Анализ соотношения понятий наставничество и кураторство в педагогической практике
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-4
Аннотация
Введение. Актуальность исследования объясняется сформировавшейся в обществе тенденцией к саморазвитию личности и необходимостью сопровождать данное развитие в рамках образовательных организаций высшего профессионального образования. Наставничество и кураторство способствуют саморазвитию личности в высшем учебном заведении. В статье рассматривается исторический анализ становления и развития наставничества и кураторства.
Материалы и методы. В статье приводится историографический анализ содержания понятий «кураторство» и «наставничество» в отечественной и зарубежной педагогической и психологической литературе. Основное внимание уделяется соотношению и смысловому содержанию вышеуказанных терминов. В работе используются методы анализа научной литературы, обобщения и систематизации данных по вопросам кураторства и наставничества.
Результаты исследования. Целью исследования являлось исследование терминологической базы «наставничество» и «кураторство». Проанализированы подходы этапы развития наставничества и кураторства в исторической ретроспективе, место и роль наставничества и кураторства в педагогической практике. Основное внимание уделяется сущностным характеристикам изучаемых терминов. Авторы пришли к выводу, что в современной педагогической практике понятия «наставничество» и «кураторство» являются синонимичными, взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми.
Обсуждение и заключения. В качестве перспективы исследования авторы видят продолжение работы над проблемами соотношения и повышения эффективности кураторства и наставничества на саморазвитие обучающихся в высших учебных заведениях. Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут послужить более полному использованию институциональных, организационных и личностных ресурсов в сфере обучения, а также явиться основой совершенствования современной модели наставничества и кураторства в образовательных организациях ФСИН России.
Об авторах
Т. Г. МухинаРоссия
Мухина Татьяна Геннадьевна – доктор педагогических наук, профессор
Нижний Новгород
Рязань
Санкт-Петербург
Новосибирск
Т. В. Филиппова
Россия
Филиппова Татьяна Витальевна – адъюнкт кафедры юридической психологии и педагогики
Рязань
Список литературы
1. Батышев С.Я. Теоретическая концепция начального, среднего и среднего специального профессионального образования / С.Я. Батышев. – М.: АПН СССР, 1988 –51 c.
2. Бессмертная, В. В. Историко-теоретический анализ становления института кураторства в высшей школе / В. В. Бессмертная // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогические науки. Образование. – 2021. – Т. 55, № 1. – С. 62-65. – EDN OZMMTM.
3. Бондалетов Е.В., Бондалетов В.В. Становление и развитие наставничества как формы корпоративного обучения персонала в России и за рубежом // Материалы Афанасьевских чтений. 2019. – С. 23 – 39.
4. Воробьева Е.В., Разуменко В.А., Семенова Н.К. Сравнительный анализ коучинга и наставничества персонала организации, их характеристики // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 1193-1196. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/116/31385/ (дата обращения: 08.11.2020).
5. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006 – 135 с.
6. Год ученый: почти 80% молодежи в России занимается саморазвитием [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1448123/alena-nefedova/god-uchenyi-pochti-80-molodezhi-v-rossii-zanimaetsia-samorazvitiem (Дата обращения: 20.03.2023).
7. Дегтярев, А. Попечительство и благотворительность в сфере образования Российской империи / А. Дегтярев, С. Галиуллина // Социальная политика и социальное партнерство. – 2010. – № 7. – С. 84-89. – EDN OFXRGJ.
8. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 267 p.
9. Масалимова А. Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства [Текст]: дисс. ... д-ра пед. наук / А.Р. Масалимова. – Уфа, 2014. – 428 с.
10. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н. Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: Рыбаков Фонд, 2016. – 153 c.
11. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 72 500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Москва : Азъ Ltd, 1992. – 960 с. – EDN RXPFXL.
12. Педагогические взгляды Катона [Электронный ресурс]. URL: https://www.kazedu.kz/referat/19552/2 (Дата обращения: 08.11.2022).
13. Педагогические взгляды Цицерона [Электронный ресурс]. URL: https://www.kazedu.kz/referat/19552/3 (Дата обращения: 08.11.2022).
14. Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: Учебное пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009 – 143 c.
15. Послушник и школяр, наставник и магистр : Средневековая педагогика в лицах и текстах : учеб. пособие. – М. : Изд-во РАО, 1996. – 416 c.
16. Протопопова В.А., Тищенко А.В. Структурно-динамическая модель наставничества в опережающих образовательных системах дополнительного профессионального педагогического образования // Интернет-журнал «Мир науки», 2018. - №3. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN318.pdf (Дата обращения: 20.02.2023).
17. Райхельгаус Л. Б. Репетиторство как социально-педагогический̆ феномен // Социально-педагогические исследования. – 2019 – № 3 (4). – С. 107.
18. Селезнева Е. Н. Проблемы духовно-нравственного воспитания в стратегиях образования XXI века. Научно-методическое пособие к круглому столу «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» Международной конференции с элементами научной школы для молодежи «Культура детства: нормы, ценности, практика». – М.: Изд-во РГСУ. – 2009. – С 15.
19. Словарь античности : Пер. с нем. / Редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.) и др. - Москва : Прогресс, 1989. - 704 с
20. Смольникова Н. С. Наставничество как социальный институт коммунистического воспитания: дисс. ... канд. филос. наук. - Свердловск, 1984. - с.12.
21. Соловьев В. С. Платон // Собрание сочинений. – СПб., 1907. Т. IX. 216 c.
22. Теплова Т.Н. Новые технологии педагогического наставничества в общеобразовательном учреждении // Исследователь. 2020. №1 (29). – С. 212.
23. Фомин Е.Н. Компетентностно-ориентированное наставничество студенческой молодежи на современном предприятии как ресурс качества профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд.пед. наук. - Москва, 2013. – 28 c.
24. Челнокова Е.А. Становление и развитие тьюторской деятельности в России // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. – 2014. – №4 (16). – С.39.
25. Элиаде М. Мифы, сновидения, мистерии. - М., 2004. - 427 с.
26. Bradley, A.P., Jr. (1981). Mentors in individual education. Improving College and University Teaching, 29, 136-140.
27. Clutterbuck D. Everyone needs a Mentor. Everyone needs a mentor: fostering talent in your organization. London: Institute of Personnel and Development. 2004. – р. 67.
28. Daloz, L. (1986). Effective teaching and mentoring. San Francisco: Jossey Bass
29. Jones J. An Analysis of Learning Outcomes within Formal Mentoring Relationships // International Journal of Evidence Based Coaching and Mentoring Vol. 10, No. 1, February 2012. P. 58.
30. Knowles, M.S. (1970). The modem practice of adult education: Androgogy vs pedagogy. New York: Association Press.
31. Levinson, D. J. (1978). The seasons of a man's life. New York: Knopf.
32. Megginson D. Techniques for Coaching and Mentoring. L.: Butterworth-Heinemann. 2005. - P. 34.
33. Merriam, S. (1983). Mentors and protégés: a critical review of the literature // Adult Education Quarterly. - №12 (3), P.P. 161-173.
34. Parsloe, E. & Wray, M. (2004). Coaching and Mentoring – Practical Methods for Improving Learning, London: Kogan Page.