Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Возрастная специфика восприятия фаббинга

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-1-8

Аннотация

Введение. В современном обществе, когда многие уже не представляют своей жизни без смартфонов и соцсетей, появляются новые феномены социального взаимодействия, среди которых фаббинг – практика игнорирования партнеров по общению в пользу мобильного девайса. Ролевая структура фаббинга представлена двумя основными позициями: ролью фаббера – того, кто осуществляет фаббинг, пренебрегая собеседником, и ролью фабби – жертвы фаббинга – того, кем пренебрегают в процессе общения. При этом имеющиеся в психологии данные свидетельствуют о ряде негативных последствий фаббинга не только для тех, кем пренебрегают, но и для самих фабберов. В то же время, несмотря на многочисленные исследования, в науке по-прежнему остаются открытыми некоторые вопросы, касающиеся фаббинга, в том числе специфика его восприятия людьми разных возрастов. В данной статье анализируются представления о фаббинге лиц юношеского и зрелого возраста, особенности их субъективной оценки частоты проявления фаббинга и степени собственной комфортности при его наличии, а также самоидентификация с ролевой позицией фаббера и фабби.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие 227 человек, среди которых 147 респондентов юношеского возраста (Х=19,4+0,71) и 80 респондентов зрелого возраста (Х=41,6+2,08). Для сбора эмпирических данных использовался комплекс методик, включающий шкалу частоты проявления фаббинга и степени выраженности комфортности при наличии фаббинга; авторскую анкету; модифицированный вариант опросника С. Бем.

Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что в ситуации фаббинга лица зрелого возраста чувствуют себя менее комфортно, чем респонденты юношеского возраста, а сам фаббинг практически всеми признается нормой поведения в молодежной среде. Обнаружено как сходство, так и различие взглядов лиц юношеского и зрелого возраста относительно возможных причин и типичных последствий фаббинга, чувств фабби и собственных реакций в ситуации фаббинг-поведения собеседников. Констатировано, что, судя по самоидентификации с ролевыми позициями фаббера и фабби, для девушек и юношей в целом оказываются характерны обе ролевые позиции, тогда как для зрелых женщин и мужчин более характерной является позиция фабби.

Заключения. На основе полученных в эмпирическом исследовании результатов можно говорить о наличии некоторой возрастной специфики восприятия фаббинга, которая касается как взглядов на сам феномен фаббинга, так и собственного поведения в ситуации его проявления.

Об авторах

Л. Э. Семенова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Николая Ивановича Лобачевского; Приволжский исследовательский медицинский университет
Россия

Семенова Лидия Эдуардовна – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии; профессор кафедры общей и клинической психологии

Researcher ID: O-6416-2017

Нижний Новгород



В. Э. Семенова
Приволжский исследовательский медицинский университет
Россия

Семенова Вера Эдуардовна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры общей и клинической психологии

Нижний Новгород



Н. В. Карпушкина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Карпушкинва Наталья Викторовна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии

Researcher ID: J-7028-2017

Нижний Новгород



И. А. Конева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Конева Ирина Алексеевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии

Researcher ID: J-7619-2017

Нижний Новгород



Список литературы

1. Бойкина Е. Э. Современные лики социального остракизма: гостинг, орбитинг, фаббинг, культура отмены // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11, № 2. С. 131-140. DOI: 10.17759/jmfp.2022110212.

2. Гитихмаева Л. М., Гайворонская И. Б. Номофобия, фаббинг, думскроллинг: новые объекты психологических исследований // XXVI царскосельские чтения: материалы Международной научной конференции. Том II. Санкт-Петербург: ЛГУ имени А.С.Пушкина, 2022. С. 131-134.

3. Григорьев Н. Ю., Чвякин В. А. Фаббинг как неопределенное явление в структуре социальной девиантологии // Гуманитарий юга России. 2021. Т. 10 (48), № 2. С. 27-37. DOI: 10.18522/2227-8656.2021.2.2.

4. Данелян С. В. Интернет-зависимость и ее профилактика в подростковой среде // Гарантии прав ребенка – безопасность детства: сборник научных трудов. Москва: ГАОУ ВО МГПУ, 2018. С. 61-65.

5. Данилова Е. Е. Представления современных родителей о собственном детстве и детстве своего ребенка: опыт сравнительного исследования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, № 2 (27). С. 10. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-10.

6. Екимчик О. А. «Фаббинг» в субкультуре подростков // Психология субкультуры: феноменология и современные тенденции развития: материалы Международной научной конференции. Москва: РГГУ, 2019. С. 200-206.

7. Екимчик О. А., Крюкова Т. Л. Адаптация методик измерения фаббинга в близких отношениях: шкала фаббинга Карадага и шкала партнерского фаббинга Робертса // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30, № 3. С. 112-128. DOI: 10.17759/cpp.2022300307.

8. Козулина Н. С., Карачев А. Ю., Ахмедзянова Е. В. Фаббинг – неблагоприятный фактор в формировании компетенций у студентов вузов // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 10 (66). С. 56-65.

9. Крюкова Т. Л., Екимчик О. А. Фаббинг как угроза благополучию близких отношений // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 3. С. 61-76. DOI: 10.17759/cpp.2019270305.

10. Куропятник Д. Л., Кулибаба Н. В. К вопросу о профилактике фаббинга как предиктора деструктивности общения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 5. С. 344-347.

11. Максименко А. А., Дейнека О. С., Духанина Л. Н., Сапоровская М. В. Фаббинг: особенности аддиктивного поведения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 293-310. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1822.

12. Михайлов О. В. «Смартфономания» в молодежной среде как продукт «цифровизации»: бытие определяет сознание? // Социология науки и технологий. 2022. Т. 13, № 2. С. 150-159. DOI: 10.24412/2079-0910-2022-2-150-159.

13. Моисеенко Т. С. Фаббинг как фактор развития алекситимии и снижения эмоционального интеллекта у подростков // Педагогические классы: опыт и перспективы: материалы IV Международной научно-практической конференции / под ред. А. И. Жука, А. В. Позняк. Минск: Белорусский государственный педагогический университет, 2022. С. 92-96.

14. Прайс К. Оторвись от телефона! Как построить здоровые отношения со смартфоном. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 230 c.

15. Рагозинская В. Г. Проблема фаббинга в психологии: обзор научной литературы // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2021. № 2. С. 67-95.

16. Шейнов В. П., Девицын А. С. Зависимость от смартфона как предиктор психологического неблагополучия // Системная психология и социология. 2022. № 3 (43). С. 71-84. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.07.

17. Южанин М. А. Фаббинг как социально–коммуникативный феномен современности // Путеводитель предпринимателя. 2022. Т. 15, № 3. С. 80-87. https://doi.org/10.24182/2073-9885-2022-15-3-80-87.

18. Яковлева А. В., Конюховский П. В. Фаббинг как социально-психологический феномен современного общества // Социально-политические науки. 2022. Т. 12, № 6. С. 150-161. DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-6-150-161.

19. Baranova T., Kobicheva A., Tokareva E. Effect of Phubbing on Students’ Performance // Guda А. (eds). Networked Control Systems for Connected and Automated Vehicles. NN 2022. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 510. Springer, Cham, 2023. Рp. 849-856. https://doi.org/10.1007/978-3-031-11051-1_87.

20. Billieux J., Van Der Linden M., Rochat L. The Role of Impulsivity in Actual and Problematic Use of the Mobile Phone // Applied Cognitive Psychology. 2008. Vol. 22, no. 9. Pp. 1195-1210. https://doi.org/10.1002/acp.1429.

21. Bulut S., Nazir T. Phubbing Phenomenon: A Wild Fire, Which Invades Our Social Communication and Life // Open Journal of Medical Psychology. 2020. No. 9. Рp. 1-6. http://dx.doi.org/10.4236/ojmp.2020.91001.

22. Cameron A. F., Webster J. Relational Outcomes of Multicommunicating: Integrating Incivility and Social Exchange Perspectives // Organization Science. 2011. Vol. 22, no. 3. Pp. 754-771. https://doi.org/10.1287/orsc.1100.0540.

23. Chotpitayasunondh V., Douglas K.M. How «phubbing» becomes the norm: The antecedents and consequences of snubbing via smartphone // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 63. Pp. 9-18. DOI: 10.1016/j.chb.2016.05.018.

24. Chotpitayasunondh V., Douglas K.M. Measuring Phone Snubbing Behavior: Development and Validation of the Generic Scale of Phubbing (GSP) and the Generic Scale of Being Phubbed (GSBP) // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 88. Pp. 5-17. https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.06.020.

25. Chotpitayasunondh V., Douglas K.M. The effects of “phubbing” on social interaction // Journal of Applied Social Psychology. 2018. Vol. 48(6). Pp. 304-316. https://doi.org/10.1111/jasp.12506.

26. Doumit С.А., Malaeb D., Akel M. et al. Association between Personality Traits and Phubbing: The Co-Moderating Roles of Boredom and Loneliness // Healthcare (Basel). 2023. Vol. 11(6). Р. 915. https://doi.org/10.3390/healthcare11060915.

27. Fang J., Wang X., Wen Z., Zhou J. Fear of missing out and problematic social media use as mediators between emotional support from social media and phubbing behavior // Addictive behavior. 2020. Vol. 107. Р. 106430. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2020.106430.

28. Geng J., Lei L., Ouyang M., Nie J., Wang P. The influence of perceived parental phubbing on adolescents' problematic smartphone use: a two-wave multiple mediation model // Addictive behavior. 2021. Vol. 121. Р. 106995. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2021.106995.

29. Haug S., Castro R.P., Kwon M., Filler A., Kowatsch T., Schaub M.P. Smartphone Use and Smartphone Addiction Among Young People in Switzerland // Journal of Behavioral Addiction. 2015. Vol. 4. Pp. 299-307. https://doi.org/10.1556/2006.4.2015.037.

30. Hong W., Liu R.D., Ding Y., Oei T.P., Zhen R., Jiang S. Parents' phubbing and problematic mobile phone use: the roles of the parent–child relationship and children's self-esteem // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2019. Vol. 22, no. 12. Рp. 779-786. https://doi.org/10.1089/cyber.2019.0179.

31. Isrofin B., Munawaroh E. The Effect of Smartphone Addiction and Self-Control on Phubbing Behavior // Jurnal Kajian Bimbingan dan Konseling. 2021. Vol. 6, no. 1. Pp. 15-23. http://dx.doi.org/10.17977/um001v6i12021p015.

32. Karadağ E., Tosuntaş Ş.B., Erzen E. et al. Determinants of phubbing, which is the sum of many virtual addictions: A structural equation model // Journal of Behavioral Addictions. 2015. Vol. 4, no. 2. Pp. 60-74. https://doi.org/10.1556/2006.4.2015.005.

33. Knausenberger J., Giesen-Leuchter А., Echterhoff G. Feeling Ostracized by Others’ Smartphone Use: The Effect of Phubbing on Fundamental Needs, Mood, and Trust // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.883901.

34. Ksinan A.J., Mališ J., Vazsonyi A.T. Swiping away the moments that make up a dull day: Narcissism, boredom, and compulsive smartphone use // Current Psychology. 2021. Vol. 40. Pp. 2917-2926. https://doi.org/10.1007/s12144-019-00228-7.

35. Mendoza J.S., Pody B.C., Lee S., Kim M., McDonough I.M. The effect of cellphones on attention and learning: The influences of time, distraction, and nomophobia // Computers in Human Behavior. 2018. Vol. 86. Рp. 52-60. https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.04.027.

36. Miller-Ott A.E., Kelly L. The presence of cell phones in romantic partner face-to-face interactions: an expectancy violation theory approach // Southern Communication Journal. 2015. Vol. 80, no. 4. Pp. 253-270. https://doi.org/10.1080/1041794X.2015.1055371.

37. Miller-Ott A.E., Kelly L. A politeness theory analysis of cellphone usage in the presence of friends // Communication Studies. 2017. Vol. 68, no. 2. Pp. 190-207. https://doi.org/10.1080/10510974.2017.1299024.

38. Nazir T. Impact of classroom phubbing on teachers who face phubbing during lectures // Psychology Research on Education and Social Sciences. 2020. Vol. 1(1). Рp. 41-47.

39. Pancani L. et al. «Mom, dad, look at me»: The development of the Parental Phubbing Scale // Journal of Social and Personal Relationships. 2021. Vol. 38, no. 2. Pp. 435-458. https://doi.org/10.1177/0265407520964866.

40. Parmaksız İ. Predictive Effect of Phubbing and Life Satisfaction on Depression Symptoms in Adults // Bağımlılık Dergisi. 2021. Vol. 22, no. 3. Pp. 236-247. https://doi.org/10.51982/bagimli.888038.

41. Pugh S. Investigating the relationship between smartphone addiction, social anxiety, self-esteem, age & gender (Bachelors final year project). Dublin: Dublin Business School, 2017.

42. Ranie L., Zickuhr K. Americans’ views on mobile etiquette // Pew Research Center. 2015. Available at: https://www.pewresearch.org/internet/2015/08/26/americans-views-on-mobile-etiquette/ (accessed: 27.07.2023).

43. Roberts J.A., David M.E. My life has become a major distraction from my cell phone: partner phubbing and relationship satisfaction among romantic partners // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 54. Pp. 134-141. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.07.058.

44. Roberts J.A., David М.Е. Boss phubbing, trust, job satisfaction and employee performance // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 155. Р. 109702. https://doi.org/10.1016/j.paid.2019.109702.

45. Ugur N.G., Koc Т. Time for Digital Detox: Misuse of mobile technology and phubbing // World Conference on Technology, Innovation and Entrepreneurship. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. No. 195. Рp. 1022-1031. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.06.491.

46. Utami M., Anam M.K., Noorrizki R.D. The Relationship Between Phubbing and Romantic Relationship Satisfaction: A Literature Review // KnE Social Sciences. 2021. P. 370-385. https://doi.org/10.18502/kss.v4i15.8226.

47. Williams K.D., Cheung C.K. T., Choi W. Cyberostracism: Effects of Being Ignored over the Internet // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 79, no. 5. Pp. 748-762. https://doi.org/10.1037/0022-3514.79.5.748.

48. Yang C., Christofferson K. On the phone when we’re hanging out: Digital social multitasking (DSMT) and its socioemotional implications // Journal of Youth and Adolescence. 2020. Vol. 49. Рp. 1209-1224. https://doi.org/10.1007/s10964-020-01230-0.


Рецензия

Просмотров: 495


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)