Формирование сопротивляемости личности студентов в условиях современной образовательной среды
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-10
Аннотация
Введение. В условиях модернизации системы образования актуальной становится проблема формирования сопротивляемости личности в образовательной среде. На материале отечественных исследований психологии среды проведен анализ характеристик, критериев, условий, подходов, требований к современной образовательной среде, которая будет способствовать формированию психологических детерминант сопротивляемости личности. Формирование сопротивляемости личности в образовательной среде возможно в инновационной личностно-развивающей среде, которая должна быть психологически безопасной, гуманитарной – в основе которой лежат гуманистически-нравственные ценности. Представлена система психологического сопровождения, которая строится на принципах доверия, с применением полисубъектного подхода. Проведены анализ и сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов с целью выяснения эффективности деятельности личностно-развивающей среды в группах студентов 1-2 курсов социономического профиля.
Материалы и методы. В работе использовался диагностический комплекс, позволяющий определить компонентную структуру с целью изучения проявления сопротивляемости личности у испытуемых, а также проведены содержательный анализ и сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов с целью проверки эффективности разработанной программы.
Результаты исследования. По итогам реализации формирующей программы у студентов преобладает высокий уровень развития всех компонентов психологической структуры сопротивляемости, который характеризуется широким спектром знаний о стратегиях поведения в различных ситуациях. Обнаружилась тенденция увеличения выбора терминальных ценностей по сравнению с инструментальными. Более детальный анализ показал, что среди терминальных ценностей у групп испытуемых возросли показатели перспективный целей, обеспечивающих саморазвитие и прогнозирование стратегий поведения в различных ситуациях. По анализу содержательной характеристики инструментальных ценностей можно отметить следующее: у студентов увеличились показатели по этическим ценностям и ценностям дела, а также показатели по ценностям самоутверждения и, что особенно интересно, по альтруистическим ценностям. Все это, по нашему мнению, свидетельствует об усвоении широкого спектра социальных действий всеми испытуемыми в процессе практики (особенно в волонтерской деятельности). В группе студентов преобладают ценности дела и ценности самоутверждения, значительно менее выражены ценности общения. Следует также отметить, что у студентов достаточно ярко представлены альтруистические ценности. Это свидетельствует о нарастании устойчивости личности. Интересным фактом с точки зрения нашего исследования является отсутствие у студентов индивидуалистических и конформистских ценностей. Следует отметить, что значительно изменилась личностная позиция испытуемых в плане углубления субъектности, наблюдаются более сбалансированные показатели.
Обсуждение и заключения. Проведенное исследование было направлено на апробацию системы психологического сопровождения в процессе формирования сопротивляемости как свойства личности у студентов-испытуемых и показало свою эффективность. По итогам реализации формирующей программы преобладает высокий уровень развития представленных компонентов психологической структуры сопротивляемости.
Об авторах
Н. И. ДунаеваРоссия
Наталья Ивановна Дунаева, кандидат психологических наук, доцент, соискатель
факультет повышения квалификации кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования
кафедра военно-научных исследований
Санкт-Петербург
Нижний Новгород
П. А. Гордеева
Россия
Полина Александровна Гордеева, профессор
кафедра гуманитарных и социальных наук
Новосибирск
С. Н. Сорокоумова
Россия
Светлана Николаевна Сорокоумова, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры
факультет политических и социальных наук
кафедра инклюзивных социальных групп
факультет сил специального назначения
кафедра служебно-боевого применения сил специального назначения
факультет повышения квалификации кадров высшей квалификации и
дополнительного профессионального образования
кафедра военно-научных исследований
Санкт-Петербург
Новосибирск
Москва
Список литературы
1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании / И. А. Баева. – Санкт-Петербург: Издательство «СОЮЗ», 2002. – 271 с.
2. Баева И. А. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / И. А. Баева [и др.] – Санкт-Петербург: ООО «Книжный Дом», 2008. – 288 с.
3. Белинская Е. П. Совладание с трудностями в эпоху неопределенности и глобальных рисков: основные исследовательские тренды / Е. П. Белинская // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2022. – Т. 24, № 6. – С. 760-771.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. 400 с.
5. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде / И. В. Вачков // Журнал Высшей школы экономики. Психология. – 2014. – Т. 11, № 2. – С. 36-50.
6. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: Теория и практика: дис. ... д-ра психол. наук / Е. Н. Волкова. – Москва, 1998. 308 с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. – Москва: Директ-Медиа, 2008. – 928 с.
8. Григорьева М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации : автореф. дис. … д-ра психол. наук / М. В. Григорьева. – Саратов, 2009. – 52 с.
9. Гришина Е. В. Психологическая безопасность образовательной среды и антивитальные переживания подростков / Е. В. Гришина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2016. – № 182. – С. 97-103.
10. Дубровина И. В. Психология : 2-ое изд. / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. – Москва: Академия, 2003. – 464 с.
11. Дунаева Н. И. Изучение влияния субъектности как личностного свойства студентов на сопротивляемость негативным жизненным ситуациям / Н. И. Дунаева // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология : сборник статей. – Ялта: РИО ГПА, 2016. – Т. 7. – Вып 52. – С. 555-561.
12. Зотова О. Ю. Социально-психологическая безопасность личности : автореф. дис. … д-ра психол. наук / О. Ю. Зотова. – Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2011. – 43 с.
13. Ковылева Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы / Ю. Э, Ковылева // Актуальные задачи педагогики : материалы V Международной научной конференции. – Чита: Молодой ученый, 2014. – С. 117-119.
14. Козырев В. А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета : монография / В. А. Козырев. – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – 275 с.
15. Корчак Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. – Москва: Политиздат, 1990. – 493 с.
16. Краснянская Т. М. Основные тенденции становления и развития методов психологии безопасности / Т. М. Краснянская, В. Г. Тылец // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 3. – С. 10.
17. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : дис. ... д-ра психол. наук : 19. 00. 13. / Т. Л. Крюкова. – Кострома, 2005. – 473 с.
18. Лаптев А. А. Психологическое воздействие на личность и ее безопасность: постановка проблемы / А. А. Лаптев, С. Н. Сорокоумова, О. А. Юдин // Психолого-педагогический поиск. – 2021. – № 4 (60). – С. 144-156. DOI: 10.37724/RSU.2021.60.4.013.
19. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии / В. И. Панов. – Москва: Наука, 2004. – 197 с.
20. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии : научно-методические материалы / под ред. проф. И. А. Баевой. – Санкт-Петербург: ООО «Книжный Дом», 2008. – 288 с.
21. Психология общения и доверия: теория и практика : сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. 6-7 ноября 2014 г. / под ред. Т. П. Скрипкиной. – Москва: Университет РАО, 2014. – 777 с.
22. Психология субъектности педагога / под ред. Е. Н. Волковой. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. – С. 48.
23. Рубцов В. В. Система психологической поддержки образования / В. В. Рубцов, Л. К. Селявина, С. Б. Малых // Психологическая наука и образование. – 1999. – № 2. – С. 5-32.
24. Скрипкина Т. П. Психология доверия : учебное пособие для высших педагогических учебных заведений / Т. П. Скрипкина. – Москва: Академия, 2000. – 264 с.
25. Слободчиков В. Н. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В. Н. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. – Москва, 1997. – С. 177-184.
26. Сорокоумова С. Н. Изучение сопротивляемости личности подростков, старшеклассников и студентов трудным жизненным ситуациям / С. Н. Сорокоумова, Н. И. Дунаева // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2022. – Т. 24, № 6 (94). – С. 802-808.
27. Хломов К. Д. Копинг-стратегии и образовательная среда подростков / К. Д. Хломов, А. А. Бочавер, А. А. Корнеев // Социальная психология и общество. – 2020. – Т. 11, № 2. – С. 180-199. doi: 10.17759/sps.2020110211.
28. Хмелькова О. В. Адаптационная готовность обучающихся общеобразовательной динамичной образовательной среде : автореф. дис. … канд. психол. наук / О. В. Хмелькова. – Саратов, 2021. – 27 с.
29. Чудновский В. Э. Становление личности и проблемы смысла жизни / В. Э. Чудновский // Избранные труды. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 768 с.
30. Щелина С. О. Совладающее поведение как ресурс личностно-профессионального развития студентов-психологов (бакалавриата и специалитета) : автореф. дис. … канд. психол. наук / С. О. Щепина. – Москва: ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», 2021. – 27 с.
31. Яницкий М. С. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности / М. С. Яницкий, А. В. Серый // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусства. – 2012. – № 19. – С. 12.
32. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – Москва: Смысл, 2001. – 365 с.
33. Ясвин В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В. А. Ясвин. – Москва, 1997. – С. 11-15.
34. Nikonova E. I., Sharonov I. A., Sorokoumova S. N., Suvorova O. V., Sorokoumova E. A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774. Available at: http://www.ijese.net/makale/593 (accessed: 22. 12. 2022).
35. Rong Ju., Buldakova N. V., Sorokoumova S. N., Sergeeva M. G., Galushkin A. A., Soloviev A. A., Kryukova N. I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293.
36. Sorokoumova S. N., Efremova G. I., Timoshenko G. V., Leonenko E. A., Bochkovskaya I. A., Potekhina E. V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The Nosological Specificity of Psychosomatic Risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7, no. 6. Pp. 685-691.