Страхи как детерминанта «магического мышления» у подростков
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-7
Аннотация
Введение. В настоящее время проблема магического мышления рассматривается как недостаточно изученная проблема, а имеющиеся исследования носят противоречивый характер: не в полной мере разработана теоретико-методологическая база и обоснованы приемы диагностики. Взаимосвязь страха с формированием и проявлениями магического мышления в подростковом возрасте отмечена многими учеными как в контексте эволюционного развития психики, так и индивидуального развития личности в онтогенезе. Современный подросток живет в особых условиях социальных изменений и потрясений, а также находится под влиянием массовой культуры, что обусловливает очевидную актуальность исследования данной проблемы.
Материалы и методы. Теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, современных научных исследований и эмпирических данных. Эмпирические методы исследования: психодиагностические методики, авторская анкета. Использовался метод математической обработки результатов исследования.
Результаты исследования. Исследовано, что наиболее распространенными страхами у подростков являются фобии, социальные и учебные страхи, страх деятельности и жизнедеятельности. Взаимосвязь между уровнями страха и видами магического мышления показала наибольшее количество значимых коэффициентов корреляции с мистическими, социальными и природными страхами. Наибольшее количество значимых коэффициентов корреляции выделено с такими видами магического мышления как традиционная вера, суеверия, вера в колдовство, жизнь после смерти, экзорцизм, энергетика камней и талисманов, проклятия, сила мысли и желания.
Обсуждения и заключения. Основные аспекты магического мышления, наиболее часто связанные страхами, это те, которые способны дать человеку чувство уверенности, снизить тревогу – всевозможные способы воспрепятствовать влиянию случайности – защита с помощью магии от проклятий, соблюдение примет и обычаев, различные талисманы, защищающие от бед. Можно заключить, что склонные к тревогам и страхам подростки, а также те, которые в большей степени подвержены влиянию независящих от них обстоятельств (различных катастроф, выбросов и т. д.) имеют приверженность к тем видам магического мышления, которые способны дать им чувство уверенности и снизить страх перед будущим и неизвестными опасностями.
Ключевые слова
Об авторе
Ю. Н. ФархутдиноваРоссия
Фархутдинова Юлия Низамутдиновна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Донецкая Народная Республика
Список литературы
1. Акопян Л. С. Новый подход к классификации страхов // Известия Самарского научного центра РАН. 2021. № 4-6. C. 38-49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-podhod-k-klassifikatsii-strahov (дата обращения: 06.02.2023).
2. Астахова И. В. Страхи и фобии в структуре явлений «тревожного ряда» личности // Мир: Модернизация. Инновации. Развитие. 2022. № 3 (1(9)). С. 115-117.
3. Абитов И. Р. Взаимосвязь суеверности с чертами характера у лиц, страдающих невротическими расстройствами // Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф. Е. Василюка: сборник материалов / под ред. Е.В. Букшиной, В.А. Земцовой. Москва: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2020. С. 9-12.
4. Байрамова Э. Э. Адаптация методики определения уровня магического мышления М. Экблада и Л. Дж. Чапмана на русскоязычной выборке // Психиатрия. 2016. № 70. С. 40-46. URL: https://www.journalpsychiatry.com/jour/article/view/101?locale=ru_RU (дата обращения: 06.02.2023).
5. Баринов Д. Н. Тревога и страх: историко-философский очерк // Психолог. 2013. № 3. С. 1-39.
6. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. Санкт-Петербург: Гипппократ, 1995. 128 с.
7. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2020. 448 с.
8. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. Ленинград: Медицина, 2020. 246 с.
9. Ильин Е. П. Психология страха: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Питер, 2021. 352 с.
10. Караева Ю. В. Психологическое исследование проявления иррациональных установок у специалистов различных профессий // Актуальные проблемы психолого-педагогической деятельности. Москва: РосНОУ, 2021. С. 92-103.
11. Мамонтов С. Ю. Страхи. Способы преодоления. Санкт-Петербург: Питер, 2022. 128 с.
12. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых: принципы общепсихологического анализа. 7-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2021. 304 с.
13. Просекова Е. Н. Страхи детей в подростковом возрасте // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2013. № 4(20). C. 46-53.
14. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Санкт-Петербург: Питер, 2020. 624 с.
15. Самохвалова А. Г. Социальные страхи как фактор затрудненного общения городских и сельских подростков // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-strahi-kak-faktor-zatrudnennogo-obscheniya-gorodskih-i-selskih-podrostkov (дата обращения: 06.03.2023).
16. Сергиенко Е. А. Модель психического и теория Ж. Пиаже // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2020. № 1(3). EDN: KYTSEJ.
17. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: в 2 т. Т. 1: Гл. I-XXXIX / Пер. с англ. М. К. Рыклина. Москва: ТЕРРА-Книжный клуб, 2021. 528 с.
18. Цыбульский В. Е. День страха. Москва: КСП+, 2020. 352 с.
19. Чигринец А. Н. Ритуалы: патология или норма? // Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018) / отв. ред. Т. Н. Зотова. Бийск: АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2021. С. 468-470.
20. Щербатая М. В. Основные причины возникновения детских страхов // Novainfo. 2021. № 68. С. 313-316.
21. Щербатых Ю. В. Психология страха: популярная энциклопедия. Москва: Эксмо, 2005. 512 с.
22. Black В., Robbins D. R. Panic dicorder in children and adolescents // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1990. Vol. 29, no. 1. Pp. 36-44.
23. Darmody J. P. The Adolescent Personality, Formal Reasoning, and Values // Adolescence. 1991. Vol. 26. Pp. 732-742.
24. Guillemette St. M. A Study of Childhood and Late Adolescent Fear: The Role of Fear in Socioemotional Functioning // Honors College. 2022. No. 52. Pp. 328-332.
25. Hartup W. W. Social Relationships and Their Developmental Significance // New Direction for Child Development. Summer 1993. Vol. 60. Pp. 3-19.
26. Heizer N. A., Turner S. M., Beidel D. Differentiating social phobia from shyness // Journal of Anxiety Disorders. 2020. No. 23. Pp. 469-471.
27. Hofmann S. G., Heinrich N., Moscovitch D. A. The nature and expression of social phobia: Toward a new classification // Clinical Psychology Review. 2004. No. 24. Pp. 769-797.
28. Lacinová L. Fears in Adolescence // Psychological Topics. 2009. Vol. 18, no. 1.
29. Last C. G., Hansen C., Franco N. Cognitive-behavioral treatment of school phobia // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 1998. Vol. 37, no. 4. Pp. 404-411.
30. Martin R. C., Dahlen E. R. Cognitive emotion regulation in the prediction of depression, anxiety, stress and anger // Personality and Individual Differences. 2005. No. 39. Pp. 1249-1260.
31. Masi G., Favilla L., Romano R. Panic disorder in children and adolescents // Pantinerva Med. 1999. Vol. 41 (2). Pp. 153-158.
32. McGinn L. K., Newman M. G. Status Update on Social Anxiety Disorder // International Journal of Cognitive Therapy. 2020. Vol. 6 (2). Pp. 88-113.
33. Miers A. M., Blote A. W., Bogels S. M., Westenberg H. M. Interpretation bias and social anxiety in adolescents // Journal of Anxiety Disorders. 2008. Vol. 22. Pp. 1462-1471.
34. Ollendick T. H., Benoit K. E. A Parent-Child Interactional Model of Social Anxiety Disorder in Youth // Clinical Child and Family Psychology Review. 2012. No. 15. Pp. 81-91.
35. Peleg O. Social anxiety and social adaptation among adolescents at three age levels // Social Psychology of Education. 2021. Vol. 15. Pp. 207-218.
36. Sherrod L. R., Haggerty R. J., Featherman D. L. Introduction: Late Adolescence and the Transition to Adulthood // Journal of Adolescent Research. 1993. No. 3. Pp. 217-226.
37. Starnes B. A. Modeling democracu in our schools: ancarlier / esson // The education digest. 2002. Vol. 68, no. 4. Pp. 8-11.
38. Subbotsky E., Quinteros G. Do cultural factors affect causal beliefs? Rational and magical thinking in Britain and Mexico // British Journal of Psychology. 2002. Vol. 93(4). Pp. 519-543. https://doi.org/10.1348/000712602761381385.