, no. 2. Pp. 150-162. https://doi.org/10.1287/mnsc.44.4.462.

44. Berthold Ch., Meyer-Guckel V., Rohe W. Mission Gesellschaft. Engagement und Selbstverständnis der Hochschulen. Ziele, Konzepte, internationale Praxis. Stifterverband für die Deutsche Wissenschaft. Essen: Stifterverband, 2010. 160 p.

45. Bush T. Theories of educational leadership and management. 4th Ed. London: Sage, 2011. 220 p.

46. De Corte E., Verschaffel L. E., Entwistle N. J., van Merrienboer J. Powerful learning environments: unravelling basic components and dimensions. Oxford: Elsevier Science. 2003. 266 p.

47. Elliot D. L., Bengtsen S. S. E., Guccione K., Kobayashi S. The Hidden curriculum in doctoral education. Palgrave Pivot, Cham, 2020. https://doi.org/10.1007/978-3-030-41497-9.

48. Fox C., Levitin A., Redman T. The Notion of data and its quality dimensions // Information Processing & Management. 1994. Vol. 30, no. 1. Pp. 9-19. https://doi.org/10.1016/0306-4573(94)90020-5.

49. Giroux Н. А., Penna А.N. Social education in the classroom: The dynamics of the hidden curriculum // Theory and Research in Social Education. 1979. Vol. 7, no. 1. Pp. 21-42. https://doi.org/10.1080/00933104.1979.10506048.

50. Gros B. The design of smart educational environments // Smart Learning Environment. 2016. Vol. 15, no. 3. https://doi.org/10.1186/s40561-016-0039-x.

51. Kettley N. The past, present and future of widening participation research // British Journal of Sociology of Education. 2007. Vol. 28 (3). Pp. 333-347.

52. Laine A., Ahtee M., Naveri L. Impact of teacher's actions on emotional atmosphere in mathematics lessons in primary School // International Journal of Science and Mathematics Education. 2022. Vol. 18 (1). Pp. 163-181. https://doi.org/10.1007/s10763-018-09948-x.

53. Lambarozzi C. Learning environments by design. USA: ATD Press, 2015. 192 p.

54. Mackin R., Baptiste S., Niec A., Kam A. The hidden curriculum: a good thing? // Cureus. 2019. No. 11. Available at: https://www.researchgate.net/publication/337804881_The_Hidden_Curriculum_A_Good_Thing (accessed: 05.08.2023).

55. Mateos-González J. L., Boliver V. Performance-based university funding and the drive towards 'institutional meritocracy' in Italy // British Journal of Sociology of Education. 2018. Vol. 40, no. 2. Pp. 1-14. https://doi.org/10.1080/01425692.2018.1497947.

56. Orón J., Blasco M. Revealing the hidden curriculum in higher education // Studies in Philosophy and Education. 2018. No. 37. Pp. 481-498. https://doi.org/10.1007/s11217-018-9608-5.

57. Suyatno S., Mardati A., Wantini W., Pambudi D., Amurdawati G. The impact of teacher values, classroom atmosphere, and student-teacher relationship towards student attitude during learning process // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2019. No. 18. Pp. 54-74.

58. Tayi G. K., Ballou D. P. Examining data quality // Communications of the ACM. 1998. Vol. 41, no. 2. Pp. 54-57. https://doi.org/10.1145/269012.269021.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 451


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)