Кейс технологии в методологии подготовки специалистов по переработке рыбного сырья
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-1
Аннотация
Введение. Рассмотрена межпредметная и трансдисциплинарная кейс-технология для подготовки специалистов по переработке морских биоресурсов. Целью работы является модернизация кейс-технологий профессиональной подготовки специалистов в области переработки морских биоресурсов в пищевую, кормовую и иную продукцию в концептах «Экономики полного цикла» и «Стратегии смежного сектора».
Материалы и методы. В соответствии с программой спецкурса дополнительного профессионального образования «Основы проектирования по программе «Маринет»» предложена кейс-технология, способствующая формированию фундаментальных знаний и практических навыков по направлениям, связанным с производством пищевой, кормовой и иной продукции с высокой добавленной стоимостью на основе рыбного сырья. Методология технологического кейса включает элементы новаторской методики образовательного процесса, генерации новых знаний, формулирование объектов интеллектуальной собственности как результатов интеллектуальной деятельности, формирование команды инноваторов для решения конкретной производственной проблемы.
Результаты исследования. Разработана методика кейс-технологии в системе подготовки специалистов «Маринет» по организации глубокой переработки морских биоресурсов, отходов рыбной отрасли, рециклинга. Основой методики является технологический кейс нового формата. Методика предполагает домашнюю предварительную подготовку обучающихся с разбором кейсов в виде презентаций, дискуссий, «мозговых штурмов» на практических занятиях в аудитории либо в онлайн-формате, а также в виде мероприятий, проводимых в Предпринимательских точках кипения университетов или непосредственно в производственных условиях бизнес-партнеров вуза. Развит межпредметный и трансдисциплинарный подход к созданию технологических кейсов, учитывающий современные тенденции развития профессионального образования, включая использование искусственного интеллекта на всех этапах занятий, которое может существенно изменить в ближайшие годы методику профессионального образования.
Обсуждение и заключения. Разработанная кейс-технология является эффективным инструментом разносторонней подготовки кадров для инновационной экономики полного цикла. Она представляет собой часть новой модели непрерывного профессионального образования, включающего современные методы генерации новых знаний с использованием искусственного интеллекта, блокчейна и медиативных подходов в организации группового обучения, и может быть использована в других направлениях профессиональной подготовки.
Об авторах
А. Я. ЯфасовРоссия
Яфасов Абдурашид Ярулаевич – доктор технических наук, профессор, директор центра стратегических инициатив.
Калининград
Н. Ю. Бугакова
Россия
Бугакова Нина Юрьевна – доктор педагогических наук, профессор, директор института инженерной педагогики и гуманитарной подготовки, зав. кафедрой социальных наук, педагогики и права.
Калининград
Список литературы
1. Авдонина А. М., Никифоров А. И., Задворкин А. С., Фомина С. Ю. Реализация принципов экономики замкнутого цикла в рыбохозяйственном комплексе РФ как необходимый элемент достижения национальных целей // Труды ВНИРО. 2022. Т. 190. С. 170-177.
2. Агеев А. Рыбная мука и аквакультура // Комбикорма. 2022. № 12. С. 20-24. URL: https://kombi-korma.ru/arkhiv/no-12-22 (дата обращения: 06.08.2023).
3. Гладких И. В., Замулин А. Л., Старов С. А. Нужны ли современным студентам традиционные бизнес-кейсы? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2019. № 18 (2). С. 288-314. https://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2019.2062.
4. Городнова Н. В. Применение искусственного интеллекта в бизнес-сфере: современное состояние и перспективы // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11, № 4. С. 1472-1492. http://doi.org/10.18334/vinec.11.4.112249.
5. Инновации: разбор полетов. Как ошибаются российские технологические предприниматели / под ред. Д. С. Медовникова. Москва: Стимул, 2019. URL: https://stimul.online/innovatsii-razbor-poletov/ (дата обращения: 06.08.2023).
6. Майтаков Ф. Г., Яфасов А. Я. Концепция цифровой платформы региональной системы персонального питания // Морские интеллектуальные технологии. 2020. № 1-1 (47). С. 176-185.
7. Кострикова Н. А., Щербина А. В., Яфасов А. Я. «Дополненная реальность» как инструмент повышения эффективности морского образования в контексте программы НТИ MARINET // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2016. № 1 (35). С. 11-17.
8. Кострикова Н. А., Меркулов А. А., Яфасов А. Я. Интеллектуальные технологии в подготовке кадров для морской индустрии // Морские интеллектуальные технологии. 2017. № 3-1 (37). С. 109-117.
9. Мезенова О. Я. Перспективы получения и использования протеинов из вторичного рыбного сырья // Вестник Международной академии холода. 2018. № 1. С. 5-10. URL: https://vestnikmax.ifmo.ru/ru/article/17556/perspektivy_polucheniya_i_ispolzovaniya_proteinov_iz_vtorichnogo_rybnogo_syrya.htm (дата обращения: 06.08.2023).
10. Мезенова О. Я., Агафонова С. В., Романенко Н. Ю., Калинина Н. С., Волков В. В., Дамбарович Л. В. Потенциал и перспективы использования жира из копченых рыбных отходов // Известия КГТУ. 2023. № 70. С.103-114. DOI: 10.46845/1997-3071-2023-70-103-114.
11. Мезенова О. Я., Волков В. В., Мерзель Т., Гримм Т., Кюн С., Хелинг А., Мезенова Н. Ю. Сравнительная оценка способов гидролиза коллагенсодержащего рыбного сырья при получении протеинов и исследование их аминокислотной сбалансированности // Известия вузов. Прикладная химия и биотехнология. 2018. Т. 8, № 4. С. 83-94.
12. Мезенова О. Я., Байдалинова Л. С., Волков В. В., Агафонова С. В., Мезенова Н. Ю., Казимирова К. А. Обоснование рациональных параметров гидролиза коллагенсодержащего высокоминерализованного копченого рыбного сырья // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. 2019. № 4 (370). С. 46-50.
13. Мезенова О. Я., Волков В. А., Байдалинова Л. С., Мезенова Н. Ю., Агафонова С. В., Казимирова К. А., Шендерюк В. И., Гримм Т. Исследование протеиновых фракций высокотемпературных гидролизатов из голов копченой кильки // Рыбное хозяйство. 2020. № 2 (март-апрель). С. 102-106.
14. Мельникова А. Н. Рыба и морепродукты России. Москва: Эксмо, 2019. 224 с.
15. Сиренко С. Н. Педагогическая подготовка для образования будущего: вызовы и стратегия изменений // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности: труды 5-й Международной конференции (3-4 февраля 2022 г., Москва). Москва: ИПМ им. М. В. Келдыша, 2022. С. 260-271.
16. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
17. Яфасов А. Я., Бугакова Н. Ю. Вопросы подготовки профессиональных кадров для морехозяйственной деятельности по программе Маринет // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 2. С. 8. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-2-8.
18. Яфасов А. Я., Кострикова Н. А. Предпринимательские точки кипения в университетах – эффективный механизм вовлечения молодежи в технологическое предпринимательство // Известия КГТУ. 2022. № 67. С. 131-150. DOI: 10.46845/1997-3071-2022-67-131-150.
19. Яфасов А. Я., Меркулов А. А., Майтаков Ф. Г. Роль цифровой трансформации в диверсификации рыбной отрасли на примере организации персонализированного питания в регионе // Известия КГТУ. 2021. № 61. С. 121-132. DOI: 10.46845/1997-3071-2021-61-121-132.
20. Al-Nimry S., Abu Dayah A., Hasan I., Daghmash R. Cosmetic, Biomedical and Pharmaceutical Applications of Fish Gelatin/Hydrolysates // Marine Drugs. 2021. Vol. 19. P. 145. https://doi.org/10.3390/md19030145.
21. Budwig N., Alexander A. J. A Transdisciplinary Approach to Student Learning and Development in University Settings // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. P. 576250. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.576250.
22. Dian F. J., Vahidnia R. IOT Use Cases and Technologies. 2020. Available at: https://www.researchgate.net/publication/346504211_IoT_Use_Cases_and_Technologies (accessed: 06.08.2023).
23. Deane C. S., Bass J. J., Crossland H., Phillips B. E., Atherton P. J. Animal, plant, collagen and blended dietary proteins: effects on musculoskeletal outcomes // Nutrients. 2020. Vol. 12, no. 9. P. 2670. https://doi.org/10.3390/nu12092670.
24. Eroldogan O. T., Glencross B., Novoveska L. et al. From the sea to aquafeed: A perspective overview // Reviews Aquaculture. 2022. Vol. 15, no. 3. Pp. 1-30. https://doi.org/10.1111/raq.12740.
25. GLOBEFISH Highlights – International markets for fisheries and aquaculture products. No. 4-2022. Rome: FAO, 2023. 76 p. https://doi.org/10.4060/cc4963en.
26. The State of Food Security and Nutrition in the World. Urbanization, agrifood systems transformation and healthy diets across the rural–urban continuum. Rome: FAO, 2023. 316 p. https://doi.org/10.4060/cc3017en.
27. Ghosh S., Sarkar T., Pati S., Kari Z.A., Edinur H.A., Chakraborty R. Novel Bioactive Compounds From Marine Sources as a Tool for Functional Food Development // Frontiers in Marine Science. 2022. Vol. 9. P. 832957. DOI: 10.3389/fmars.2022.832957.
28. Hao K. Artificial Intelligence. AI pioneer Geoff Hinton: “Deep learning is going to be able to do everything” // MIT Technology Review. 2020. November 3. Available at: https://www.technologyreview.com/2020/11/03/1011616/ai-godfather-geoffrey-hinton-deep-learning-will-do-everything/ (accessed: 06.08.2023).
29. Hoffer E. R. Case-based teaching: using stories for engagement and inclusion // International Journal on Social and Education Sciences. 2020. Vol. 2 (2). Pp. 75-80.
30. Islam M. R., Ahmed M. U., Barua S., Begum S. A Systematic Review of Explainable Artificial Intelligence in Terms of Different Application Domains and Tasks // Applied Sciences. 2022. Vol. 12. P. 1353. https://doi.org/10.3390/app12031353.
31. Kanter M., Desrosiers A. Personalized Wellness Past and Future Will the Science and Technology Coevolve? // Nutrition Today. 2019. No. 7/8. Pp. 174-181.
32. Kemp D. C., Kwon J.Y. Fish and Shellfish-Derived Anti-Inflammatory Protein Products: Properties and Mechanisms // Molecules. 2021. Vol. 26. P. 3225. https://doi.org/10.3390/molecules26113225.
33. Lang G. Use case driven educational content modeling with UML // 12th International Conference on Emerging eLearning Technologies and Applications. 2014. https://doi.org/10.1109/ICETA.2014.7107600.
34. Latusek D. Case studies as a teaching tool in management education. 2017. Available at: https://faculty-research.esmt.berlin/sites/faculty/files/full_text_upload/Combining-Case-Teaching-and-Case-Writing-Creatively-1.pdf (accessed: 06.08.2023).
35. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 621. Digitalisation: Opportunities and Challenges for Business. Vol. 2 / B. Alareeni, A. Hamdan, R. Khamis, Rim El Khoury (eds). Springer Cham, 2023. 899 p. https://doi.org/10.1007/978-3-031-26956-1.
36. Mahdi O. R., Nassar I., Almuslamani H. The role of using case studies method in improving students' critical thinking skills in higher education // International Journal of Higher Education. 2020. Vol. 9(2). Pp. 297-308.
37. Moreira F. Teaching and learning modelling and specification based on mobile de-vices and cloud: A case study // International Journal of Technology and Human Interaction. 2017. Vol. 13(4). Pp. 33-49. https://doi.org/10.4018/IJTHI.2017100103.
38. OECD Review of Fisheries 2022. Paris: OECD Publishing, 2022. https://doi.org/10.1787/9c3ad238-en.
39. Phadke G. G., Rathod N. B., Ozogul F., Elavarasan K., Karthikeyan M., Shin K.-H., Kim S.-K. Exploiting of Secondary Raw Materials from Fish Processing Industry as a Source of Bioactive Peptide-Rich Protein Hydrolysates // Marine Drugs. 2021. Vol. 19 (9). P. 480. https://doi.org/10.3390/md19090480.
40. Tan E. C. D., Lamers P. (2021) Circular Bioeconomy Concepts – A Perspective // Frontiers in Sustainability. 2021. Vol. 2. P. 701509. https://doi.org/10.3389/frsus.2021.701509.
41. Wang C. H., Doan C. T., Nguyen V. Bon., Nguyen A. D., Wang S.-L. Reclamation of Fishery Processing Waste: A Mini-Review // Molecules. 2019. Vol. 24 (12). P. 2234. https://doi.org/10.3390/molecules24122234.
42. Yafasov A. Ya., Kibalnikov S. V., Merkulov A. A., Gordeeva E. A. Additive Technologies for Adaptive Creativity Flexible Express Design in an Exponential Economy. Polyakov R. (eds) Ecosystems Without Borders. EcoSystConfKlgtu 2021. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 474. Springer, Cham, 2022. https://doi.org/10.1007/978-3-031-05778-6_22.