Анализ практики применения креативных технологий в образовании
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2024-12-1-2
Аннотация
Введение. В условиях трансформации образования вопрос поиска и применения новых технологий обучения становится особенно актуальным. Использование креативных технологий в образовании в России все еще не является широко распространенным явлением, многие учителя и эксперты в области образования признают важность использования креативных технологий для поддержки развития творческих навыков учащихся. Образованию нужна структура, чтобы помочь учащимся и учителям развивать навыки творческого мышления, которые охватывают дисциплины, и использовать технологические инструменты для творческих решений и результатов.
Материалы и методы. В ходе исследования были использованы теоретические методы анализа психолого-педагогической, методической литературы по тематике исследования и описательный метод исследования, основанный на данных опроса учителей и школьников на тему определения опыта использования креативных технологий. В цели данного исследования входит изучение мнений участников образовательного процесса – учителей и учащихся – по вопросу применения креативных технологий в образовательном процессе – во всероссийском анонимном опросе приняли участие 180 учителей в возрасте от 33 лет до 57 лет и 247 школьников в возрасте от 11 лет до 18 лет. Материалом для исследования послужила Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года.
Результаты исследования. Представлено теоретическое обоснование определения понятия креативных технологий в образовании и их видов, сформированных на стыке технологий и творчества. В ходе опроса были выделены возможности применения креативных технологий в образовательном процессе, преимущества и недостатки их применения, а также трудности при внедрении креативных технологий. Результаты исследования могут быть применены к улучшению образования и снижению неравенства в обучении, креативные технологии не только улучшают процесс обучения и повышают мотивацию учеников, но и способствуют созданию инновационных методов обучения и решению сложных проблем в образовательной сфере.
Обсуждение и заключения. Новый подход с применением различных видов креативных технологий имеет множество преимуществ, таких как увеличение мотивации учеников, улучшение усвоения материала, развитие современных компетенций и подготовка учеников к успешной жизни и работе в современном мире.
Ключевые слова
Об авторе
Э. А. ИгнатьеваРоссия
Игнатьева Эмилия Анатольевна – кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры информатики и технологии факультета физико-математического образования, информатики и технологии
Чебоксары
Список литературы
1. Андрюхина Л. М., Ожиганова Д. А. Креативный потенциал будущих педагогов: диагностика и преодоление барьеров развития // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 4 (12). С. 75-91. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-4-75-91.
2. Борисова Е. В. Роль учителя в цифровом пространстве // Человеческий капитал. 2020. № 3(135). С. 104-110.
3. Вихман В. В., Ромм М. В. Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. 2021. № 2 (30). С. 22-32. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-2-22-32.
4. Заведенский К. Е., Рабинович П. Д. Проектные и цифровые технологии в школе: мотивация, познание, компетенции // Информатика и образование. 2020. № 7. С. 6-16.
5. Игнатьева Э. А. Потенциал внесения креативных технологий в работу со школьниками // Формирование мышления в процессе обучения естественнонаучным, технологическим иматематическим дисциплинам: материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. редактор А. П. Усольцев. Екатеринбург, 2023. С. 31-34.
6. Итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2019 год. URL: https://goo.su/UxsB (дата обращения: 12.05.2023).
7. Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. URL: http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf (дата обращения: 05.05.2023).
8. Креативность, креативный капитал и креативные практики в образовании: монография / Л. М. Андрюхина; под ред. А. Г. Кислова. Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионально педагогического университета, 2019. 238 с.
9. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, Л. Б. Кузьмичева, О. К. Озерова и др. Москва: НИУ ВШЭ, 2022. 132 с.
10. Тасова А.Б., Ниязова Г.Ж., Беркимбаев К.М., Пралиева Р.Е. Проблемы формирования коммуникативной креативности у будущих учителей начальных классов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2018. Т. 15, № 2. С. 182-189. https://doi.org/10.22363/2312-8631-2018-15-2-182-189.
11. Хангельдиева И. Г. Креативные технологии в пространстве современного образовании: Опыт переосмысления. Санкт-Петербург: Планета музыки. Лань, 2021. 180 с.
12. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования / А. Ю. Уваров. Москва: НИУ ВШЭ, 2020. 108 с. (Современная аналитика образования. № 16 (46)).
13. Blicblau A. S., Steiner J. M. Fostering creativity through engineering projects // European Journal of Engineering Education. 1998. Vol. 23 (1). Pp. 55-65.
14. Cachia R., Ferrari A., Ala-Mutka K., Punie Y. Creative learning and innovative teaching: Final report on the study on creativity and innovation in education in the EU member states. Luxembourg: European Union, 2010. https://dx.doi.org/10.2791/52913.
15. Collins A. M., Halverson R. The Second Educational Revolution: Rethinking education in the Age of Technology // Journal of Computer Assisted Learning. Special Issue: ‘CAL’– Past, Present and Beyond. 2010. Vol. 26(1). Pp. 18-27. https://doi.org/10.1111/j.1365-2729.2009.00339.x.
16. Connor A. M., Sosa R. The A-Z of Creative Technologies // EAI Endorsed Transactions on Creative Technologies. 2018. http://dx.doi.org/10.4108/eai.10-4-2018.154460.
17. Henriksen D., Henderson M., Creely E. et al. Creativity and Technology in Education: An International Perspective // Technology, Knowledge and Learning. 2018. Vol. 23. Pp. 409-424. https://doi.org/10.1007/s10758-018-9380-1.
18. Ertmer P. A., Ottenbreit-Leftwich A. T., Sadik O., Sendurur E., Sendurur P. Teacher beliefs and technology integration practices: A Critical relationship // Computers & Education. 2012. Vol. 59, no. 2. Pp. 423-435. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2012.02.001.
19. Henriksen D., Creely E., Henderson M. et al. Creativity and technology in teaching and learning: a literature review of the uneasy space of implementation // Educational Technology Research and Development. 2021. Vol. 69. Pp. 2091-2108. https://doi.org/10.1007/s11423-020-09912-z.
20. Henriksen D., Mishra P., Fisser P. Infusing Creativity and Technology in 21st Century Education: A Systemic View for Change // Educational Technology & Society. 2016. Vol. 19, no. 3. Pp. 27-37.
21. Maslak A. A., Rybkin A. D., Anisimova T. S., Pozdniakov S. A. Monitoring of pupils’ imagination within the framework of creativity formation program // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, no. 6 S5. Рр. 234-241. http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n6s5p234.
22. Page T., Thorsteinsson G. The impact of conventional school education on students creativity // I-Manager’s Journal on School Educational Technology. 2017. Vol. 13, no. 1. P. 12.
23. Punya Mishra. Rethinking Technology & Creativity in the 21st Century: Crayons are the Future // TechTrends. 2012. Vol. 56. Pp. 13-16. http://dx.doi.org/10.1007/s11528-012-0594-0.
24. State of Creativity: How a Global Pandemic and Cultural Movements are Impacting the Industry. Available at: https://www.adobe.com/content/dam/www/au/pdf/state_of_creativity_report.pdf (accessed: 04.05.2023).
25. Sunah Kim, Hyo yun Ryoo, Hee joo Ahn. Student customized creative education model based on open innovation // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2017. Vol. 3, no. 1. Pp. 1-19. https://doi.org/10.1186/s40852-016-0051-y.
26. Wyse D., Ferrari A. Creativity and education: Comparing the national and the United Kingdom // British Educational Research Journal. 2015. Vol. 41, no. 1. Pp. 30-47. http://dx.doi.org/10.1002/berj.3135.
27. Zhao Y. World class learners: Educating creative and entrepreneurial students. Thousand Oaks, CA: Corwin Press. 2012. Pp. 10-12.