Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Теоретические аспекты практики внедрения виртуальной образовательной среды

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-5

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье разрабатывается концепция организации и внедрения виртуальной образовательной среды. Цифровизация всех отраслей современной культуры обусловливает релевантность исследования проблематики виртуальных образовательных сред, которые стали эффективным инструментом для создания и организации обучения, позволяя преодолеть географические, временные и технические ограничения. Для того, чтобы успешно внедрить виртуальную образовательную среду в учебный процесс, необходимо учитывать педагогические, психологические и методологические аспекты, адаптацию программного обеспечения, доступность технических ресурсов и др. Цель статьи заключается в теоретико-методологическом исследовании разработки и методики внедрения виртуальной образовательной среды.

Материалы и методы. Теоретическую основу исследования составили научные работы и материалы, связанные с виртуальным обучением, а основными методами стали междисциплинарный анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросам развития виртуальной образовательной среды, анализ работ по проблемам виртуального обучения, прогностические методы и методы выявления взаимосвязей. На основе методов анализа, сравнения, обобщения была проведена систематизация основных противоречий и проблем, возникающих в процессе использования виртуальной образовательной среды. Для выявления причин возникновения этих проблем и противоречий были использованы методы экспертных оценок и системного анализа. Эти методы позволяют определить основные факторы, которые влияют на эффективность использования виртуальной образовательной среды и разработать рекомендации по их оптимизации. Таким образом, материалы и методы исследования, использованные в работе, позволили получить полное представление о проблемах и противоречиях, возникающих при использовании виртуальной образовательной среды, и разработать рекомендации по их решению.

Результаты исследования. Разработка виртуальной образовательной среды требует анализа потребностей обучающихся и преподавателей, опросов для выявления предпочтений, оценки эффективности и создания концепции. Виртуальная образовательная среда должна быть гибкой, персонализированной, удобной и предлагать сочетание онлайн- и офлайн-обучения. При выборе платформы или программного обеспечения для создания виртуальной образовательной среды важно учитывать функциональность, простоту использования, масштабируемость, безопасность и предлагаемую поддержку. Разработка контента для виртуальной образовательной среды требует определения цели курса, выбора актуальных для целевой аудитории тем и создания учебных материалов, включая видеоуроки, тесты, обучающие программы, вебинары и наглядные пособия. После разработки виртуальной образовательной среды важно протестировать систему, внести необходимые корректировки и обучить пользователей ее использованию. Эффективность виртуальной образовательной среды следует оценивать как по объективным, так и по субъективным показателям, а также собирать и анализировать отзывы обучающихся и преподавателей. Планы развития виртуальной образовательной среды могут включать разработку дополнительных курсов и материалов, улучшение средств связи, создание инструментов для практических занятий, добавление дополнительных функций.

Обсуждение и заключения. Виртуальная образовательная среда имеет множество достоинств, таких как доступность, гибкость, интерактивность, индивидуальность, эффективность и экономичность. С другой стороны, виртуальная образовательная среда может генерировать технические проблемы, обладать ограниченной доступностью, могут возникать проблемы с управлением контентом и с конфиденциальностью данных, преподаватель имеет ограниченный контроль над процессом обучения. В ходе исследований была разработана рабочая модель практического внедрения виртуальной образовательной среды, включая пошаговое введение, оценку и рекомендации по ее использованию в образовательном процессе.

Об авторах

А. В. Ворохобов
Российский государственный университет правосудия; Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Ворохобов Александр Владимирович – доктор философских наук, профессор

Researcher ID AAR-2112-2020, AuthorID 881246

Москва

Нижний Новгород



Е. В. Плисов
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Плисов Евгений Владимирович – доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и практики иностранных языков и лингводидактики

Researcher ID V-5266-2018, AuthorID 409825, Scopus Author ID 56436647300

Нижний Новгород



Список литературы

1. Андерсен Б. Б., Ван ден Бринк К. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. М.: Дрофа, 2007. 224 с.

2. ГОСТ Р 55751-2013. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200108264 (дата обращения: 08.04.2023).

3. Ворохобов А. В. Цифровизация образования: актуальные тренды и философско-методологические проблемы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. № 1(49). С. 220-222.

4. Грязнова Е. В. Противоречия цифрового высшего образования в информационной культуре современного общества // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 1. С. 12. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-12.

5. Гусева Л. В., Плисов Е. В. Вынужденная дигитализация языкового образования: проблемы освоения иностранного языка в электронной среде // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2020. №4. С. 61-70.

6. Илалтдинова Е. Ю., Федоров А. А., Фильченкова И. Ф. Типология электронных сервисов в открытом образовательном пространстве // Вестник Мининского университета. 2017. № 2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/349 (дата обращения: 08.04.2023).

7. Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. Роль педагога в цифровом мире образования // Нижегородское образование. 2019. № 2. С. 34-39.

8. Каракозова Е. Н., Шамов А. Н. Иноязычная информационная деятельность студента технического вуза // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 1. С. 4. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-4.

9. Киселев А. А. Экономические и политические вызовы «цифровизации» российского высшего образования: теоретический и практический аспект // Теоретическая экономика. 2021. № 4(76). С. 38-48.

10. Козлов О. А. Организационно-методические аспекты совершенствования домашней учебной работы школьников в условиях цифровой трансформации образования // Инновации и инвестиции. 2020. № 6. С. 119-123.

11. Козлов О. А., Романенко Ю. А. Риски современного образования в контексте информационной безопасности личности // Инновации и инвестиции. 2018. № 9. С. 311-315.

12. Комышкова А. Д., Латухина А. Л., Маринина Ю. А. Формирование информационно-коммуникационной компетентности преподавателя русского языка как иностранного при обучении филологическим дисциплинам // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 4. С. 5.

13. Модели качественной оценки управления образовательным процессом / С. В. Комарова [и др.] // Управление образованием: теория и практика. 2022. Т. 12, № 3. С. 161-168.

14. Можаева Г. В., Маслова Д. А., Кабанова Т. В., Яковлева К. И. Исследование эффективности моделей сопровождения массовых открытых онлайн-курсов // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 458. C. 211-222. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/458/26.

15. Моисеева Н. А. Цифровые сервисы для разработки мультимедийного учебно-методического комплекса дисциплины // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2023. № 1(16). С. 80-86. DOI: https://doi.org/10.52170/2618-7949_2023_16_80.

16. Оболенская А. Г., Дефлер А. С. Конфликтогенность цифровизации образования: социально-экономические аспекты // Тенденции развития электронного образования в России и за рубежом. Екатеринбург: УрГЭУ, 2020. С. 115-117.

17. Резак Е. В. Сравнительный анализ цифровых онлайн-платформ, предназначенных для реализации электронного и дистанционного обучения в образовательной деятельности // ТОГУ-СТАРТ: фундаментальные и прикладные исследования молодых. 2021. C. 435-439.

18. Роберт И. В. Стратегические направления развития информатизации отечественного образования в условиях цифровой трансформации // Человеческий капитал. 2021. № S5-3(149). С. 16-40.

19. Смирнова А. А. Образовательные онлайн-платформы как явление современного мирового образования: к определению понятия // Искусственные общества. 2019. Т. 14. № 1. DOI: https://doi.org/10.18254/S207751800005274-0.

20. Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2021 г. № 3427-р // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112070025 (дата обращения: 08.04.2023).

21. Строков А. А. Цифровая культура и ценности российского образования: дис. … канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2021. 165 с.

22. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363 (дата обращения: 08.04.2023).

23. Улыбина О. В., Ягудина А. Р., Улыбин В. С. Цифровые технологии и индивидуализация обучения // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7, № 10. DOI: https://doi.org/10.55186/2413046X_2022_7_10_578.

24. Фролова С. В., Перевощикова Е. Н. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 4. С. 6.

25. Чикилева Л. С. Оптимизация учебного процесса в условиях цифровой образовательной среды как предиктор успешности дистанционного обучения // Российский гуманитарный журнал. 2021. №10(1). С. 42-53. DOI: https://doi.org/10.15643/libartrus-2021.1.4.

26. Шелепаева А. Х. Образовательные онлайн-платформы: классификация и критерии оценивания // Открытое образование. 2022. Т. 26, № 3. С. 27-34. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-3-27-34.

27. Шихнабиева Т. Ш. Комплекс моделей и взаимосвязанных алгоритмов унифицированного прототипа интеллектуальной обучающей системы // Управление образованием: теория и практика. 2016. №4 (24). С. 57-70.

28. Alshar’e M., Albadi A., Jawarneh M., Tahir N., Al Amri M. Usability Evaluation of Educational Games: An Analysis of Culture as a Factor Affecting Children’s Educational Attainment // Advances in Human-Computer Interaction. 2022. Vol. 2022. P. 1-13. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/9427405.

29. Carrigan M., Fatsis L. The Public and Their Platforms: Public Sociology in an Era of Social Media. Bristol University Press, 2021. 256 p.

30. Chang В. Student privacy issues in online learning environments // Distance Education. 2021. Vol. 42. № 1. P. 55-69. DOI: https://doi.org/10.1080/01587919.2020.1869527.

31. Chen G., Shuo C., Chen P., Zhang Y. An Empirical Study on the Factors Influencing Users’ Continuance Intention of Using Online Learning Platforms for Secondary School Students by Big Data Analytics // Mobile Information Systems. 2022. Vol. 2022. P. 1-13. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/9508668.

32. Ginoya T., Maddahi Y., Zareinia K. A Historical Review of Robotic Platforms // Journal of Robotics, vol. 2021. 2021. P. 1-13. DOI: https://doi.org/10.1155/2021/6640031

33. Guseva L. V., Koroleva E. V., Kruchinina G. A., Marinina J. A., Oladyshkina A. A. Digital Humanities: The Possibility of Using Intelligent Learning Systems in Teaching Foreign Languages // Popkova E., Sergi B. (eds) Scientific and Technical Revolution: Yesterday, Today and Tomorrow. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 129. Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-47945-9_44.

34. Hammad R., El Naggar R. The Role of Digital Platforms in Women’s Entrepreneurial Opportunity Process: Does Online Social Capital Matter? // Human Behavior and Emerging Technologies/ 2023. Vol. 2023. P. 15. DOI: https://doi.org/10.1155/2023/5357335.

35. Han Y. Educational resource online evaluation system based on neural network dynamic feedback algorithm [J] // Journal of Intelligent and Fuzzy Systems. 2020. Vol. 38, №. 2. P. 1-13. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/2192459.

36. He J., Sun Y. Information Security Countermeasures for Big Data Platforms Based on Cloud Computing // Mobile Information Systems. 2022. Vol. 2022. P. 1-11. DOI: https://doi.org/10.1155/2022/3981775.

37. Weber P., Abuhamdieh A. Educational Service Strategy: Educational Service Platforms and E-Learning Patterns // International Journal of Instructional Technology & Distance Learning. 2011. Т. 8(4). С. 3-14.

38. Yuan Q. Network education recommendation and teaching resource sharing based on improved neural network // Journal of Intelligent and Fuzzy Systems. 2020. Vol. 39, №. 4. P. 5511–5520. DOI: https://doi.org/10.3233/JIFS-219218.

39. Zhang Z. Research on learning evaluation of online general education course based on BP neural network // Computational Intelligence and Neuroscience. 2021. P. 1-10. DOI: https://doi.org/10.1155/2021/3570273.

40. Zhao K. A Novel Method for Integration of Online Educational Resources via Teaching Information Remote Scheduling // Mathematical Problems in Engineering. 2021. Vol. 2021. P. 1-6. DOI: https://doi.org/10.1155/2021/4553872.


Рецензия

Просмотров: 184


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)