Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Анализ славянского неоязычества в связи с заимствованием образов индийской культуры

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-12

Полный текст:

Аннотация

Введение. Особый интерес российских исследователей в последние десятилетия вызывает славянское неоязычество. До сих пор неизвестно, много ли в России представителей неоязыческих течений, и границы этого явления весьма размыты. Вследствие чего, в научном сообществе, набирает популярность неоднозначное направление как фольк-хистори, авторы которого выступают за концепт «альтернативной истории». Появляется обширное количество «научных» трудов и сообществ, основанных на фальсификациях и искажении исторических данных. Одним из таких течений, в квазиистории, является раннее воссоздание славянской культуры, которая всё чаще рассматривается через призму славянских неоязыческих концепций, тем самым оказывая значительное влияние на представления россиян о традиционной славянской культуре. Некоторые славянские неоязыческие традиции, к дополнению к традиционным основам ранней славянской культуры, используют религиозно-мифологические конструкты других мировых и национальных религий. Особое значение придается индийской мифообразующей составляющей, которая невольно становится не только своеобразной исторической опорой для развития псевдоисторических идей неоязычества, но и является богатейшим источником для развития «славянской» мифологии. Исходя из этого, становится актуальным анализ славянских неоязыческих верований через заимствование религиозно-мифологических образов индийской культуры.

Материалы и методы. Методологическую основу работы составили общенаучные принципы историзма, системности, единства и научной объективности. Исторический и логический методы научного исследования при изучении культурно-религиозных традиций славянского неоязычества определили объективность и научность при изучении данного феномена.

Результаты исследования. В настоящее время, проблема современного славянского неоязычества заключается в том, что сама по себе реконструкция подлинного облика ушедшей культуры и мифологии Древней Руси является крайне сложной задачей и требует объективного и всестороннего изучения данного вопроса. Однако, представители современного славянского язычества утверждают, что именно славяне являются исконно арийским народом, с древней и развитой многотысячелетней культурой. Ключевыми источниками, в среде неоязыческих сторонников, происхождения славян и описание их культурно-религиозной бытности являются тексты «Славяно-Арийских Вед» и «Велесова книга». «Велесова книга», по мнению представителей славянского неоязычества, является писанием древних ариев и содержит в себе частицы славянско-арийской мудрости сохраненной новгородскими волхвами IX века. В «Велесовой книге» неоднократно встречаются образы и сюжеты, заимствованные из восточных религиозных традиций, в частности из индуизма. Содержание «Славяно-Арийских Вед» достаточно разнообразно. Они включают в себя древнескандинавскую «Сагу об Инглингах» в интерпретации А. Хиневича, запись беседы Перуна с людьми, в которой он повествует о заповедях, о прошлых и о грядущих событиях на Земле, о происхождении русского народа. Другие псевдоисторические идеи происхождения славянской культуры и заимствование ей мифологических образов иных этносов мы отмечаем в собрании эпических песен сербского историка Стефана Ильича Верковича – «Веда Словена» (перевод на русский язык «Веда Славян»). Внимание к сборнику «Веда Славян» привлёк энтузиаст-историк А.И. Асов, сделав несколько переводов из 1-го и 2-го тома книги «Веда Славян». Кроме того, тенденция фольк-хистори наблюдается в попытках доказать первостепенное значение «славяно-арийской» цивилизации над другими народами через семантическое сходство гидрономических объектов. По мнению идеологов и представителей славянского неоязычества, «ведические» истоки в Древней Руси мы также можем наблюдать в названиях рек и озер на территории современной России.

Обсуждение и заключения. При анализе славянских неоязыческих традиций была выявлена слабая аргументированность суждений идеологов и представителей славянского неоязычества о древности и влиянии «славяно-арийской» цивилизации на Древнюю Индию. Исходя из этого, также, некорректным являются предположения о том, что индийские божества являются прообразами славянских богов или включены в славянскую мифологию Древней Руси, так как описываемые образы и атрибуты индуистских богов, в контексте традиционно-исторической хронологии, появились намного позднее, нежели приписывает ему славянская неоязыческая традиция. Вместе с тем, нельзя исключать и тот факт, что «Славяно-арийские веды» и «Велесова книга» стали не только основой, искаженного восприятия славянской культуры, для последователей неоязыческих традиций, но и привнесли «славяно-арийский миф», как часть фольк-хистори, в научно-академический мир.

Об авторе

С. С. Чистяков
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Гимназия №15»
Россия

Чистяков Сергей Сергеевич – заместитель директора

Кострома



Список литературы

1. Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. Санкт-Петербург, «Наука». – 1991. – 176с.

2. Армстронг, К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе. – М.: Альпина нон-фикшн. – 2011. – 500 с.

3. Асов А. Атланты, арии, славяне: История и вера. Издательство: Гранд-Фаир. – 2015. – 560 с.

4. Белкина Т.Л., Чистяков С.С. Сравнительный анализ эволюции образов библейского Яхве и индуистского Шивы // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 2. С. 292-297.

5. Бесков А.А. Симуляция науки и симулякры культуры: иллюзорные представления о славянском язычестве в современной российской гуманитаристике // Вопросы философии. – 2022. – № 1. – С. 100-110.

6. Булавкин К.В. Збручский идол как модель космоса в языческом мировоззрении восточных славян // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: История, философия, политология, право. – 2012. – № 1. – С. 87-95.

7. Булавкин К.В., Роман С.Н. Истоки и пути развития мировой культуры: материалы спецкурса по культурологии: учебно-методологическое пособие / Булавкин К. В., Роман С. Н.; Министерство образования Московской области, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет». - Орехово-Зуево: Ред.-издательский ГГТУ. – 2017. – 155 с.

8. Веда Славян. Кн. 1. / Пер. с древнеболгарского Барсуков В.Г. – 2-е изд. – М.: Амрита-Русь. – 2022. – 240с.

9. Веда Славян. Кн. 2. / Пер. с древнеболгарского Барсуков В.Г. – М.: Амрита-Русь. – 2022. – 464с.

10. Велесова книга /пер. и коммент. Валентина и Юлии Гнатюк. – 5-е изд. –Москва: Издательство «Амрита». – 2011 – 384 с.

11. Володихин Д.М. Феномен фольк-хистори // Россия и современный мир. – 2001. – № 1 (30). – С. 124-133.

12. Галкина Е.М. Современные ценности и историческая наука // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 5. – С. 55-57.

13. Дорофеев В. Псевдонаучная литература в контексте возрождения дохристианских верований в современной России // Аналитика культурологии. – 2011. – № 2 (20). – С. 88-92.

14. Дубянский А.М. Религия протоиндийской цивилизации. Ведическая религия. Брахманизм. Индуизм // История религии: учебник / под общ. ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высшая школа. – 2002. – Т. 1. – С. 286-320.

15. Елисеев Г.А. Историк России, которого не было [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/statii/1900/irk.php (дата обращения: 17.04.2023).

16. Жарникова С.В. След Ведической Руси. Научное обоснование зарождения арийской цивилизации на севере Евразии - М.: Концептуал. – 2017. – 272 с.

17. Жуколина М.В. Патриотизм и национализм в идеологии славянского неоязычества / Государство, общество, церковь в истории России ХХ-XXI веков // материалы XIV Международной научной конференции: в 2 ч. ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»; Ивановский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»; Свято-Алексеевская Иваново-Вознесенская Православная Духовная семинария; АНО ДПО «Научно-образовательный центр гуманитарных проектов»; Ивановский филиал НОУ ВПО «Институт управления». – 2015. – С. 487-490.

18. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна: к реконструкции восточнославянского язычества. - СПб.: Евразия. – 2004. – 480 с.

19. Косолапов В.В. Кали И Ра – боги руссов / Социально-гуманитарный вестник // Всероссийский сборник научных трудов. Краснодарский центр научно-технической информации (ЦНТИ) – Филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, Краснодарское отделение Российского общества интеллектуальной истории, Краснодарское региональное отделение Российского Философского общества. Краснодар. – 2015. – С. 82-89.

20. Матвеев А. К. Субстратная топонимия Русского Севера. Часть II. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. – 2004. – 369с.

21. Махабхарата выпуск VI хождение по криницам лесная (книга III, гл. 80–175, 311–315) Перевод, введение, примечания и толковый словарь академика АН ТССР Б.Л. Смирнова. Текст печатается по: Махабхарата. Хождение по криницам, книга III, Лесная, гл. 80–175, 311–315. Изд-во АН ТССР «Ашхабад». – 1962. Редакция сайта «БОЛЕСМИР». г. Москва – 2007 [Электронный ресурс]. URL: https://advayta-veda.ucoz.ru/books/Mahabharata/kniga_3-lesnaja-aranjakaparva.pdf (дата обращения: 27.02.2023).

22. Мехакян А.Х. К вопросу об эволюции образа Рудры-Шивы в текстах Шрути [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wiki.shayvam.org/К_вопросу_об_эволюции_образа_Рудры-Шивы_в_текстах_шрути (дата обращения: 16.02.2023).

23. Министерство юстиции Российской Федерации. Экстремистские материалы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/?page=24& (дата обращения: 17.02.2023).

24. Научное издательство «Большая российская энциклопедия» [Электронный ресурс]. URL: https://old.bigenc.ru/ (дата обращения: 27.02.2023).

25. Очерки истории культуры славян : [С древнейших времен до XIII в. / В. В. Седов, А. Ф. Журавлев, Н. И. Толстой и др.; Редкол.: В. К. Волков и др.]; Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения и балканистики. - Москва : Индрик, 1996. - 463 с.

26. Полохов Д.Н. Неоязычество как саморазрушительная утопия // Межрегиональные Пименовские чтения. – 2019. – № 16. – С. 174-184.

27. Посадсков А.Л. Ересь по-сибирски: издательская деятельность нетрадиционных религий, сект, вероучений в Сибири и на дальнем востоке (90-е гг. ХХ - 10-е гг. ХХI в.) // Библиосфера. – 2017. – № 4. – С. 14-20.

28. Распопов П. Река Кама // Сайт «Ураловед» [Электронный ресурс]. URL: https://uraloved.ru/reka-kama (дата обращения: 27.02.2023).

29. Рахно К.Ю. Бог Род в западнославянской обрядности // Исторический формат. – 2020. – № 2 (22). – С. 17-24.

30. Ригведа. Мандалы I-IV - М.: Наука. – 1989. – 768 с.

31. Сайт «Велес» / Сергей Стрижак. Игры Богов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://veles.site/news/sergej-strizhak-igry-bogov (дата обращения: 17.02.2023).

32. Сайт МБУ «Централизованная библиотечная система» городского округа Красноуфимска. Краеведческие страницы Красноуфимска / Топонимы нашего края [Электронный ресурс]. URL: https://www.bibl-krasnoufimsk.ru/index.php/kraevedy/materialy-v-gankina/toponimika/161-toponimy-kraya.html (дата обращения: 27.02.2023).

33. Сатьяван. Калагни-тантра. Издательство: Институт общегуманитарных исследований. – 2007 г. – 144с.

34. Селиванов В.В., Данилов Н.А. «Велесова книга»: к вопросу о подлинности / Студенческая наука - взгляд в будущее // Материалы ХVI Всероссийской студенческой научной конференции. Красноярск. – 2021. – С. 172-175.

35. Славяно-Арийские Веды. Книга Третья. Инглиизм. Слово Мудрости Волхва Велимудра. Часть 2. – Омск: Издание Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов; Издательство «АРКОР». – 2000. – 256с.

36. Славяно-Арийские Веды. Саньтии Веды Перуна. Сага об Инглингах. – Омск: Издание Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов; Церковное издательство «АСГАРДЪ»; Издательство «АРКОР». – 2001. – 256с.

37. Трехлебов А.В. Кощуны Финиста Ясного Сокола России. - Пермь. – 2004. – 656 с.

38. Тупикин Р.В. Стратегия противодействия современному неоязычеству в РФ: миссионерский взгляд // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. – 2022. – № 1 (14). – С. 6-23.

39. Тюляев С.И. Развитие образа Шивы от древней к средневековой эпохе (II в. до н. э. - XII в.) // Искусство Индии: сб. статей. - М.: Наука. – 1969. – С. 75-95.

40. Чистяков С.С., Белкина Т.Л. Эволюция раннего шиваизма // Вестник Костромского государственного университета. – 2016. – Т. 22. – № 3. – С. 60-64.

41. Чудинов В.А. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Чудинов,_Валерий_Алексеевич (дата обращения: 14.04.2023).

42. Шапкина Е.В., Шиллер В.В. Идейные основы неоязычества и отношение к нему молодёжи // Миссия конфессий. – 2021. – Т. 10. – № 5 (54). – С. 552-561.

43. Шохин В.К. Древняя Индия в культуре Руси (XI – середина XV в.). М.: Изд-во «Наука». – 1988. – 336с.

44. Justin S Aptaker. Drawing Together: Themes of Connecting in Neo-Paganism. [Электронный ресурс]. URL: https://www.academia.edu/35553181/Drawing_Together_Themes_of_Connecting_in_Neo_Paganism (дата обращения: 13.02.2023).

45. Kinsley D. Tantric Visions of the Divine Feminine: The Ten Mahavidyas, Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press. – 1997. – 318 p.


Рецензия

Просмотров: 132


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)