Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Противоречия цифрового высшего образования в информационной культуре современного общества

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-12

Аннотация

   Введение. Цифровое образование сегодня – это новое явление для многих стран мира. В самом общем виде оно представляет собой следующий этап информатизации образования, но имеет свои специфические особенности. Автор продолжает ряд предшествующих исследований по проблемам информатизации образования, информационной социализации личности, формирования информационной культуры. Ученые активно изучают проблемы, связанные с цифровизацией высшего образования. Спектр этих проблем достаточно широк и каждая из них возникает на основе различного рода противоречий, которые исследуются в разных направлениях научного знания: социологии, экономике, педагогике, философии, культурологии и т. д. Чтобы увидеть возможные негативные последствия перехода к цифровому образованию и принять меры для их нивелирования, необходимо выявить и систематизировать данные противоречия и проблемы. Это даст возможность разрабатывать программы и предложения для повышения качества и эффективности цифрового высшего образования на основе комплексного системного подхода.

   Целями исследования являются анализ и систематизация основных противоречий и проблем цифрового высшего образования в России.

   Материалы и методы. Методологией и методами исследования стали методы аналитического обзора отечественной и зарубежной литературы по вопросам развития цифрового образования. Далее на основе методов анализа, сравнения, обобщения и принципов диалектики была проведена систематизация основных противоречий и проблем,
возникающих в системе современного высшего образования России в процессе его цифровизации.

   Результаты исследования. Исследование показало, что основные противоречия и связанные с ними проблемы цифрового высшего образования можно разделить по трем группам: внутри педагогической деятельности между традиционными и цифровыми формами образования, обучения и воспитания; между цифровыми и традиционными формами элементов образования (субъект, объект, средство, среда, условия, цели, результат); между элементами основных подсистем культуры (информационной, праксиологической и аксиологической), формирование которых является основной целью педагогической деятельности.

   Обсуждение и заключения. Проведенное исследование может быть использовано для построения моделей цифровой педагогической деятельности, позволяющих изучать новые принципы взаимосвязи цифрового образования, обучения и воспитания в условиях цифровой информационной культуры современного общества, новые статусы и роли субъектов педагогической деятельности, новую парадигму педагогического взаимодействия, учитывая систему возникающих противоречий между традиционными и цифровыми механизмами социализации личности.

Об авторе

Е. В. Грязнова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Елена Владимировна Грязнова, доктор философских наук, профессор

кафедра философии и теологии

Нижний Новгород



Список литературы

1. Андрюхина Л. М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры / Л. М. Андрюхина [и др.] // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 3. – doi: 10.17853/1994-5639-2020-3-116-147.

2. Афанасьев С. В. Обоснование актуальности разработки субстратно-атрибутивной модели информационной культуры в рамках философии культуры / С. В. Афанасьева // Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8, № 3 (32). – С. 10.

3. Грязнова Е. В. Индивидуализация человека в информационной социализации / Е. В. Грязнова, С. В. Афанасьев // Философская мысль. – 2017. – № 1. – С. 17-29.

4. Грязнова Е. В. Образование в информационной культуре человека: проблемы и перспективы / Е. В. Грязнова, В. А. Глуздов. – Нижний Новгород: Мининский университет, 2018.

5. Зяблов А. А. Проблемы трансформации системы высшего образования России в условиях перехода к цифровой экономике / А. А. Зяблов, Г. А. Афанасьева, А. В. Егорова // Экология урбанизированных территорий. – 2018. – № 4. – С. 104-106.

6. Малинин В. А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В. А. Малинин, Ф. В. Повшедная, А. В. Пугачев // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 1 (38). – С. 2.

7. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 10. 09. 2022).

8. Перминова Л. М. Цифровое образование: ожидания возможности, риски / Л. М. Перминова // Педагогика. – 2020. – № 3. – С. 28-37.

9. Платов А. В. Вызовы образованию в период становления цифровой экономики / А. В. Платов, С. К. Тарчоков, Д. Э. Удалов // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 7 (108). – С. 1077-1080.

10. Прокубовская А. О. Подготовка педагогов профессионального обучения в условиях цифрового образования: особенности, проблемы, пути решения / А. О. Прокубовская, Е. В. Чубаркова // Новые информационные технологии в образовании и науке. – 2019. – № 2. – С. 113-117.

11. Рогозин Д. М. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования / Д. М. Рогозин, О. Б. Солодовникова, А. А. Ипатова // Вопросы образования. – 2022. – № 1. – С. 271-300. doi: 10.17323/1814-9545-2022-1-271-300.

12. Сабирова З. Э. Проблемы цифрового неравенства в сфере высшего образования / З. Э. Сабирова, О. В. Сидорова // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2020. – № 6 (156). – С. 184-187.

13. Седых Т. Н. Потенциальные риски и угрозы цифровизации российского образования (размышления о книге О. Н. Четвериковой «Цифровой тоталитаризм. Как это делается в России») / Т. Н. Седых // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2020. – № 2. – С. 73-75.

14. Стрекалова Н. Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование / Н. Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2019. – Т. 25, № 2. – С. 84-88.

15. Тарасов В. А. Информационная культура как элемент развития современного информационного общества / В. А. Тарасов, Л. С. Корсукова, М. Р. Скобло // Академическая публицистика. – 2020. – № 4. – С. 90-97.

16. Тебекин А. В. проблемы развития высшего образования и науки в условиях формирования цифровой экономики / А. В. Тебекин // Журнал педагогических исследований. – 2018. – Т. 3, № 4. – С. 5-14.

17. Тестов В. А. О некоторых методологических проблемах цифровой трансформации образования / В. А. Тестов // Информатика и образование. – 2019. – № 10 (309). – С. 31-36.

18. Хлап А. А. Техногенный идеал в цифровой культуре: построение модели исследования / А. А. Хлап // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 1 (38). – С. 14.

19. Чипига Ю. А. Роль российского высшего образования в подготовке кадров для цифровой экономики / Ю. А. Чипига // Проблемы управления, экономики, политики и права в глобализирующемся мире : сборник докладов Фестиваля науки ЮРИУ РАНХиГС. – Ростов-на-Дону, 2019. – С. 314-317.

20. Щербина Е. Ю.Трансформация профессионального образования в условиях цифровой экономики / Е. Ю. Щербина, Н. В. Ломовцева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2020. – № 3 (72). – С. 18-23.

21. Isabirye A. K., Makoe M. Phenomenological Analysis of the Lived Experiences of Academics Who Participated in the Professional Development Programme at an Open Distance Learning (ODL) University in South Africa // Indo-Pacific Journal of Phenomenology. 2018. Vol. 18 (1). Pp. 1-11.

22. Budarina A. O., Polupan K. L. Digital quality management in higher education // Higher Education in Russia. 2019. Vol. 28, no. 4. Pp. 93-97.

23. Thompson Ch. The Philosophy of Education as the Economy and Ecology of Pedagogical Knowledge // Studies in Philosophy and Education. 2015. Vol. 34 (6). Pp. 651-664.

24. Ermolovich E. V., Timoshkov A. V. Digital Competence of Mediation Specialist in Education // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2020. Vol. 13, no. 9. Pp. 1499-1509. doi: 10.17516/1997-1370-0658.

25. Gryaznova E. V., Vladimirov A. A., Maltceva S. M., Goncharuk A. G., Zanozin N. V. Problems of Virtualization and Internetization of Social Space // Popkova, E., Sergi, B. (eds) The 21<sup>st</sup> Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91. Springer, Cham, 2020. doi: 10.1007/978-3-030-32015-7_14.

26. Gryaznova E. V., Lanskaya I. A., Kozlova T. A. Virtual reality as a category of psychology within the information concept // Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education. 2020. Vol. 44 (2). Pp. 308-316. DOI: 10.32744/pse.2020.2.24.

27. Hutan Ashrafian. Artificial Intelligence and Robot Responsibilities: Innovating Beyond Rights // Science and Engineering Ethics. 2015. Vol. 21 (2). Pp. 317-326.

28. Ivanushkina N., Donina O., Aryabkina I., Zharkova G., Chernova J., Galiakhmetova N. Philosophical and Historical Aspects of the Problem of the Formation of the Informational-Educational Space // Wisdom. 2020. Vol. 16 (3). Pp. 91-103.

29. Macallister J. Virtue Epistemology and the Philosophy of Education // Journal of Philosophy of Education. 2012. Vol. 46 (2). Pp. 251-270.

30. Knox J. Posthumanism and the MOOC: Opening the Subject of Digital Education // Studies in Philosophy and Education. 2016. Vol. 35 (3). Pp. 305-320.

31. Clark J. A. Does Philosophy of Education Have a Future? // Educational Philosophy and Theory. 2015. Vol. 47 (9). Pp. 863-869.

32. Vlieghe J. Education in an Age of Digital Technologies: Flusser, Stiegler, and Agamben on the Idea of the Posthistorical // Philosophy and Technology. 2014. Vol. 27 (4). Pp. 519-537.

33. Rakitov A. I. Prolegomena to the idea of technology // Voprosy Filosofii. 2011. Vol. 1. Pp. 3-14.

34. Skivko M. O. Challenges for Modern Higher Education in the Context of Social, Digital, Technological, and Sustainable Trends // Sociology of Science and Technology. 2021. Vol. 12, no. 2. Pp. 130-142. DOI: 10.24412/2079-0910-2021-2-130-142.

35. Craven S. A. UNISA 1873–2018: The Making of a Distance Learning University // Transactions of the Royal Society of South Africa. 2019. Vol. 74 (1). Pp. 97-99.

36. Ursul A. D. Science and Education in the Conditions of Formation of the Global World // Wisdom. 2019. Vol. 13 (2). Pp. 127-134.

37. Ursul A. D. The Information Nature of Culture // Scientific and Technical Information Processing. 2018. Vol. 45 (2). Рр. 100-105.

38. Vaseyskaya N. O., Glukhov V. V. The principles of organizing the educational system for personnel training in a digital economy // St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2018. Vol. 11, no. 2. Pp. 7-16.


Рецензия

Просмотров: 573


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)