Особенности контроля поведения у студентов с различной успешностью обучения в вузе
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-1-7
Аннотация
Введение. Исследуются особенности психики студентов, выступающие значимыми характеристиками при достижении успешности обучения в вузе. В качестве данных характеристик изучены особенности контроля поведения, состоящего из трех уровней: когнитивного, волевого и эмоционального. Для определения роли контроля поведения в успешности обучения в вузе студенты, представленные в выборке, были классифицированы по трем уровням успешности, после чего было проведено сравнение показателей контроля их поведения.
Материалы и методы. Выборка: 256 студентов из трех высших учебных заведений, обучающихся на различных направлениях и различных курсах. Возраст от 17 до 23 лет, 189 девушек и 67 юношей. Сбор данных: метод тестирования и метод экспертных оценок. Методики: «Морфологический тест жизненных ценностей» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной, Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельностью Л. В. Мищенко, Опросник для изучения потребности в разнообразных видах учебной работы О. В. Осиповой, «Стиль саморегуляции поведения – ССП-98» В. И. Моросановой, «Шкала контроля за действием» Ю. Куля, «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса в адаптации Т. Л. Крюковой и Е. В. Куфтяк. Обработка данных: для классификации респондентов по уровню успешности обучения в вузе применялся иерархический кластерный анализ. Сравнение показателей контроля поведения проводилось с помощью критериев H-Краскала-Уоллеса и U-Манна-Уитни.
Результаты исследования. В результате классификации было выделено три группы студентов, соответствующих низкому, среднему и высокому уровням успешности обучения в вузе. У студентов разных уровней успешности найдены значимые различия (p < 0,05) на всех уровнях контроля поведения. Попарное сравнение студентов трех уровней успешности выявило неоднозначную картину в показателях контроля поведения.
Обсуждение и заключения. Можно заключить, что контроль поведения является значимой характеристикой успешности обучения в вузе. Успешные студенты демонстрируют характерные особенности контроля поведения, что позволяет им выступать субъектами учебно-профессиональной деятельности.
Об авторе
А. О. РяжкинРоссия
Ряжкин Александр Олегович – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии
ResearcherID: https://publons.com/researcher/AAE-5965-2022/
Челябинск
Список литературы
1. Бирина О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. С. 438–443.
2. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. Москва: ПЕР СЭ, 2006. 528 с.
3. Васильева А. С. Теоретические подходы к понятию академической успешности студентов // Экономика и социум. 2017. № 1-2. С. 1232-1235.
4. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Исаева Е. Р., Трифонова Е. А., Щелкова О. Ю., Новожилова М. Ю., Вукс А. Я. Методика для психологической диагностики способовсовладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Санкт-Петербург: СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2009. 35 с.
5. Дворникова И. Н. Проблема развития личности студента в системе совместной деятельности внутри вуза // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 1 (37). С. 211-217.
6. Дьячук А. А., Бочарова Ю. Ю., Климацкая Л. Г., Шпаков А. И. Особенности совладающего поведения студентов с различной академической успешностью // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2022. № 2 (60). С. 132-150. https://doi.org/10.25146/1995-0861-2022-60-2-339.
7. Ежова Н. В. Опыт осознанной саморегуляции как условие успешности профессионального обучения: дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. Москва, 2009. 186 с.
8. Ионина О. С. Психологические основы академической успешности студентов // Научный поиск: вестник кафедры педагогики и психологии. 2013. № 2. URL: https://vestnikkaf.esrae.ru/ru/2-42 (дата обращения: 15.07.2023).
9. Караванов А. А. Критерии эффективной учебной деятельности студентов // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2012. № 1 (3). С. 238-240.
10. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93-112.
11. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: Социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 35-44.
12. Мищенко Л. В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2007. № 3. С. 122-128.
13. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н. Диагностика саморегуляции человека. Москва: Когито-Центр, 2015. 304 с.
14. Мухаметзянова Ф. Г., Бисерова Г. К., Вафина В. Р., Яруллина А. Ш. Студент вуза как субъект учебно-профессиональной деятельности // Казанский педагогический журнал. 2012. № 5-6 (95). С. 20-27.
15. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие. Санкт-Петербург: Речь, 2004. 392 с.
16. Николаева Л. А. Формирование успешности обучения студентов в процессе постановки мюзикла // Культура и образование. 2020. № 2 (37). С. 144-149. doi: 10.24412/2310-1679-2020-10217.
17. Осипова О. В. Дидактические условия стимулирования профессионально направленной познавательной активности будущего учителя: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Горно-Алтайск, 2004. 188 с.
18. Психология общения: энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. Москва: Когито-Центр, 2011. 600 с.
19. Сергиенко Е. А. Контроль поведения как основа саморегуляции // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19, №4. С. 130-146. doi: 10.31429/26190567-19-4-130-146.
20. Сергиенко Е. А., Виленкская Г. А., Ковалева Ю. В. Контроль поведения как субъектная регуляция. Москва: Институт психологии РАН, 2010. 352 с.
21. Сопов В. Ф., Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология. 2001. № 4. С. 9-30.
22. Сулима В. Н. Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 5. С. 74-78.
23. Черток Т. В. Психологические особенности межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения в вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. Т. 14, № 2. С. 180-182.
24. Шибаева Л. В. Связь неблагополучия личности студентов с неуспешностью формирования способов временной организации учебно-профессиональной деятельности // Национальное здоровье. 2020. № 3. С. 102-108.
25. Юнель С. А. Особенности эмоционально-ценностной сферы студентов вуза в учебной деятельности // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе: материалы международной научно-практической конференции / под ред. Д. Я. Грибановой. Псков: Псковский государственный университет, 2019. С. 64-68.
26. Lasarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer, 1984.