Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Психометрическая проверка опросника кибербуллинга и агрессии в Интернете

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-9

Аннотация

Введение. Социализация современного школьника неизбежно связана с цифровыми навыками и общением в Интернете. Интернет сам по себе выступает как когнитивная технология, имеющая множество выгод и возможностей для когнитивного развития и просвещения. Вместе с тем активность ребенка в Интернете может приводить к ряду рисков, в том числе к столкновению с агрессией в онлайн-пространстве. С развитием информационных технологий формируется особый вид буллинга – кибербуллинг. Нередко в отечественных научных статьях не приводится данных о психометрических качествах анкет и опросников кибербуллинга, используемых в исследовании. Содержание анкеты кибербуллинга требует постоянного обновления и уточнения поведенческих манифестаций.

Материалы и методы. В статье представлены результаты психометрической проверки опросника кибербуллинга и агрессии в Интернете. Опросник состоит из 18 прямых вопросов и предназначен для определения опыта кибербуллинга. Психометрические свойства опросника исследовались на выборке 312 респондентов, девушек (N=231) и юношей (N=81) в возрасте от 13 до 22 лет.

Результаты исследования. С помощью процедуры эксплораторного факторного анализа установлена четырехкомпонентная структура опросника: кибервиктимность, киберагрессивность, негативные эмоции от опыта общения в Интернете и фактор помощи взрослых. Приведены результаты проверки трех шкал опросника на надежность: коэффициент внутренней согласованности α-Кронбаха шкал от 0,712 до 0,779. Шкалы опросника достоверно взаимосвязаны значениями корреляций от 0,50 до 0,60.

Обсуждение и заключения. Изучена конвергентная валидность опросника кибербуллинга: обнаружены достоверные корреляционные связи со всеми шкалами опросника интернет-зависимости (CIAS), а также связи с личностными характеристиками вспыльчивости, конфликтности, подозрительности и негативной агрессивности в целом (опросник «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева). Полученные результаты свидетельствуют о том, что данный опросник – надежный психодиагностический инструмент для диагностики и профилактики кибербуллинга.

Об авторах

А. А. Вихман
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Вихман Александр Александрович – кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии, директор Пермского научного центра Российской академии образования при ПГГПУ, ФГБОУ ВО ПГГПУ.

Пермь



Е. Н. Волкова
Психологический институт Российской академии образования; Московский педагогический государственный университет
Россия

Волкова Елена Николаевна – доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации, ПИ РАО; профессор кафедры психологии воспитания и профилактики девиантного поведения, МПГУ.

Москва



Л. В. Скитневская
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Скитневская Лариса Витальевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии.

Нижний Новгород



Список литературы

1. Антипина С. С. Опросник «типология киберагрессии»: структура и первичные психометрические характеристики // Вестник КемГУ. 2021. № 1 (85). С. 113-122.

2. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3 (11). С. 178-191.

3. Волкова Е. Н., Волкова И. В., Голубовская А. В. Проблемы кибербуллинга в современных психологических исследованиях // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе: материалы международной научно-практической конференции, Псков, 11–13 апреля 2019 года / под редакцией Д. Я. Грибановой. Псков: Псковский государственный университет, 2019. С. 339-342.

4. Гусейнова Е. А., Ениколопов С. Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку // Психолого-педагогические исследования. 2014. № 2. С. 246-256.

5. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений: учебник. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 324 с.

6. Карауш И. С., Куприянова И. Е., Кузнецова А. А. Кибербуллинг и суицидальное поведение подростков // Суицидология. 2020. Т. 11, № 1 (38). С. 117-129. DOI: 10.32878/suiciderus.20-11-01(38)-117-129.

7. Малыгин В. Л, Искандирова А. В, Смирнова Е. А., Хомерики Н. С. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. Москва: Арсенал образования, 2010. 32 с.

8. Солдатова Г. У., Зотова Е. Ю. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн-ситуация и способы совладания // Образовательная политика. 2011. № 5 (55). С. 11-22.

9. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. Москва: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.

10. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Львова Е. Н. Онлайн-агрессия и подростки: результаты исследования школьников Москвы и Московской области // Эпоха науки. 2017. № 12. С. 103-109. DOI: 10.1555/2409-3203-2017-0-12-103-109.

11. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. Москва: Смысл, 2017. 375 c.

12. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Чигарькова С. В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи // Национальный психологический журнал. 2020. № 2 (38). С. 3-20. DOI: 10.11621/npj.2020.0201.

13. Хломов К. Д., Давыдов Д. Г., Бочавер А. А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. 2019. № 2 (9). С. 276-295. DOI: 10.17759/psylaw.2019090219.

14. Шаров А. А. Измерение киберагрессии: разработка русскоязычного аналога опросника CYBA // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, № 2 (34). С. 118-125. DOI: 10.18500/2304-9790-2020-9-2-118-125.

15. Шейнов В. П. Опросник «Оценка степени незащищенности индивидов от кибербуллинга»: разработка и предварительная валидизация // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17, № 3. С. 521-541. DOI: 10.22363/2313-1683-2020-17-3-521-541.

16. Bashir F., Rehman M., Amin A. Cyberbullying: A Systematic Literature Review to Identify the Factors Impelling University Students Towards Cyberbullying // IEEE Access. 2020. Vol. 8. Pp. 148031-148051. DOI: PP.1-1.10.1109/ACCESS.2020.3015669.

17. Buelga S., Postigo J., Martínez-Ferrer B., Cava M., Ortega-Barón J. Cyberbullying among Adolescents: Psychometric Properties of the CYB-AGS Cyber-Aggressor Scale // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17(9). Pp. 3090. DOI: 10.3390/ijerph17093090.

18. Bonanno C., Levenson R. School Shooters: History, Current Theoretical and Empirical Findings, and Strategies for Prevention // SAGE Open. 2014. Vol. 4 (1). Pp. 11-21. DOI: 10.1177/2158244014525425.

19. Chen L., Ho S. S., Lwin M. O. A meta-analysis of factors predicting cyberbullying perpetration and victimization: from the social cognitive and media effects approach // New Media & Society. 2017. Vol. 19. Pp. 1194-1213. DOI: 10.1177/1461444816634037.

20. Del Rey R., Casas J., Ortega-Ruiz R., Schultze-Krumbholz A., Scheithauer H., Smith P., Smith P., Thompson F., Barkoukis V., Tsorbatzoudis H., Brighi A., Guarini A., Pyzalski J., Plichta P. Structural validation and cross-cultural robustness of the European cyberbullying intervention project questionnaire // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 50. Pp. 141-147. DOI: 10.1016/j.chb.2015.03.065.

21. Francisco S. M., Simão A. M., Ferreira P. C., Dores Martins M. J. Cyberbullying: The hidden side of college students // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 43. Pp. 167-182. DOI: 10.1016/j.chb.2014.10.045.

22. Hinduja S., Patchin J. W. Cyberbullying: an exploratory analysis of factors related to offending and victimization // Deviant Behavior. 2008. Vol. 29. Pp. 129-156. DOI: 10.1080/01639620701457816.

23. Hinduja S., Patchin J. W. Bullying Beyond the Schoolyard: Preventing and Responding to Cyberbullying. 2nd edition. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2015. 312 p.

24. König A., Gollwitzer M., Steffgen G. Cyberbullying as an act of revenge? // Australian Journal of Guidance and Counselling. 2010. Vol. 20(2). Pp. 210-224. DOI: 10.1375/ajgc.20.2.210.

25. Kokkinos C. M., Baltzidis E., Xynogala D. Prevalence and personality correlates of Facebook bullying among university undergraduates // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 55. Pp. 840-850.

26. Kowalski R. M, Giumetti G. W, Schroeder A. Bullying in the digital age: a critical review and meta-analysis of cyberbullying research among youth // Psychological Bulletin. 2014. Vol. 140, no. 4. Pp. 1073-1139. DOI: 10.1037/a0035618.

27. Notar C., Padgett S., Roden J. Cyberbullying: Resources for Intervention and Prevention // Universal Journal of Educational Research. 2013. Vol. 1(3). Pp. 133-145. DOI: 10.13189/ujer.2013.010301.

28. Tani F., Greenman P., Schneider B., Fregoso M. Bullying and the Big Five. A study of childhood personality and participant roles in bullying incidents // School Psychology International. 2003. Vol. 24. Pp. 131-146. DOI: 10.1177/0143034303024002001.

29. Yudes C. Rey, L. Extremera N. Predictive Factors of Cyberbullying Perpetration amongst Spanish Adolescents // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. No. 17. P. 3967. DOI: 10.3390/ijerph17113967.


Рецензия

Просмотров: 649


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)