Педагогическое искусство К. Д. Ушинского сквозь призму исторической действительности
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-1-4
Аннотация
Введение. Основатель отечественной педагогической антропологии К. Д. Ушинский связывал педагогическое искусство с необходимостью междисциплинарных антропологических исследований процесса передачи знаний и системы ценностных установок подрастающему поколению. В статье предпринята попытка анализа причин долговременного неприятия на государственном уровне принципов «искусства творить то, чего нет», как Ушинский определял педагогику, и определения основных перспективных направлений возможного актуального применения.
Материалы и методы. В ходе исследования в рамках междисциплинарного подхода применялись историко-биографический, историко-правовой, историко-педагогический методы, общенаучные принципы и подходы научного анализа.
Результаты исследования. Цель воспитательно-педагогического воздействия К. Д. Ушинский видел в формировании поколения свободных, интеллектуально развитых, способных к созиданию граждан – патриотов России. По определенным обстоятельствам идеологического и административно-политического характера его учение не было воспринято в полной мере и не получило широкого распространения при его жизни. Лишь в середине 1930-х гг. государство обратилось к наследию К. Д. Ушинского. Позднее советское общество так и не сумело воспринять творческий потенциал великого педагога. Современная Россия не должна упускать этот шанс.
Обсуждение и заключения. Приведенные в статье выводы можно отнести к фундаментальным положениям, реализация и развитие которых может дать не только краткосрочный эффект оптимизации педагогической деятельности, но и послужить стратегическим ориентиром для развития современного общества.
Об авторе
В. А. СомовРоссия
Сомов Владимир Александрович – доктор исторических наук, доцент
Нижний Новгород
Список литературы
1. Архив К. Д. Ушинского в четырех томах. Москва-Ленинград: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. Т. 1. 478 с.
2. Архив К. Д. Ушинского: в четырех томах. Т. 4. Москва-Ленинград: Академия педагогических наук. РСФСР, 1962. 719 с.
3. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: биобиблиографический список / сост. О. Н. Сапронова. Ярославль, 2023. 18 с.
4. Внутреннее обозрение // Современник. 1861. № V. Т. 87. С. 1-89.
5. Даудов А. Х., Мамышева Е. П. Из истории латинизации национальных алфавитов СССР // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2011. Вып. 2. С. 7-12.
6. Калинин М. И. Избранные произведения в четырех томах. Т. 3. Москва: Госполитиздат, 1962. 493 с.
7. Мильчевский О. О «труде» г. Ушинского, помещенном в журнале министерства народного просвещения за июль 1860 г. // Русский педагогический вестник. 1860. Т. 4, № 11. Отд. 10. С. 250-255.
8. Мурманов Д. Великий русский педагог и его судьи // Правда. 1937. 10 апреля. С. 4.
9. О сокращении числа учеников в гимназиях и прогимназиях и изменении состава оных. Циркуляр. 18 (30) июня 1887 г. // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Том десятый. Царствование Императора Александра III. 1885-1888 годы. Санкт-Петербург, 1894. С. 880-883.
10. Панченко А. А. Идея мировой революции и ее влияние на развитие лингвистического образования в первые годы советской власти // Вестник Костромского государственного университета. 2018. Т. 24, № 4. С. 29-32.
11. Пиотровский И. Погоня за лучшим. Критические очерки. Мотивы общественного образования (По поводу педагогических статей г. Ушинского) // Современник. 1861. №V. Т. 87. С. 118-146.
12. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1917-1918 гг. Управление делами Совнаркома СССР. Москва: Управление делами Совнаркома СССР, 1942. С. 187-188.
13. Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 11. Москва-Ленинград: Академия педагогических наук РСФСР, 1952. 728 с.
14. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 5. Москва: Педагогика, 1990. 528 с.
15. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 2. Москва-Ленинград: Академия педагогических наук РСФСР, 1948. 655 с.
16. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 3. Москва-Ленинград: Академия педагогических наук РСФСР, 1948. 689 с.