Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Увлеченность программированием: к определению статуса и содержания понятия

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-9

Полный текст:

Аннотация

   Введение. Программирование является весьма привлекательным для современной молодежи с точки зрения будущей профессиональной деятельности. Профессиональный выбор значительного числа старшеклассников связан с поступлением на IT-специальности в ведущие вузы страны; профессиональные мечты и планы многих молодых людей связаны с конкурентоспособной подготовкой и работой в IT-компании. Возросший интерес молодежи к данной специальности и запрос на высококлассных специалистов в этой области со стороны государства актуализирует необходимость изучения психологических особенностей развития детей, подростков и молодых людей, увлеченных программированием. Теоретическую значимость представляет определение онтологического статуса и содержания понятия «увлеченность программированием». Является ли увлеченность программированием социально и исторически обусловленной характеристикой развития личности или данное понятие необходимо рассматривать как вид одаренности?

   Материалы и методы. В статье представлены результаты обзора теоретических подходов к определению сущности понятия «увлеченность деятельностью» и рассмотрена возможность его применения по отношению к программированию в контексте общей теории одаренности молодежи. В ходе обзора использованы такие методы теоретического исследования, как сравнительный анализ, обобщение, интерпретация.

   Результаты исследования. Увлеченность программированием можно определить как состояние энергичности, преданности и поглощенности этой деятельностью, требующей физического, когнитивно-активного и эмоционального включения в процесс. Увлеченность программированием необходимо рассматривать в контексте общей теории одаренности. Применительно к изучаемой целевой группе уместным представляется использование термина «компьютерная одаренность». Компьютерная одаренность включает в себя высокий уровень развития компьютерного мышления как аналог развития интеллектуальных способностей и креативности классической модели. Увлеченность программированием как видом деятельности и при решении конкретной задачи выступает личностным компонентом компьютерной одаренности.
   Обсуждение и заключения. Увлеченность программированием как особое состояние личности при создании определенных условий, в том числе поддерживающих и усиливающих мотивацию и формирующих и развивающих компьютерное мышление, может перерасти в свойство как специальную способность к программированию, а высокий уровень развития этой способности в совокупности с высоким уровнем развития компьютерного мышления будет представлять собой особый вид одаренности – одаренность в сфере программирования. Таким образом,
увлеченность программированием может рассматриваться как личностная предпосылка развития одаренности в сфере программирования. Выявление и развитие компьютерной одаренности представляет собой специальную педагогическую задачу.

Об авторах

Е. Н. Волкова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет); Московский педагогический государственный университет
Россия

Елена Николаевна Волкова, доктор психологических наук, профессор, руководитель центра, профессор кафедры

Научно-образовательный центр «Психология одарённых подростков»

кафедра психологии воспитания и профилактики девиантного поведения

Нижний Новгород

Москва



Л. В. Скитневская
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Лариса Витальевна Скитневская, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, доцент

Научно-образовательный центр «Психология одарённых подростков»

кафедра практической психологии

Нижний Новгород



А. Н. Морева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Анастасия Николаевна Морева, кандидат филологических наук, начальник отдела

отдел наукометрического анализа и поддержки публикационной активности

Нижний Новгород



Список литературы

1. Асаева А. З. Четыре подхода к исследованию увлеченности работой / А. З. Асаева, А. И. Валитова // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. – 2017. – № 1 (9). – С. 45-50. EDN: YFUZKZ.

2. Ачкасова О. Г. Модель формирования сквозных цифровых компетенций у студентов высшего образования непрофильных IT-направлений в процессе ДПО / О. Г. Ачкасова [и др.] // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 2. – С. 4. doi: 10.26795/2307-1281-2022-10-2-4.

3. Волкова Е. Н. Внутренняя мотивация деятельности современной молодежи как условие высоких достижений в сфере программирования: к вопросу определения понятия / Е. Н. Волкова, О. М. Исаева, А. Н. Морева // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 2. – С. 11. doi: 10.26795/2307-1281-2022-10-2-11.

4. Волкова Е. Н. Критерии идентификации детской и подростковой одаренности как основание для формирования выборок при проведении психологических исследований / Е. Н. Волкова, А. В. Микляева, В. В. Хороших // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2019. – Т. 12, № 1. – С. 69-78. EDN: QUXGRA.

5. Волкова И. А. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании / И. А. Волкова, В. С. Петрова // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2019. – № 1. – С. 17-24. EDN: MYFAJE.

6. Киселева Н. В. Социально-психологические характеристики вовлеченности в непрерывное образование : дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 05. / Н. В. Киселева. – Москва, 2019. – 232 с.

7. Лактионова Е. Б. Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем развития креативности / Е. Б. Лактионова [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26, № 2. – С. 28-39. EDN: VXUXBK. doi: 10.17759/pse.2021260203.

8. Ларионова Л. И. Модель интеллектуальной одаренности и культурно-психологические факторы ее развития / Л. И. Ларионова // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 21. – С. 157-161. EDN: KPYUSR.

9. Липатов С. А. Вовлеченность работника в организацию или увлеченность работой: соотношение понятий / С. А. Липатов // Организационная психология. – 2015. – Т. 5, № 1. – С. 104-110. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2015-5-1/146312136.html (дата обращения: 20. 12. 2022).

10. Литвинова Е. Ю. Вовлеченность в профессиональную среду и ее значение для непрерывного образования / Е. Ю. Литвинова, Н. В. Киселева // Социальная психология и общество. – 2017. – Т. 8, № 2. – С. 5-20. EDN: ZCNCRF. doi: 10.17759/sps.2017080201.

11. Мандрикова Е. Ю. Увлеченность работой: обзор современных зарубежных исследований / Е. Ю. Мандрикова // Психология в вузе. – 2012. – № 6. – С. 53-64.

12. Мандрикова Е. Ю. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников / Е. Ю. Мандрикова, А. А. Горбунова // Организационная психология. – 2012. – Т. 2, № 4. – С. 2-22. EDN: TPVXTH. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2012-2-4/74462519.html (дата обращения: 20. 12. 2022).

13. Мелик-Пашаев А. А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, А. А. Адаскина. – Дубна: Феникс, 2006. – 112 с.

14. Микляева А. В. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель / А. В. Микляева, В. В. Хороших, Е. Н. Волкова // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 4. – С. 36-55. EDN: RCRORN. doi: 10.15293/2658-6762.1904.03.

15. Микрюков А. А. Актуальные вопросы формирования профессиональных компетенций в области сквозных цифровых технологий (нейротехнологии) / А. А. Микрюков [и др.] // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 11. – С. 120-125. EDN: UQNHGM.

16. Моспан Т. С. Формирование профессионально важных качеств будущих педагогов для работы в цифровой образовательной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 08. / Т. С. Моспан. – Кемерово, 2020. – 24 с.

17. Шауфели В. Увлеченность работой. Как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие / В. Шауфели, П. Дийкстр, Т. Иванова. – Москва: Когито-Центр, 2015. – 137 с.

18. Bakker A., Leiter M. Where to go from here: Integration and future research on work engagement // Bakker A., Leiter M. (eds) Work engagement: A handbook of essential theory and research. Psychology Press, 2010. Pp. 181-196.

19. Bakker A. B., Demerouti E. Towards a model of work engagement // Career Development International. 2008. Vol. 13, no. 3. Pp. 209-223. doi: 10.1108/13620430810870476.

20. Bakker A. B., Demerouti E. The Job Demands-Resources model: State of the art // Journal of Managerial Psychology. 2007. Vol. 22 (3). Pp. 309-328. doi: 10.1108/02683940710733115.

21. Bauman Z. Globalization: The Human Consequences. New York: Columbia University Press, 1998.

22. Demerouti E., Bakker A. B., Nachreiner F., Schaufeli, W. B. The job demands-resources model of burnout // Journal of Applied Psychology. 2001. Vol. 86 (3). Pp. 499-512. doi: 10.1037/0021-9010.86.3.499.

23. Grover S., Pea R. Computational thinking in K–12: A review of the state of the field // Educational Researcher. 2013. Vol. 42 (1). Pp. 38-43. doi: 10.3102/0013189X12463051.

24. Harter J. K., Schmidt F. L., Hayes T. L. Business-unit level relationship between employee satisfaction, employee engagement, and business outcomes: a meta-analysis // Journal of Applied Psychology. 2002. Vol. 87. Pp. 268-279. doi: 10.1037/0021-9010.87.2.268.

25. Hobfoll S. E. Social and psychological resources and adaptation // Review of General Psychology. 2002. Vol. 6 (4). Pp. 307-324. doi: /10.1037/1089-2680.6.4.307.

26. Hubwieser P., Mühling A. Competency mining in large data sets – preparing large scale investigations in computer science education // Proceedings of the International Conference on Knowledge Discovery and Information Retrieval. 2014. Pp. 315-322. doi: 10.5220/0005129203150322.

27. Kahn W. A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work // Academy of Management Journal. 1990. Vol. 33, no. 4. Pp. 692-724. URL: https://www.jstor.org/stable/256287.

28. Luthans F., Youssef C. M., Avolio B. J. Psychological capital: Developing the human competitive edge. Oxford University Press, 2007. doi: 10.1093/acprof:oso/9780195187526.001.0001.

29. Mannila L., Dagiene V., Demo B., Grgurina N., Mirolo C., Rolandsson L., Settle A. Computational Thinking in K-9 Education // Proceedings of the Working Group Reports of the 2014 on Innovation & Technology in Computer Science Education Conference. 2014. Pp. 1-29. doi: 10.1145/2713609.2713610.

30. Maslach C., Leiter M. P. The truth about burnout: How organization cause personal stress and what to do about it. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997. 200 p.

31. Papert S. An Exploration in the Space of Mathematics Educations // International Journal of Computers for Mathematical Learning. 1996. Vol. 1. Pp. 95-123. doi: 10.1007/BF00191473.

32. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants Part 1 // On the Horizon. 2001. Vol. 9, no. 5. Pp. 1-6. doi: 10.1108/10748120110424816.

33. Renzulli J. S. What Makes Giftedness? Reexamining a Definition // Phi Delta Kappan. 2011. Vol. 92, no. 8. Pp. 81-88. doi: 10.1177/003172171109200821.

34. Robinson N. M. The Social World of Gifted Children and Youth // Pfeiffer S.I. (ed.) Handbook of Giftedness in Children. Springer, Boston, MA, 2008. doi: 10.1007/978-0-387-74401-8_3.

35. Ruspini E. Diversity in Family Life. Gender, Relationships and Social Change. University of Bristol: Policy Press, 2014. 176 с.

36. Schaufeli W., Bakker A. Utrecht work engagement scale: Preliminary manual. Utrecht: Occupational Health Psychology Unit, Utrecht University, 2004. 60 p. Available at: https://www.wilmarschaufeli.nl/publications/Schaufeli/Test%20Manuals/Test_manual_UWES_English.pdf (accessed: 20. 12. 2022).

37. Schaufeli W. B., Bakker A. B. Job demands, job resources, and their relationship with burnout and engagement: a multi-sample study // Journal of Organizational Behavior. 2004. Vol. 25, no. 3. Pp. 293-315. doi: 10.1002/job.248.

38. Schaufeli W., Salanova M., Gonzalez-Roma V., Bakker A. The Measurement of Engagement and Burnout: A Two Sample Confirmatory Factor Analytic Approach // Journal of Happiness Stadies. 2002. Vol. 3. Pp. 71-92. doi: 10.1023/A:1015630930326.

39. Seehorn D., Carey S., Fuschetto B., Lee I., Moix D., O'Grady-Cunniff D., Boucher Owens B., Stephenson C., Verno A. CSTA K-12 computer science standards. The CSTA Standards Task Force. New York: Computer Science Teachers Association, Association for Computing Machinery, 2011. 73 p.

40. Tedre M., Denning P. J. The Long Quest for Computational Thinking // Proceedings of the 16sup>th</sup> Koli Calling International Conference on Computing Education Research, Koli, 24-27 November 2016. 2016. Pp. 120-129. doi: 10.1145/2999541.2999542.

41. White G., Sivitanides M. A theory of the relationships between cognitive requirements of computer programming languages and programmers’ cognitive characteristics // Journal of Information Systems Education. 2002. Vol. 13 (1). Pp. 59-66. Available at: https://aisel.aisnet.org/cgi/viewcontent.cgi?article=1612&context=jise (accessed: 20. 12. 2022).


Рецензия

Просмотров: 122


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)