Профессиональное воспитание офицеров: современные тренды
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-3
Аннотация
Введение. Профессиональное воспитание офицерских кадров России всегда имело особую значимость в обеспечении ее безопасности и суверенитета. В периоды наивысших военных побед и успехов оно основывалось на национальных идеях и ценностях, народных и военных традициях. Начало их современного возрождения в нашей стране дает уникальную возможность развития полноценного института профессионального воспитания, ведущего свою деятельность на научной педагогической основе.
Материалы и методы. В ходе данного исследования методологическими основами выступили системный, социокультурный и аксиологический подходы.
Ключевыми понятиями, исследуемыми и использованными в работе, являются «профессиональное воспитание», его «идейно-ценностные основы», «современные тренды воспитания», «традиции и инновации в воспитании».
Результаты исследования. Профессиональное воспитание офицеров в высших военно-учебных заведениях понимается нами как системная и плановая деятельность государства, общества, органов военного управления по подготовке высокопрофессиональных военных специалистов, патриотов Отечества, осуществляемая педагогическими методами и средствами.
Особую роль в воспитании играют идеология, которая дает воспитуемым привлекательный образ будущего, и ценности, интериоризация которых обеспечивает формирование у курсантов и слушателей профессионально необходимые качества.
Как выявлено в ходе исследования (по проблеме подготовлены 5 монографий, 4 из которых коллективные, и 16 статей в журналах РИНЦ и ВАК РФ), особую роль в профессиональном воспитании играют корпоративные (офицерские) традиции.
Результатом эффективности профессионального воспитания на идеях и ценностях российского офицерства в Новосибирском ВВКУ является готовность выпускников к защите Отечества. В постсоветский период тысячи выпускников награждены государственными наградами, 26 из них удостоены звания «Героя РФ», в том числе 7 – за участие в Специальной военной операции.
Обсуждение и заключения. Профессиональное воспитание курсантов и слушателей военных вузов успешно осуществляется на идее патриотизма и национальных российских ценностях, утверждённых Указом № 809 от 9.11.2022 г.
Его современными трендами являются:
– формирование национально-ориентированной ценностно-идеологической основы;
– возвращение к идеям коллективного воспитания, отвечающим этническим традициям народов России;
– сбалансированное использование традиционных и инновационных форм и методов воспитания;
– педагогизация современного профессионального воспитания, отказ от избыточного использования манипулятивных технологий, приоритетное использование педагогами методов убеждения и примера.
Об авторах
Т. Л. ЛопухаРоссия
Лопуха Татьяна Леонидовна – кандидат педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой военно-политической работы в войсках (силах)
Новосибирск
С. Н. Сорокоумова
Россия
Сорокоумова Светлана Николаевна – доктор психологических наук, профессор
Санкт-Петербург
Новосибирск
Москва
Список литературы
1. Бабичев А. М. Профессиональное воспитание курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации на патриотических, идейно-ценностных основах // Мир университетской науки: культура, образование. 2022. № 6. С. 65–71.
2. Бархаев Б. П., Караяни А. Г., Перевалов В. Ф, Сыромятников И. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. – М.: Воениздат, 2006.
3. Бжезинский З. Великая шахматная доска / Пер. с англ. О. Уральской. – М.: АСТ, 2021. – 384 с.
4. Быструшкин С. К., Керимшеева О. А. Возрождение этносоциальных традиций в процессе воспитания учащихся // Этносоциальные процессы в Сибири / Под ред. Ю. В. Попкова. Новосибирск: изд-во СО РАН, 2000. – Вып. 3. – С. 194–196.
5. Военная педагогика: учеб. пособие / Под общ. Ред. И. А. Алехина. М.: изд-во ВУ, 2018. 464 с.
6. Военная педагогика: учебник для вузов / Под ред. О. Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2014. C. 435.
7. Володин Р. В. Теоретические основы профессионального воспитания российских офицеров // ЦИТИСЭ. 2018. № 2 (15). С. 10.
8. Вяткина И. В. Педагогические условия профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Йошкар-Ола, 2011 23 с.;
9. Ганс Ф. К. Гюнтер. Избранные работы по расологии / 2-е изд., доп.; пер. с нем. А.М. Иванова. – М.: «Белые альвы», 2005. – 576 с.
10. Заец О.Г. Повышение эффективности профессионального воспитания курсантов военно-инженерных вузов : дис. … канд. пед. наук 13.00.08. Москва, 2014
11. Зотов А. А. Особенности формирования личности будущего офицера: учеб. пособие. Новосибирск: НВИ ВВ им. И. К. Яковлева МВД России, 2013. 80 с.;
12. Квингли К. Англо-американский истеблишмент: пер. с англ. – М.: изд-во «Наше завтра», 2021. – 512 с.
13. Клаузевиц К. О войне. Пер. с нем. А.К. Рачинский. – М.: АСТ, 2022. – .
14. Лаврентьева Л. С., Смирнов Ю. И. Русский народ. Культура, обычаи, обряды. СПб.: «Паритет», 2011. – 448 с.
15. Ласько П. А. Социально-профессиональное воспитание курсантов учебных центров МВД России в процессе первоначальной профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук. 13.00.08. Шуя, 2012.
16. Лопуха А. Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров. – Новосибирск: изд-во НГУ, 2001. – 252 с.
17. Лопуха Т. Л., Володин Р. В., Разгонов В. Л., Суслов Д. В. Профессиональное воспитание курсантов военных вузов на традициях российского офицерства // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 2 (69). – С. 84–89.
18. Лопуха Т. Л. Профессиональное воспитание курсантов военных вузов на традициях российского офицерства: монография. – Новосибирск: НВВКУ, 2018. – 232 с.
19. Лопуха Т. Л., Володин Р. В. Пути и методы повышения эффективности патриотического воспитания будущих офицеров: монография. – Новосибирск: НВВКУ, 2020. – 134 с.
20. Лопуха Т.Л., Лопуха А.Д. Реинституционализация воспитания в контексте национальной безопасности России // Материалы международного военно-технического форума «Армия 2022». Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы и задачи государственной политики в сфере воспитания и образования детей и молодёжи». – Москва, 2022. – С. 137.
21. Лопуха Т. Л., Лопуха А. Д., Асриев А. Ю. Воспитание курсантов в системе военно-политической работы: монография. – Новосибирск: НВВКУ, 2020. – 180 с.
22. Лопуха Т. Л., Лопуха А. Д., Асриев А. Ю. Основные направления совершенствования профессионального воспитания в системе военного образования: монография. – Новосибирск: НВВКУ, 2021. – 254 с.
23. Лопуха Т. Л., Лопуха А. Д., Асриев А. Ю., Козлов В. А., Соломатин Е. В. Военно-политическое воспитание курсантов военных вузов в условиях гибридной войны: монография. – Новосибирск: НВВКУ, 2022. – 110 с.
24. Лопуха Т. Л., Лопуха А. Д., Марковчин С. Г. Идейно-ценностные основы профессионального воспитания курсантов военных вузов: монография. – Новосибирск: НВВКУ, 2020. – 116 с.
25. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения в 2-х Т./ Под ред. А. И. Каирова. – М.: Педагогика, 1978.
26. Орлов В. Ф. Профессиональное воспитание: проблемы и технологии // Профессиональное образование. 2004. № 11. С. 15–16.
27. Пичкуров А. А. Профессиональное воспитание курсантов военных вузов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2021. – Т. 10. № 4 (40). – С. 352–359.
28. Приходько А. М. Оптимизация профессионального воспитания курсантов вузов внутренних войск МВД России: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Санкт-Петербург, 2006.
29. Путин В. В. Патриотизм – это и есть национальная идея. [Электронный ресурс] Репортаж от 03.02.2016 // Известия. – Режим доступа https://iz.ru/news/603275 (дата обращения 06.11.2018)
30. Разгонов В. Л. Ценностные ориентиры профессионального воспитания курсантов в учебно-воспитательном процессе военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2016. 23 с.
31. Сергейцев Т., Куликов Д., Мостовой П. Идеология русской государственности. Континент Россия / 2 изд., доп. – СПб.: Питер, 2021. – 848 с.
32. Соловьев С. Трансформация ценностей военной службы // СОЦИС – 1996. – № 5.
33. Теория и практика воспитания военнослужащих: учеб. пособие // Под общ. ред. Н. И. Резника. М.: ГУВР ВС РФ, 2005. С. 97.
34. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 06.04.2023).
35. Филиппов В. М. Я сверил свои часы // Советская Россия. – 1993. – 17 дек.
36. Чебатарёв В.А. Развитие профессионализма курсантов в процессе их социально-профессионального воспитания : дис. … канд. пед. наук. 13.00.08. Омск, 2018. 260 с.
37. Чжу Сяомань, Лю Цилинь. Нравственное воспитание в Китае на поворотном этапе / Пер. с кит. Ч. Наньсин // Россия – Китай на рубеже ХХ – ХХI вв. Сравнительный анализ. Научный проект РАО и ЦАПИ КНР. – М., 2007. – 592 с.
38. Conant J.B. Education of American Teachers. – New-York, Toronto, London. 1963.
39. Rong Ju, Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2017, vol. 13, no. 8, pp. 5281-5293.