Модельные практики психолого-педагогических классов и особенности их педагогического сопровождения
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-1-1
Аннотация
Введение. В современных отечественных исследованиях, посвященных российским психолого-педагогическим классам и путям допрофессиональной профориентации старшеклассников, склонных к педагогической деятельности, отмечается историческая соотнесенность возникновения в российском образовании педагогических классов (2 пол. ХӀХ века) и складывания системы профессионально-педагогического образования. Существующая образовательная практика непрерывного профессионально-педагогического становления выпускника осуществляется в рамках нескольких моделей, организуемых на базе школ, университетов и организаций ДПО. Особенности организации и педагогического сопровождения психолого-педагогических классов детерминированы разными модельными практиками их формализации, что обусловило проявление особенностей обучающихся, образовательной среды университета и характеристик профессиональной компетентности преподавателей университета педагогического сопровождения разных категорий обучающихся.
Материалы и методы. При написании статьи применялся теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, изучение научных статей и публикаций по теме; обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований; контент-анализ, анкетирование и статистическая проверка полученных экспериментально данных и их интерпретация.
Результаты исследования. Рассмотрены история становления образовательной практики в психолого-педагогических классах в России и практика их функционирования на современном этапе российской истории образования. Приведенные общетеоретические положения и авторские выкладки проиллюстрированы экспериментальными данными трактовки студентами современных классического и педагогического университетов функций и специфики профессионально-педагогической деятельности в психолого-педагогических классах по пяти шкалам авторского опросника: личностно-потребностной, знаково-символьной, пространственно-профессиональной, ценностно-нормативной и социально-поведенческой.
Обсуждение и заключения. Процессы, наблюдаемые современными исследователями допрофессиональной подготовки старшеклассников, ориентированных на педагогическую деятельность, отражаются в разных модельных практиках организации современных профильных педагогических классов, которые учитываются в профессионально-педагогическом образовании будущих педагогов включением особенностей обучающихся, специфики образовательной среды университета и компетентности взаимодействия с одаренными детьми педагогов.
Об авторе
М. И. АлдошинаРоссия
Алдошина Марина Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой технологии и предпринимательства
Орёл
Список литературы
1. Алдошина М. И. Проблемы формирования профессионально-педагогической компетентности студентов в университете // Образование и общество. 2021. № 2 (127). С. 10-16.
2. Алдошина М. И. Формирование профессиональных ценностей студентов в современном университетском образовании // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 79-87.
3. Аминов Н. А. Диагностика педагогических способностей. Москва, 1997.
4. Антонова Е. Е. Педагогическая одарённость как источник профессионального мастерства учителя // Сибирский учитель. 2015. № 2 (99). С. 31-37.
5. Байбородова Л. В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. 2015. № 5. С. 92-99.
6. Байбородова Л. В., Груздев М. В., Ходырев А. М., Чернявская А. П., Головина И. В., Папуткова Г. А. Перспективы допрофессиональной педагогической подготовки школьников в современных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7, № 3. С. 3-13. DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-3-0-1.
7. Бочкарева И. А., Ривкина С. В., Тряпицына А. П., Федорова Н. М., Шурилова Т. Б. Педагогика как учебный предмет: проблема конструирования содержания // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2022. № 4 (206). С. 58-66.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва, 1991.
9. Данилова А. И. Казакова Е. И. Педагогическая одаренность школьников: в поисках определения и путей развития // Человек и образование. 2019. № 1 (58). С. 28-33.
10. Данилова Л. Н. Образовательное лидерство Сингапура как социокультурный феномен // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 55-62.
11. Калинникова Н. Г. Педагогическое образование в России: уроки истории // Вопросы образования. 2005. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obrazovanie-v-rossii-uroki-istorii (дата обращения: 20.08.2023).
12. Каунова К. Ю. Педагогические условия готовности педагога к взаимодействию с химически одаренными детьми // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2022. № 206. С. 159-166.
13. Килина А. В. Анализ состояния проблемы профессионального самоопределения в студенческой среде // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2022. № 204. С. 96-105.
14. Лейтес Н. Что значит «одаренный ребенок»? // Искусство в школе. 2003. № 3. С. 3-7.
15. Лактионова Е. Б., Баева И. А., Орлова А. В., Кондакова И. В., Тузова А. С. Личностные ресурсы психологического благополучия высокоодаренных подростков в разных типах образовательной среды // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2021. № 202. С. 95-105.
16. Малинина Е. А. Эффективные подходы к формированию готовности обучающихся к выбору педагогической профессии // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 13-19. doi: 10.24412/2224-0772-2022-86-13-19.
17. Малинин В. А., Повшедная Ф. В., Лебедева О. В., Пугачев А. В. Наставничество как действенная форма становления и развития личности молодого учителя // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, №1. С. 5. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-5.
18. Мусхаджиева Т. А. Природа и сущность межличностных отношений между субъектами педагогической деятельности // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 4. С. 4.
19. О Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 г. № 1688-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/?ysclid=llj6mrjmxd611217158 (дата обращения: 20.08.2023).
20. О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника: Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/26ba12611bfc19a49fd3afee9d45e0a0/ (дата обращения: 25.08.2023).
21. Педагогический класс: старт профессиональной траектории: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т. М. Пономарева, О. В. Чукаев, Н. И. Ешкина, М. А. Кувырталова, А. М. Лыкова, Н. В. Савельева, А. А. Сергеева. Тула: ТППО, 2022. 109 с.
22. Печеркина А. А., Сыманюк Э. Э., Умникова Е. Л. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография. Екатеринбург, 2011. 233 с.
23. Сибагатуллина А. Р., Степанова Г. А. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 4. С. 4.
24. Скударёва Г. Н., Бенин В. Л. Педагогический класс как субъект допрофессионального педагогического образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 3 (93). С. 82-94.
25. Улановская И. М. Что такое образовательная среда школы? // Начальная школа: плюс-минус. 2002. № 1. С. 3-6.
26. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собрание сочинений в 11 тт. Т. 2: Педагогические статьи 1857–1861 гг. Москва, 1948. С. 333-361.
27. Фетисов А. С. Психолого-педагогические классы как элемент системы непрерывного профессионально-педагогического образования // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 12. С. 89-95. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-12-89-95.
28. Фролова С. В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 2. С. 3.
29. Duvenage M. Developmentally digital: Adolescent coping in the digital age. Brisbane: Griffith University Publ., 2019. 274 p. https://doi.org/10.25904/1912/2840.
30. Duvenage M., Correia H., Uink B. N., Barber B. L., Donovan C. L. et al. Technology can sting when reality bites: Adolescents’ frequent online coping is ineffective with momentary stress // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 102. Pp. 248-259. https://doi.org/10.1016/j.chb.2019.08.024.
31. Mallillin L. L., Mallillin D., Mallillin J. [et al.] Instructional design for effective classroom Pedagogy of teaching // Journal of Educational Research. 2023. Vol. 1, no. 2. Pp. 41-52. http://dx.doi.org/10.56773/ejer.v1i2.6.
32. Martin F., Ritzhaupt A. D. Standards and competencies for instructional design and technology professionals // McDonald J. K., Richard E. West Design for Learning. EdTech Books, 2020. Pp. 1-9. Available at: https://www.researchgate.net/publication/342815014_Standards_and_Competencies_for_Instructional_Design_and_Technology_Professionals (accessed: 11.07.2023).