Учение св. Григория Паламы и учение Григория Акиндина о нетварных и тварных энергиях
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-11
Аннотация
Введение. Целью данной статьи является осуществление критического анализа учений св. Григория Паламы и Григория Акиндина, выявление ряда существенных противоречий, касающихся различного понимания ими «природы» Фаворского Света, отношения между Божьей сущностью и Божьей энергией, и различного понимания причастия Богу по сущности (природе) и по благодати.
Материалы и методы. В статье используется методология критического анализа и рациональной реконструкции изученного материала в сочетании с методом сравнительного анализа учений св. Григория Паламы и Григория Акиндина.
Результаты исследования. В статье рассматривается точка зрения, согласно которой нетварные энергии – это суть излияния (исхождения) сущности Бога. Этой точки зрения придерживается и св. Григорий Палама, и Григорий Акиндин. Однако, на этом их сходства заканчиваются. Желая сохранить простоту Бога (боясь привнести в Него недопустимую сложность и множественность), Акиндин, в отличии от Григория Паламы, ставит Божью сущность и энергии сущности Бога в более жесткую взаимосвязь. Согласно Акиндину, энергии сущности Бога не выходят за рамки этой же сущности. Таким образом, не исключая наличия Божьих энергий, он исключает возможность наличия в Боге чего-то иного помимо сущности Бога. С точки зрения св. Григория Паламы, Бог прост по своей сущности (сущность Бога проста), но сложен и множественен по своим свойствам и действиям (или действиям-свойствам) в форме нетварных энергий. Нетварные энергии, с точки зрения Акиндина, исходят не из Троицы в целом, а лишь из Второй Ее воплощенной Ипостаси – из Иисуса Христа, который в одном своем Божьем Лице соединяет две сущности, две природы: Божественную и человеческую (тварную). А поскольку энергии – это суть излияния сущности, то мы имеем в конечном итоге две разных энергии-благодати: тварную и нетварную. Именно этой тварной энергии-благодати и причащается человек.
Обсуждение и заключения. В статье показано, что, несмотря на схожесть позиций св. Григория Паламы и Григория Акиндина относительно их понимания нетварных энергий как излияний сущности Бога, между ними пролегает глубокий раскол, что представляют собой поле для дискуссии и дальнейших обсуждений.
Ключевые слова
Об авторе
Д. В. ВоробьевРоссия
Воробьев Дмитрий Валерьевич – доктор философских наук, профессор кафедры философии
Нижний Новгород
Список литературы
1. Антология восточно-христианской богословской мысли. СПб.: Никея, 2009. Т.1. 672 c.
2. Антология восточно-христианской богословской мысли. СПб.: Никея, 2009. Т.2. 752 c.
3. Боэций. Утешение философией. М: ЛКИ, 2011. 416 с.
4. Булгаков С.Н. Свет невечерний. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. 640 с.
5. Василий Великий. Избранные творения. М.: Издательств Сретенского монастыря, 2006. 498 с.
6. Василий Великий. Творения: в 2-х томах. М: Сибирская благозвонница, 2008. Т.1. 1136 с.
7. Воробьев Д.В. Учение св. Василия Великого о различии между сущностью и энергиями // Вестник Мининского университета. 2017. №3. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-3-18
8. Воробьев Д.В. Учение св. Максима Исповедника в пространстве религиозной культуры Востока и Запада: монография. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. 135 с.
9. Григорий Богослов. Творения: в 2-х томах. М: Сибирская благозвонница, 2010. Т.1. 895 с.
10. Григорий Палама. Сто пятьдесят глав. Краснодар: Текст, 2006. 224 с.
11. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 2005. 384 с.
12. Григорий Палама. Омилии. М.: Религиозное духовно-просветительское издание, 2008. Т. 1. 496 с.
13. Григорий Палама. Омилии. М.: Религиозное духовно-просветительское издание, 2008. Т. 2. 528 с.
14. Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом. Против иудеев. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008. 288 с.
15. Карташев А.В. Вселенские соборы. М.: Эксмо, 2006. 672 с.
16. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Киев: Общество любителей православной литературы, 2005. 613 с.
17. Лосский В.Н. Боговидение. М.: АСТ, 2003. 759 c.
18. Максим Исповедник. Письма. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2015. 352 с.
19. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фаласию. М.: Мартис, 1993. 288 с.
20. Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. М.: Сибирская благозвонница, 2011. Т.1. 432 с.
21. Ситников А.В. Философия Плотина и патристика о происхождении Космоса // Вопросы философии 2000. № 8. С. 117-126.
22. Флоровский Г.В. Восточные отцы церкви. М.: АСТ, 2003. 637 с.
23. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга I. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. 440 с.
24. Фома Аквинский. Сумма теологий. Первая часть: Вопросы 1-64. М.: УРСС, 2013. Т. 1. 832 с.
25. Russell B. A History of Western Philosophy. New York: Simon and Schuster, 1972. p.837.
26. Serafim Sobolev. New composition about Sofia of God's Wisdom. Jordanvill (USA): Holy Trinity Monastery, 1993. p.528.
27. The Seven Universal cathedrals. Jordanvill (USA): Holy Trinity Monastery, 1968. p.144.
28. Meyendorff John. St. Gregory Palamas and Orthodox Spirituality. New York: St. Vladimir's Seminary Press, 1974. P. 82.
29. Meyendorff John. A Study of Gregory Palamas. London: The Faith Press, 1964. P. 202.
30. Florovsky G. “St Gregory Palamas and the Tradition of the Fathers.” // The Greek Orthodox Theological Review, 1959–1960. Vol. 2. Pр. 119–131.
31. Palamas Gregory. The Triads. New Jersey: Paulist Press, 1983. p.173.