Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Работа учителя по профилактике кибербуллинга в начальной школе

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-8

Полный текст:

Аннотация

Введение. В условиях цифровизации современного общества остро встает проблема выбора форм, методов, средств профилактики зависимости от виртуальной реальности компьютера и связанной с ней проблемы кибервиктимизации. Особенно актуальной является организация превентивной работы по предотвращению буллинга в виртуальной среде, уже начиная с начальной школы. В статье также рассматривается взаимосвязь подверженности кибербуллингу, широко распространенному в среде обучающихся младшего школьного возраста, с некоторыми личностными характеристиками детей.

Материалы и методы. Теоретические методы исследования: обзорно-критический анализ научной литературы. Эмпирические методы исследования: тестирование, эксперимент. Методы математической обработки и интерпретации результатов исследования. Оценка подверженности младших школьников кибербуллингу оценивалась с использованием методики Н. Е. Щурковой в модификации Н. П. Фетискина (диагностика интерактивной направленности личности), Многофакторной шкалы виктимизации (Multidimensional Peer-Victimization Scale) H. Mynard, S. Joseph, методики многофакторного исследования личности Р. Кэттелла (детский вариант).

Результаты исследования. Выявлен исходный уровень проявления подверженности кибербуллингу детей младшего школьного возраста, установлена взаимосвязь кибервиктимности и личностных характеристик детей. Разработана программа совместной деятельности педагога и родителей по профилактике кибербуллинга у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. В ходе анализа результатов исследования детей экспериментальной группы выявилось достоверное снижение показателей проявления кибербуллинга, что подтверждает результативность разработанной программы.

Обсуждение и заключения. Реализацию программы по профилактике кибербуллинга младших школьников необходимо осуществлять в условиях учебно-воспитательного процесса на основе совместной деятельности педагога и родителей в рамках внеурочной деятельности, с учетом личностных особенностей, детерминирующих виктимное поведение детей.

Об авторах

Е. Ю. Волчегорская
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Волчегорская Евгения Юрьевна – доктор педагогических наук, профессор

Researcher ID: AFR-6202-2022

Челябинск



М. В. Жукова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Жукова Марина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент

Researcher ID: AFR-7066-2022

Челябинск



К. И. Шишкина
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Шишкина Ксения Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент

Researcher ID: AFF-5364-2022

Челябинск



Е. В. Фролова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Фролова Елена Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент

Researcher ID: HJP-4565-2023

Челябинск



Список литературы

1. Башмакова Е. А., Дегтярев Е. А. Факторы и социальные причины буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71. С. 36-38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-i-sotsialnye-prichiny-bullinga-i-kiberbullinga-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 05.09.2023).

2. Бочавер А. А., Горлова Н. В., Хломов К. Д. Проблема буллинга в контексте образовательной среды: опрос сотрудников школ // Психологические исследования. 2021. Т. 14, № 76. C. 3.

3. Буракова И. С., Перепёлкина Н. А., Пилюгина Е. И. Диагностика, профилактика и коррекция склонности к кибербуллингу у младших подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75. С. 13-16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-profilaktika-i-korrektsiya-sklonnosti-k-kiberbullingu-u-mladshih-podrostkov (дата обращения: 05.09.2023).

4. Вихман А. А., Волкова Е. Н., Скитневская Л. В. Традиционные и цифровые возможности профилактики кибербуллинга // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-i-tsifrovye-vozmozhnosti-profilaktiki-kiberbullinga (дата обращения: 02.12.2022).

5. Власова Н. В., Буслаева Е. Л. Психологические особенности лиц, склонных к кибервиктимному поведению // Психология и право. 2022. Т. 12, № 2. С. 194-206. DOI: 10.17759/psylaw.2022120214.

6. Волчегорская Е. Ю., Жукова М. В., Шишкина К. И. Риски цифровой зависимости у детей младшего школьного возраста // Перспективы науки и образования. 2022. № 4(58). С. 355-369. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-tsifrovoy-zavisimosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 05.09.2023).

7. Дегтярев Е. А. Стратегия профилактики буллинга и кибербуллинга образовательной организации в подростковой среде // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4 (89). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-profilaktiki-bullinga-i-kiberbullinga-obrazovatelnoy-organizatsii-v-podrostkovoy-srede (дата обращения: 05.09.2023).

8. Жукова М. В., Шишкина К. И., Лямагина А. Н., Фролова Е. В., Волчегорская Е. Ю. Взаимосвязь между личностными характеристиками и степенью цифровой зависимости у студентов педагогического вуза // Science for Education Today. 2023. Vol. 13, no. 23. Pp. 28-43. DOI: 10.15293/2658-6762.2303.02.

9. Карпеева О. В. К вопросу о понятии «виктимное поведение» // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Международной электронной научно-практической конференции, Казань, 21 мая 2021 года. Казань, 2021. С. 366-370. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_47243923_37973611.pdf (дата обращения: 05.09.2023).

10. Королев А. А. Взаимосвязь типа личности жертвы со спецификой воздействия буллинга // Психолог. 2021. № 4. С. 1-10. DOI: 10.25136/2409-8701.2021.4.36256.

11. Санина Е. И., Дегтярев Е. А. Профилактика кибербуллинга как цель социализации подростков в условиях цифровой среды // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-kiberbullinga-kak-tsel-sotsializatsii-podrostkov-v-usloviyah-tsifrovoy-sredy (дата обращения: 05.09.2023).

12. Солдатов Д. Н. Причины и последствия кибербуллинга в подростковой среде // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 35. С. 1927-1932. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46324954_45429208.pdf (дата обращения: 05.09.2023).

13. Cолдатова Г. У. Психологические особенности участников ситуации кибербуллинга: анализ ролевого онлайн-поведения // Познание и переживание. 2022. Т. 3, № 1. С. 46-71. DOI: 10.51217/cogexp_2022_03_01_03.

14. Солдатова Г. У., Ярмина А. Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии // Национальный психологический журнал. 2019. № 3 (35). С. 17-31. URL: https://cyberpsy.ru/articles/soldatova-yarmina-kiberbulling/?ysclid=lm64blxho0327164647 (дата обращения: 05.09.2023).

15. Солдатова Г., Рассказова Е., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети России онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. Москва 2012. URL: http://detionline.com/assets/files/helpline/RussianKidsOnline_Final%20ReportRussian.pdf (дата обращения: 01.12.2022).

16. Роженко В. А., Валеева Р. А. Актуализация проблемы профилактики виктимного поведения подростков в сети интернет // Международный журнал экспериментального образования. 2022. № 6. С. 56-60. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F_1945612791/12111.pdf (дата обращения: 05.09.2023).

17. Хоменко А. Н. К вопросу о виктимизации жертв киберпреступлений // Виктимология. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-viktimizatsii-zhertv-kiberprestupleniy (дата обращения: 05.09.2023).

18. Щипанова Д. Е. Исследование кибербуллинга: разработка диагностического инструментария // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XIV международной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 1-5 марта 2021 г. Екатеринбург: РГППУ, 2021. С. 587-593. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_45825109_51673562.pdf (дата обращения: 05.09.2023).

19. Beckman L., Hagquist C., Hellström L. Does the association with psychosomatic health problems differ between cyberbullying and traditional bullying // Emotional and Behavioural Difficulties. 2012. Vol. 17(3-4). Pp. 421-434. DOI: 10.1080/13632752.2012.704228.

20. Campfield D. C. Cyber Bullying and Victimization: Psychosocial Characteristics of Bullies, Victims, and Bully. 2008. Available at: https://scholarworks.umt.edu/etd/288/ (accessed: 05.09.2023).

21. Evangelio C., Rodríguez-González P., Fernández-Río J., Gonzalez-Villora S. Cyberbullying in elementary and middle school students: A systematic review // Computers & Education. 2022. Vol. 176. P. 104356. DOI: 10.1016/j.compedu.2021.104356.

22. Görzig A., Frumkin L.A. Cyberbullying experiences on-the-go: When social media can become distressing // Cyberpsychology. 2013. Vol. 7(1). Article 4. DOI: 10.5817/CP2013-1-4.

23. Jungert T., Karataş P., Iotti N.O., Perrin S. Direct Bullying and Cyberbullying: Experimental Study of Bystanders’ Motivation to Defend Victims and the Role of Anxiety and Identification With the Bully // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 11. P. 616572. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.616572.

24. Kowalski R. M., Giumetti G. W., Schroeder A. N., Lattanner M. R. Bullying in the digital age: A critical review and meta-analysis of cyberbullying research among youth // Psychological Bulletin. 2014. No. 4. Pp. 1073-1137. DOI: 10.1037/a0035618.

25. Nocentini A., Calmaestra J., Schultze-Krumbholz A., Scheithauer H., Ortega R., Menesini E. Cyberbullying: Labels, behaviours and definition in three European countries // Australian Journal of Guidance and Counselling. 2010. Vol. 20 (2). Pp. 129-142. DOI: 10.1375/ajgc.20.2.129.

26. Olweus D. Bully/victim problems in school: Facts and intervention // European Journal of Psychology and Education. 1997. Vol. 12 (4). Pp. 495-510. DOI: 10.1007/bf03172807.

27. Qing Li Cyberbullying in Schools: A Research of Gender Differences // School Psychology International. 2006. Vol. 27(2). Pp.157-170. DOI: 10.1177/0143034306064547.

28. Sainz V., Martín-Moya B. The importance of prevention programs to reduce bullying: A comparative study // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 13. P. 1066358. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.1066358.

29. Salmivalli C., Laninga-Wijnen L., Malamut S.T., Garandeau C.F. Bullying Prevention in Adolescence: Solutions and New Challenges from the Past Decade // Journal of Adolescent Research. 2021. Vol. 31(4). Pp. 1023-1046. DOI: 10.1111/jora.12688.

30. Sourander A., Klomek A.B., Ikonen M., Lindroos J., Luntamo T., Koskelainen M., Helenius H. Psychosocial risk factors associated with cyberbullying among adolescents: A population-based study // Archives Of General Psychiatry. 2010. Vol. 67(7). Pp. 720-728. DOI: 10.1001/archgenpsychiatry.2010.79.

31. Tokunaga R.S. Following you home from school: A critical review and synthesis of research on cyberbullying victimization // Computers in Human Behavior. 2010. Vol. 26. Pp. 277-287. DOI: 10.1016/j.chb.2009.11.014.

32. Wang J. Understanding the role of social factors in cyberbullying at work // Computers in Human Behavior. 2022. Vol. 134. P. 107325. DOI: 10.1016/j.chb.2022.107325.

33. Wang J., Iannotti R.J., Luk J.W. Patterns of adolescent bullying behaviors: Physical, verbal, exclusion, rumor, and cyber // Journal of School Psychology. 2012. Vol. 50(4). Pp. 521-534. DOI: 10.1016/j.jsp.2012.03.004.


Рецензия

Просмотров: 129


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)