Увлеченность программированием: к определению статуса и содержания понятия
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-9
Аннотация
Введение. Программирование является весьма привлекательным для современной молодежи с точки зрения будущей профессиональной деятельности. Профессиональный выбор значительного числа старшеклассников связан с поступлением на IT-специальности в ведущие вузы страны; профессиональные мечты и планы многих молодых людей связаны с конкурентоспособной подготовкой и работой в IT-компании. Возросший интерес молодежи к данной специальности и запрос на высококлассных специалистов в этой области со стороны государства актуализирует необходимость изучения психологических особенностей развития детей, подростков и молодых людей, увлеченных программированием. Теоретическую значимость представляет определение онтологического статуса и содержания понятия «увлеченность программированием». Является ли увлеченность программированием социально и исторически обусловленной характеристикой развития личности или данное понятие необходимо рассматривать как вид одаренности?
Материалы и методы. В статье представлены результаты обзора теоретических подходов к определению сущности понятия «увлеченность деятельностью» и рассмотрена возможность его применения по отношению к программированию в контексте общей теории одаренности молодежи. В ходе обзора использованы такие методы теоретического исследования, как сравнительный анализ, обобщение, интерпретация.
Результаты исследования. Увлеченность программированием можно определить как состояние энергичности, преданности и поглощенности этой деятельностью, требующей физического, когнитивно-активного и эмоционального включения в процесс. Увлеченность программированием необходимо рассматривать в контексте общей теории одаренности. Применительно к изучаемой целевой группе уместным представляется использование термина «компьютерная одаренность». Компьютерная одаренность включает в себя высокий уровень развития компьютерного мышления как аналог развития интеллектуальных способностей и креативности классической модели. Увлеченность программированием как видом деятельности и при решении конкретной задачи выступает личностным компонентом компьютерной одаренности.
Обсуждение и заключения. Увлеченность программированием как особое состояние личности при создании определенных условий, в том числе поддерживающих и усиливающих мотивацию и формирующих и развивающих компьютерное мышление, может перерасти в свойство как специальную способность к программированию, а высокий уровень развития этой способности в совокупности с высоким уровнем развития компьютерного мышления будет представлять собой особый вид одаренности – одаренность в сфере программирования. Таким образом,
увлеченность программированием может рассматриваться как личностная предпосылка развития одаренности в сфере программирования. Выявление и развитие компьютерной одаренности представляет собой специальную педагогическую задачу.
Об авторах
Е. Н. ВолковаРоссия
Елена Николаевна Волкова, доктор психологических наук, профессор, руководитель центра, профессор кафедры
Научно-образовательный центр «Психология одарённых подростков»
кафедра психологии воспитания и профилактики девиантного поведения
Нижний Новгород
Москва
Л. В. Скитневская
Россия
Лариса Витальевна Скитневская, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, доцент
Научно-образовательный центр «Психология одарённых подростков»
кафедра практической психологии
Нижний Новгород
А. Н. Морева
Россия
Анастасия Николаевна Морева, кандидат филологических наук, начальник отдела
отдел наукометрического анализа и поддержки публикационной активности
Нижний Новгород
Список литературы
1. Асаева А. З. Четыре подхода к исследованию увлеченности работой / А. З. Асаева, А. И. Валитова // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. – 2017. – № 1 (9). – С. 45-50. EDN: YFUZKZ.
2. Ачкасова О. Г. Модель формирования сквозных цифровых компетенций у студентов высшего образования непрофильных IT-направлений в процессе ДПО / О. Г. Ачкасова [и др.] // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 2. – С. 4. doi: 10.26795/2307-1281-2022-10-2-4.
3. Волкова Е. Н. Внутренняя мотивация деятельности современной молодежи как условие высоких достижений в сфере программирования: к вопросу определения понятия / Е. Н. Волкова, О. М. Исаева, А. Н. Морева // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 2. – С. 11. doi: 10.26795/2307-1281-2022-10-2-11.
4. Волкова Е. Н. Критерии идентификации детской и подростковой одаренности как основание для формирования выборок при проведении психологических исследований / Е. Н. Волкова, А. В. Микляева, В. В. Хороших // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2019. – Т. 12, № 1. – С. 69-78. EDN: QUXGRA.
5. Волкова И. А. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании / И. А. Волкова, В. С. Петрова // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2019. – № 1. – С. 17-24. EDN: MYFAJE.
6. Киселева Н. В. Социально-психологические характеристики вовлеченности в непрерывное образование : дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 05. / Н. В. Киселева. – Москва, 2019. – 232 с.
7. Лактионова Е. Б. Особенности психологического благополучия одаренных подростков с разным уровнем развития креативности / Е. Б. Лактионова [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26, № 2. – С. 28-39. EDN: VXUXBK. doi: 10.17759/pse.2021260203.
8. Ларионова Л. И. Модель интеллектуальной одаренности и культурно-психологические факторы ее развития / Л. И. Ларионова // Сибирский психологический журнал. – 2005. – № 21. – С. 157-161. EDN: KPYUSR.
9. Липатов С. А. Вовлеченность работника в организацию или увлеченность работой: соотношение понятий / С. А. Липатов // Организационная психология. – 2015. – Т. 5, № 1. – С. 104-110. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2015-5-1/146312136.html (дата обращения: 20. 12. 2022).
10. Литвинова Е. Ю. Вовлеченность в профессиональную среду и ее значение для непрерывного образования / Е. Ю. Литвинова, Н. В. Киселева // Социальная психология и общество. – 2017. – Т. 8, № 2. – С. 5-20. EDN: ZCNCRF. doi: 10.17759/sps.2017080201.
11. Мандрикова Е. Ю. Увлеченность работой: обзор современных зарубежных исследований / Е. Ю. Мандрикова // Психология в вузе. – 2012. – № 6. – С. 53-64.
12. Мандрикова Е. Ю. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников / Е. Ю. Мандрикова, А. А. Горбунова // Организационная психология. – 2012. – Т. 2, № 4. – С. 2-22. EDN: TPVXTH. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2012-2-4/74462519.html (дата обращения: 20. 12. 2022).
13. Мелик-Пашаев А. А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская, А. А. Адаскина. – Дубна: Феникс, 2006. – 112 с.
14. Микляева А. В. Субъективные факторы психологического благополучия одаренных подростков: теоретическая модель / А. В. Микляева, В. В. Хороших, Е. Н. Волкова // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9, № 4. – С. 36-55. EDN: RCRORN. doi: 10.15293/2658-6762.1904.03.
15. Микрюков А. А. Актуальные вопросы формирования профессиональных компетенций в области сквозных цифровых технологий (нейротехнологии) / А. А. Микрюков [и др.] // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 11. – С. 120-125. EDN: UQNHGM.
16. Моспан Т. С. Формирование профессионально важных качеств будущих педагогов для работы в цифровой образовательной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 08. / Т. С. Моспан. – Кемерово, 2020. – 24 с.
17. Шауфели В. Увлеченность работой. Как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие / В. Шауфели, П. Дийкстр, Т. Иванова. – Москва: Когито-Центр, 2015. – 137 с.
18. Bakker A., Leiter M. Where to go from here: Integration and future research on work engagement // Bakker A., Leiter M. (eds) Work engagement: A handbook of essential theory and research. Psychology Press, 2010. Pp. 181-196.
19. Bakker A. B., Demerouti E. Towards a model of work engagement // Career Development International. 2008. Vol. 13, no. 3. Pp. 209-223. doi: 10.1108/13620430810870476.
20. Bakker A. B., Demerouti E. The Job Demands-Resources model: State of the art // Journal of Managerial Psychology. 2007. Vol. 22 (3). Pp. 309-328. doi: 10.1108/02683940710733115.
21. Bauman Z. Globalization: The Human Consequences. New York: Columbia University Press, 1998.
22. Demerouti E., Bakker A. B., Nachreiner F., Schaufeli, W. B. The job demands-resources model of burnout // Journal of Applied Psychology. 2001. Vol. 86 (3). Pp. 499-512. doi: 10.1037/0021-9010.86.3.499.
23. Grover S., Pea R. Computational thinking in K–12: A review of the state of the field // Educational Researcher. 2013. Vol. 42 (1). Pp. 38-43. doi: 10.3102/0013189X12463051.
24. Harter J. K., Schmidt F. L., Hayes T. L. Business-unit level relationship between employee satisfaction, employee engagement, and business outcomes: a meta-analysis // Journal of Applied Psychology. 2002. Vol. 87. Pp. 268-279. doi: 10.1037/0021-9010.87.2.268.
25. Hobfoll S. E. Social and psychological resources and adaptation // Review of General Psychology. 2002. Vol. 6 (4). Pp. 307-324. doi: /10.1037/1089-2680.6.4.307.
26. Hubwieser P., Mühling A. Competency mining in large data sets – preparing large scale investigations in computer science education // Proceedings of the International Conference on Knowledge Discovery and Information Retrieval. 2014. Pp. 315-322. doi: 10.5220/0005129203150322.
27. Kahn W. A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work // Academy of Management Journal. 1990. Vol. 33, no. 4. Pp. 692-724. URL: https://www.jstor.org/stable/256287.
28. Luthans F., Youssef C. M., Avolio B. J. Psychological capital: Developing the human competitive edge. Oxford University Press, 2007. doi: 10.1093/acprof:oso/9780195187526.001.0001.
29. Mannila L., Dagiene V., Demo B., Grgurina N., Mirolo C., Rolandsson L., Settle A. Computational Thinking in K-9 Education // Proceedings of the Working Group Reports of the 2014 on Innovation & Technology in Computer Science Education Conference. 2014. Pp. 1-29. doi: 10.1145/2713609.2713610.
30. Maslach C., Leiter M. P. The truth about burnout: How organization cause personal stress and what to do about it. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997. 200 p.
31. Papert S. An Exploration in the Space of Mathematics Educations // International Journal of Computers for Mathematical Learning. 1996. Vol. 1. Pp. 95-123. doi: 10.1007/BF00191473.
32. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants Part 1 // On the Horizon. 2001. Vol. 9, no. 5. Pp. 1-6. doi: 10.1108/10748120110424816.
33. Renzulli J. S. What Makes Giftedness? Reexamining a Definition // Phi Delta Kappan. 2011. Vol. 92, no. 8. Pp. 81-88. doi: 10.1177/003172171109200821.
34. Robinson N. M. The Social World of Gifted Children and Youth // Pfeiffer S.I. (ed.) Handbook of Giftedness in Children. Springer, Boston, MA, 2008. doi: 10.1007/978-0-387-74401-8_3.
35. Ruspini E. Diversity in Family Life. Gender, Relationships and Social Change. University of Bristol: Policy Press, 2014. 176 с.
36. Schaufeli W., Bakker A. Utrecht work engagement scale: Preliminary manual. Utrecht: Occupational Health Psychology Unit, Utrecht University, 2004. 60 p. Available at: https://www.wilmarschaufeli.nl/publications/Schaufeli/Test%20Manuals/Test_manual_UWES_English.pdf (accessed: 20. 12. 2022).
37. Schaufeli W. B., Bakker A. B. Job demands, job resources, and their relationship with burnout and engagement: a multi-sample study // Journal of Organizational Behavior. 2004. Vol. 25, no. 3. Pp. 293-315. doi: 10.1002/job.248.
38. Schaufeli W., Salanova M., Gonzalez-Roma V., Bakker A. The Measurement of Engagement and Burnout: A Two Sample Confirmatory Factor Analytic Approach // Journal of Happiness Stadies. 2002. Vol. 3. Pp. 71-92. doi: 10.1023/A:1015630930326.
39. Seehorn D., Carey S., Fuschetto B., Lee I., Moix D., O'Grady-Cunniff D., Boucher Owens B., Stephenson C., Verno A. CSTA K-12 computer science standards. The CSTA Standards Task Force. New York: Computer Science Teachers Association, Association for Computing Machinery, 2011. 73 p.
40. Tedre M., Denning P. J. The Long Quest for Computational Thinking // Proceedings of the 16sup>th</sup> Koli Calling International Conference on Computing Education Research, Koli, 24-27 November 2016. 2016. Pp. 120-129. doi: 10.1145/2999541.2999542.
41. White G., Sivitanides M. A theory of the relationships between cognitive requirements of computer programming languages and programmers’ cognitive characteristics // Journal of Information Systems Education. 2002. Vol. 13 (1). Pp. 59-66. Available at: https://aisel.aisnet.org/cgi/viewcontent.cgi?article=1612&context=jise (accessed: 20. 12. 2022).