Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Формирование сопротивляемости личности студентов в условиях современной образовательной среды

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-10

Аннотация

   Введение. В условиях модернизации системы образования актуальной становится проблема формирования сопротивляемости личности в образовательной среде. На материале отечественных исследований психологии среды проведен анализ характеристик, критериев, условий, подходов, требований к современной образовательной среде, которая будет способствовать формированию психологических детерминант сопротивляемости личности. Формирование сопротивляемости личности в образовательной среде возможно в инновационной личностно-развивающей среде, которая должна быть психологически безопасной, гуманитарной – в основе которой лежат гуманистически-нравственные ценности. Представлена система психологического сопровождения, которая строится на принципах доверия, с применением полисубъектного подхода. Проведены анализ и сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов с целью выяснения эффективности деятельности личностно-развивающей среды в группах студентов 1-2 курсов социономического профиля.
   Материалы и методы. В работе использовался диагностический комплекс, позволяющий определить компонентную структуру с целью изучения проявления сопротивляемости личности у испытуемых, а также проведены содержательный анализ и сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов с целью проверки эффективности разработанной программы.
   Результаты исследования. По итогам реализации формирующей программы у студентов преобладает высокий уровень развития всех компонентов психологической структуры сопротивляемости, который характеризуется широким спектром знаний о стратегиях поведения в различных ситуациях. Обнаружилась тенденция увеличения выбора терминальных ценностей по сравнению с инструментальными. Более детальный анализ показал, что среди терминальных ценностей у групп испытуемых возросли показатели перспективный целей, обеспечивающих саморазвитие и прогнозирование стратегий поведения в различных ситуациях. По анализу содержательной характеристики инструментальных ценностей можно отметить следующее: у студентов увеличились показатели по этическим ценностям и ценностям дела, а также показатели по ценностям самоутверждения и, что особенно интересно, по альтруистическим ценностям. Все это, по нашему мнению, свидетельствует об усвоении широкого спектра социальных действий всеми испытуемыми в процессе практики (особенно в волонтерской деятельности). В группе студентов преобладают ценности дела и ценности самоутверждения, значительно менее выражены ценности общения. Следует также отметить, что у студентов достаточно ярко представлены альтруистические ценности. Это свидетельствует о нарастании устойчивости личности. Интересным фактом с точки зрения нашего исследования является отсутствие у студентов индивидуалистических и конформистских ценностей. Следует отметить, что значительно изменилась личностная позиция испытуемых в плане углубления субъектности, наблюдаются более сбалансированные показатели.
   Обсуждение и заключения. Проведенное исследование было направлено на апробацию системы психологического сопровождения в процессе формирования сопротивляемости как свойства личности у студентов-испытуемых и показало свою эффективность. По итогам реализации формирующей программы преобладает высокий уровень развития представленных компонентов психологической структуры сопротивляемости.

Об авторах

Н. И. Дунаева
Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации»; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
Россия

Наталья Ивановна Дунаева, кандидат психологических наук, доцент, соискатель

факультет повышения квалификации кадров высшей квалификации и дополнительного профессионального образования

кафедра военно-научных исследований

Санкт-Петербург

Нижний Новгород



П. А. Гордеева
Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Полина Александровна Гордеева, профессор

кафедра гуманитарных и социальных наук

Новосибирск



С. Н. Сорокоумова
Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации»; Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации; Российский государственный социальный университет
Россия

Светлана Николаевна Сорокоумова, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры

факультет политических и социальных наук

кафедра инклюзивных социальных групп

факультет сил специального назначения

кафедра служебно-боевого применения сил специального назначения

факультет повышения квалификации кадров высшей квалификации и
дополнительного профессионального образования

кафедра военно-научных исследований

Санкт-Петербург

Новосибирск

Москва



Список литературы

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании / И. А. Баева. – Санкт-Петербург: Издательство «СОЮЗ», 2002. – 271 с.

2. Баева И. А. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / И. А. Баева [и др.] – Санкт-Петербург: ООО «Книжный Дом», 2008. – 288 с.

3. Белинская Е. П. Совладание с трудностями в эпоху неопределенности и глобальных рисков: основные исследовательские тренды / Е. П. Белинская // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2022. – Т. 24, № 6. – С. 760-771.

4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. 400 с.

5. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде / И. В. Вачков // Журнал Высшей школы экономики. Психология. – 2014. – Т. 11, № 2. – С. 36-50.

6. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: Теория и практика: дис. ... д-ра психол. наук / Е. Н. Волкова. – Москва, 1998. 308 с.

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. – Москва: Директ-Медиа, 2008. – 928 с.

8. Григорьева М. В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации : автореф. дис. … д-ра психол. наук / М. В. Григорьева. – Саратов, 2009. – 52 с.

9. Гришина Е. В. Психологическая безопасность образовательной среды и антивитальные переживания подростков / Е. В. Гришина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2016. – № 182. – С. 97-103.

10. Дубровина И. В. Психология : 2-ое изд. / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. – Москва: Академия, 2003. – 464 с.

11. Дунаева Н. И. Изучение влияния субъектности как личностного свойства студентов на сопротивляемость негативным жизненным ситуациям / Н. И. Дунаева // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология : сборник статей. – Ялта: РИО ГПА, 2016. – Т. 7. – Вып 52. – С. 555-561.

12. Зотова О. Ю. Социально-психологическая безопасность личности : автореф. дис. … д-ра психол. наук / О. Ю. Зотова. – Москва: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2011. – 43 с.

13. Ковылева Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы / Ю. Э, Ковылева // Актуальные задачи педагогики : материалы V Международной научной конференции. – Чита: Молодой ученый, 2014. – С. 117-119.

14. Козырев В. А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета : монография / В. А. Козырев. – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – 275 с.

15. Корчак Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. – Москва: Политиздат, 1990. – 493 с.

16. Краснянская Т. М. Основные тенденции становления и развития методов психологии безопасности / Т. М. Краснянская, В. Г. Тылец // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 3. – С. 10.

17. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни : дис. ... д-ра психол. наук : 19. 00. 13. / Т. Л. Крюкова. – Кострома, 2005. – 473 с.

18. Лаптев А. А. Психологическое воздействие на личность и ее безопасность: постановка проблемы / А. А. Лаптев, С. Н. Сорокоумова, О. А. Юдин // Психолого-педагогический поиск. – 2021. – № 4 (60). – С. 144-156. DOI: 10.37724/RSU.2021.60.4.013.

19. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии / В. И. Панов. – Москва: Наука, 2004. – 197 с.

20. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии : научно-методические материалы / под ред. проф. И. А. Баевой. – Санкт-Петербург: ООО «Книжный Дом», 2008. – 288 с.

21. Психология общения и доверия: теория и практика : сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. 6-7 ноября 2014 г. / под ред. Т. П. Скрипкиной. – Москва: Университет РАО, 2014. – 777 с.

22. Психология субъектности педагога / под ред. Е. Н. Волковой. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. – С. 48.

23. Рубцов В. В. Система психологической поддержки образования / В. В. Рубцов, Л. К. Селявина, С. Б. Малых // Психологическая наука и образование. – 1999. – № 2. – С. 5-32.

24. Скрипкина Т. П. Психология доверия : учебное пособие для высших педагогических учебных заведений / Т. П. Скрипкина. – Москва: Академия, 2000. – 264 с.

25. Слободчиков В. Н. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В. Н. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. – Москва, 1997. – С. 177-184.

26. Сорокоумова С. Н. Изучение сопротивляемости личности подростков, старшеклассников и студентов трудным жизненным ситуациям / С. Н. Сорокоумова, Н. И. Дунаева // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2022. – Т. 24, № 6 (94). – С. 802-808.

27. Хломов К. Д. Копинг-стратегии и образовательная среда подростков / К. Д. Хломов, А. А. Бочавер, А. А. Корнеев // Социальная психология и общество. – 2020. – Т. 11, № 2. – С. 180-199. doi: 10.17759/sps.2020110211.

28. Хмелькова О. В. Адаптационная готовность обучающихся общеобразовательной динамичной образовательной среде : автореф. дис. … канд. психол. наук / О. В. Хмелькова. – Саратов, 2021. – 27 с.

29. Чудновский В. Э. Становление личности и проблемы смысла жизни / В. Э. Чудновский // Избранные труды. – Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 768 с.

30. Щелина С. О. Совладающее поведение как ресурс личностно-профессионального развития студентов-психологов (бакалавриата и специалитета) : автореф. дис. … канд. психол. наук / С. О. Щепина. – Москва: ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», 2021. – 27 с.

31. Яницкий М. С. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности / М. С. Яницкий, А. В. Серый // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусства. – 2012. – № 19. – С. 12.

32. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – Москва: Смысл, 2001. – 365 с.

33. Ясвин В. А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В. А. Ясвин. – Москва, 1997. – С. 11-15.

34. Nikonova E. I., Sharonov I. A., Sorokoumova S. N., Suvorova O. V., Sorokoumova E. A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774. Available at: http://www.ijese.net/makale/593 (accessed: 22. 12. 2022).

35. Rong Ju., Buldakova N. V., Sorokoumova S. N., Sergeeva M. G., Galushkin A. A., Soloviev A. A., Kryukova N. I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293.

36. Sorokoumova S. N., Efremova G. I., Timoshenko G. V., Leonenko E. A., Bochkovskaya I. A., Potekhina E. V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The Nosological Specificity of Psychosomatic Risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7, no. 6. Pp. 685-691.


Рецензия

Просмотров: 453


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)