Горизонты взросления растущего ребенка: парадоксы и перспективы исследования
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-8
Аннотация
Введение. Вопрос изучения процесса взросления растущего ребенка в реалиях нашего времени приобретает особую актуальность и значимость. Отчетливо прослеживается ряд противоречий (изменение пространства функционирования ребенка, отсутствие единого трека взросления, наличие тенденций к проявлению дисгармоничных форм поведения).
Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и разработка концептуальных основ взросления растущих детей на дистанции детства с учетом специфики разных образовательных сред. Среди ключевых задач мы сделали акцент, во-первых, на том, чтобы описать многочисленный срез отечественных и зарубежных работ, имеющих тесную взаимосвязь с детством и взрослением на фоне постоянно меняющихся социокультурных практик; во-вторых, определить специфические динамические изменения в возникающих в образовательных средах проблемах, заострив внимание на основных противоречиях, порождаемых самим процессом взросления; в-третьих, разработать основные концептуальные положения психолого-педагогического анализа взросления растущего ребенка в образовательных организациях.
Материалы и методы. Статья основана на социологических и психолого-педагогических исследованиях проблем взросления растущих детей, выполненных современными российскими и зарубежными учеными. Используемые методы: феноменологический и проблемный анализ.
Результаты исследования. Анализ проведенных нами исследований (2015 – 2021 гг.) отечественных и зарубежных специалистов позволил констатировать следующие выводы: – взросление современного ребенка в образовательной среде мы рассматриваем как цикличный процесс постоянного изменения структуры его субъективных и объективных
характеристик, включающий формирование в онтогенезе у ребенка образа взрослости, его освоение и реализацию, а также рефлексию освоения взрослости детьми в психолого-педагогическом пространстве участниками образовательного процесса (родителями, педагогами); – концепция психологии взросления ребенка рассматривается как теоретическая система, включающая в себя структуру, типологию, динамику, методы исследования, модель, развивающие психологические технологии, направленные на благоприятное прохождение обучающимися возрастных и образовательных кризисов (переход от «детства» к «взрослому» состоянию, в котором растущему человеку предстоит самостоятельно определяться с его смысловым содержанием, проявляя независимое от непосредственного воздействия обстоятельств поведение).
Обсуждение и заключения. Полученные данные позволили обосновать важность и объективность защищаемых в перспективе научных позиций. В связи с новыми вызовами объективной реальности в современных образовательных средах, поиском предикторов успешного взросления растущих молодых людей, данное направление исследований представляется достаточно актуальным, требующим дальнейшей проработки.
Об авторе
В. В. ТерещенкоРоссия
Владимир Валерьевич Терещенко, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры, соруководитель ОМО педагогов-психологов Смоленской области, педагог-психолог МБОУ
кафедра общей психологии
Смоленская область
Смоленский район
Смоленск
Список литературы
1. Безгодова С. А. Социальная психология взросления: к постановке проблемы исследования в рамках интегративного подхода / С. А. Безгодова ; под ред. Е. Ю. Коржовой // Интегративный подход к познанию психологии человека. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. – С. 223-233.
2. Безгодова С. А. Отношение к взрослению у старших подростков Санкт-Петербурга и Смоленска в контексте их жизнестойкости / С. А. Безгодова, А. В. Микляева, В. В. Терещенко // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2018. – № 3. – C. 77-84. doi: 10.21603/2078-8975-2018-3-77-84.
3. Майорова-Щеглова С. Н. Раннее взросление или инфантилизация: парадокс событийности современного детства / С. Н. Майорова-Щеглова, С. Ю. Митрофанова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2020. – Т. 13, № 1. – С. 25-39. doi: 10.21638/spbu12.2020.102.
4. Микляева А. В. Личностный инфантилизм в постиндустриальном обществе. Социально-психологический подход к проблеме инфантилизации личности в условиях современной социальной действительности / А. В. Микляева. – Дюссельдорф: Lap Lambert, 2018. – 224 с.
5. Митрофанова Е. С. Модели взросления разных поколений россиян / Е. С. Митрофанова // Демографическое обозрение. – 2019. – Т. 6, № 4. – С. 53-82.
6. Нилопец А. М. Динамика представлений о возрасте и перспективе взросления у детей 6-8 лет / А. М. Нилдопец // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2. – С. 20-27.
7. Павленко Е. С. Взросление как процесс формирования идентичности: возможности анализа нарративов / Е. С. Павленко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2016. – № 2. – С. 258-279.
8. Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире / К. Н. Поливанова // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5, № 2. – doi: 10.17759/jmfp.2016050201.
9. Постман Н. Исчезновение детства : пер. с англ. / Н. Постман.– 1988. URL: https://interesi.files.wordpress.com/2011/09/postman-neil_deti.pdf (дата обращения: 10. 11. 2022).
10. Психология подростка : учебник / под ред. А. А. Реана. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2007. – 312 с.
11. Сыманюк Э. Э. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста / Э. Э. Сыманюк, А. А. Печеркина, О. В. Закревская // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 6 (42). – С. 192-202. DOI: 10.32744/pse.2019.6.16.
12. Терещенко В. В. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза / В. В. Терещенко, И. М. Чуб // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2019. – Т. 8, № 3. – С. 230-239. doi: 10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239.
13. Толстых Н. Н. Современное взросление / Н. Н. Толстых // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – Т. 23, № 4. – С. 7-24. doi: 10.17759/cpp.2015230402.
14. Уле М. Изменения гендерных стереотипов в процессе взросления / М. Уле // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2011. – № 4 (8). – С. 75-86.
15. Фельдштейн Д. И. Мир детства в современном мире. Проблемы и задачи исследования / Д. И. Фельдштейн. – Москва: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. – 336 с.
16. Arnett J. J. Emerging adulthood(s): The cultural psychology of a new life stage // Bridging cultural and developmental approaches to psychology: New synthesis in theory, research, and policy. Oxford: University Press, 2011. Рp. 255-275. doi: 10.1093/acprof:oso/9780195383430.003.0012
17. Cotton L., Bynum D. R, Madhere S. Socialization Forces and the Stability of Work Values from Late Adolescence to Early Adulthood // Psychological Reports. 1997. No. 80 (1). Рp. 115-124. doi: 10.2466/pr0.1997.80.1.115.
18. de la Fuente R., Jiménez A., Sánchez-Queija I., Lizaso I. Flourishing During Emerging Adulthood from a Gender Perspective // Journal of Happiness Studies. 2020. No. 21. Pp. 1-20. doi: 10.1007/s10902-019-00204-9.
19. Galanaki E., Sideridis G. Dimensions of Emerging Adulthood, Criteria for Adulthood, and Identity Development in Greek Studying Youth: A Person-Centered // Emerging Adulthood. 2019. No. 6 (7). Pp. 411-431. doi: 10.1177/2167696818777040.
20. Lane J. A. Attachment, Ego Resilience, Emerging Adulthood, Social Resources, and Well-Being among Traditional-Aged College Students // Professional Counselor. 2020. No. 2 (10). Pp. 157-169. DOI: 10.15241/jal.10.2.157.
21. Parameswaran G. The social historical roots of the concept of emerging adulthood and its impact on early adults // Theory & Psychology. 2020. No. 1 (30). Pp. 18-35. doi: 10.1177/0959354319876985.
22. Peer J., Mcauslan P. Self-Doubt During Emerging Adulthood // Emerging Adulthood. 2016. No. 4(3). Pp. 176-185. doi: 10.1177/2167696815579828.
23. Pratt M., Hunsberger B., Pancer S., Alisat S. A Longitudinal Analysis of Personal Values Socialization: Correlates of a Moral Self‐ Ideal in Late Adolescence // Social Development. 2003. No. 12. Pp. 563-585. doi: 10.1111/1467-9507.00249.
24. Schoon I., Mortimer J. Youth and the Great Recession: Are values, achievement orientation and outlook to the future affected? // International Journal of Psychology. 2017. No. 52. Pp. 1-8. doi: 10.1002/ijop.12400.
25. Skulborstad H. M., Hermann A.D. Individual Difference Predictors of the Experience of Emerging Adulthood // Emerging Adulthood. 2016. No. 4 (3). Pp. 168-175. doi: 10.1177/2167696815579820.
26. Schwartz S., Cote, J., Arnett J. Identity and Agency in Emerging Adulthood: Two Developmental Routes in the Individualization Process // Youth & Society. 2005. No. 37. Pp. 201-229. doi: 10.1177/0044118X05275965.
27. Shanahan M. Pathways to Adulthood in Changing Societies: Variability and Mechanisms in Life Course Perspective // Annual Review of Sociology. 2003. No. 26. Pp. 667-692. doi: 10.1146/annurev.soc.26.1.667.