Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Горизонты взросления растущего ребенка: парадоксы и перспективы исследования

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-8

Полный текст:

Аннотация

   Введение. Вопрос изучения процесса взросления растущего ребенка в реалиях нашего времени приобретает особую актуальность и значимость. Отчетливо прослеживается ряд противоречий (изменение пространства функционирования ребенка, отсутствие единого трека взросления, наличие тенденций к проявлению дисгармоничных форм поведения).
   Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и разработка концептуальных основ взросления растущих детей на дистанции детства с учетом специфики разных образовательных сред. Среди ключевых задач мы сделали акцент, во-первых, на том, чтобы описать многочисленный срез отечественных и зарубежных работ, имеющих тесную взаимосвязь с детством и взрослением на фоне постоянно меняющихся социокультурных практик; во-вторых, определить специфические динамические изменения в возникающих в образовательных средах проблемах, заострив внимание на основных противоречиях, порождаемых самим процессом взросления; в-третьих, разработать основные концептуальные положения психолого-педагогического анализа взросления растущего ребенка в образовательных организациях.

   Материалы и методы. Статья основана на социологических и психолого-педагогических исследованиях проблем взросления растущих детей, выполненных современными российскими и зарубежными учеными. Используемые методы: феноменологический и проблемный анализ.

   Результаты исследования. Анализ проведенных нами исследований (2015 – 2021 гг.) отечественных и зарубежных специалистов позволил констатировать следующие выводы: – взросление современного ребенка в образовательной среде мы рассматриваем как цикличный процесс постоянного изменения структуры его субъективных и объективных
характеристик, включающий формирование в онтогенезе у ребенка образа взрослости, его освоение и реализацию, а также рефлексию освоения взрослости детьми в психолого-педагогическом пространстве участниками образовательного процесса (родителями, педагогами); – концепция психологии взросления ребенка рассматривается как теоретическая система, включающая в себя структуру, типологию, динамику, методы исследования, модель, развивающие психологические технологии, направленные на благоприятное прохождение обучающимися возрастных и образовательных кризисов (переход от «детства» к «взрослому» состоянию, в котором растущему человеку предстоит самостоятельно определяться с его смысловым содержанием, проявляя независимое от непосредственного воздействия обстоятельств поведение).

   Обсуждение и заключения. Полученные данные позволили обосновать важность и объективность защищаемых в перспективе научных позиций. В связи с новыми вызовами объективной реальности в современных образовательных средах, поиском предикторов успешного взросления растущих молодых людей, данное направление исследований представляется достаточно актуальным, требующим дальнейшей проработки.

Об авторе

В. В. Терещенко
Смоленский государственный университет; Сметанинская средняя школа
Россия

Владимир Валерьевич Терещенко, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры, соруководитель ОМО педагогов-психологов Смоленской области, педагог-психолог МБОУ

кафедра общей психологии

Смоленская область

Смоленский район

Смоленск



Список литературы

1. Безгодова С. А. Социальная психология взросления: к постановке проблемы исследования в рамках интегративного подхода / С. А. Безгодова ; под ред. Е. Ю. Коржовой // Интегративный подход к познанию психологии человека. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. – С. 223-233.

2. Безгодова С. А. Отношение к взрослению у старших подростков Санкт-Петербурга и Смоленска в контексте их жизнестойкости / С. А. Безгодова, А. В. Микляева, В. В. Терещенко // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2018. – № 3. – C. 77-84. doi: 10.21603/2078-8975-2018-3-77-84.

3. Майорова-Щеглова С. Н. Раннее взросление или инфантилизация: парадокс событийности современного детства / С. Н. Майорова-Щеглова, С. Ю. Митрофанова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2020. – Т. 13, № 1. – С. 25-39. doi: 10.21638/spbu12.2020.102.

4. Микляева А. В. Личностный инфантилизм в постиндустриальном обществе. Социально-психологический подход к проблеме инфантилизации личности в условиях современной социальной действительности / А. В. Микляева. – Дюссельдорф: Lap Lambert, 2018. – 224 с.

5. Митрофанова Е. С. Модели взросления разных поколений россиян / Е. С. Митрофанова // Демографическое обозрение. – 2019. – Т. 6, № 4. – С. 53-82.

6. Нилопец А. М. Динамика представлений о возрасте и перспективе взросления у детей 6-8 лет / А. М. Нилдопец // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2. – С. 20-27.

7. Павленко Е. С. Взросление как процесс формирования идентичности: возможности анализа нарративов / Е. С. Павленко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2016. – № 2. – С. 258-279.

8. Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире / К. Н. Поливанова // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5, № 2. – doi: 10.17759/jmfp.2016050201.

9. Постман Н. Исчезновение детства : пер. с англ. / Н. Постман.– 1988. URL: https://interesi.files.wordpress.com/2011/09/postman-neil_deti.pdf (дата обращения: 10. 11. 2022).

10. Психология подростка : учебник / под ред. А. А. Реана. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2007. – 312 с.

11. Сыманюк Э. Э. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста / Э. Э. Сыманюк, А. А. Печеркина, О. В. Закревская // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 6 (42). – С. 192-202. DOI: 10.32744/pse.2019.6.16.

12. Терещенко В. В. Индивидуально-психологические характеристики взросления в подростковом периоде онтогенеза / В. В. Терещенко, И. М. Чуб // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2019. – Т. 8, № 3. – С. 230-239. doi: 10.18500/2304-9790-2019-8-3-230-239.

13. Толстых Н. Н. Современное взросление / Н. Н. Толстых // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – Т. 23, № 4. – С. 7-24. doi: 10.17759/cpp.2015230402.

14. Уле М. Изменения гендерных стереотипов в процессе взросления / М. Уле // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2011. – № 4 (8). – С. 75-86.

15. Фельдштейн Д. И. Мир детства в современном мире. Проблемы и задачи исследования / Д. И. Фельдштейн. – Москва: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. – 336 с.

16. Arnett J. J. Emerging adulthood(s): The cultural psychology of a new life stage // Bridging cultural and developmental approaches to psychology: New synthesis in theory, research, and policy. Oxford: University Press, 2011. Рp. 255-275. doi: 10.1093/acprof:oso/9780195383430.003.0012

17. Cotton L., Bynum D. R, Madhere S. Socialization Forces and the Stability of Work Values from Late Adolescence to Early Adulthood // Psychological Reports. 1997. No. 80 (1). Рp. 115-124. doi: 10.2466/pr0.1997.80.1.115.

18. de la Fuente R., Jiménez A., Sánchez-Queija I., Lizaso I. Flourishing During Emerging Adulthood from a Gender Perspective // Journal of Happiness Studies. 2020. No. 21. Pp. 1-20. doi: 10.1007/s10902-019-00204-9.

19. Galanaki E., Sideridis G. Dimensions of Emerging Adulthood, Criteria for Adulthood, and Identity Development in Greek Studying Youth: A Person-Centered // Emerging Adulthood. 2019. No. 6 (7). Pp. 411-431. doi: 10.1177/2167696818777040.

20. Lane J. A. Attachment, Ego Resilience, Emerging Adulthood, Social Resources, and Well-Being among Traditional-Aged College Students // Professional Counselor. 2020. No. 2 (10). Pp. 157-169. DOI: 10.15241/jal.10.2.157.

21. Parameswaran G. The social historical roots of the concept of emerging adulthood and its impact on early adults // Theory & Psychology. 2020. No. 1 (30). Pp. 18-35. doi: 10.1177/0959354319876985.

22. Peer J., Mcauslan P. Self-Doubt During Emerging Adulthood // Emerging Adulthood. 2016. No. 4(3). Pp. 176-185. doi: 10.1177/2167696815579828.

23. Pratt M., Hunsberger B., Pancer S., Alisat S. A Longitudinal Analysis of Personal Values Socialization: Correlates of a Moral Self‐ Ideal in Late Adolescence // Social Development. 2003. No. 12. Pp. 563-585. doi: 10.1111/1467-9507.00249.

24. Schoon I., Mortimer J. Youth and the Great Recession: Are values, achievement orientation and outlook to the future affected? // International Journal of Psychology. 2017. No. 52. Pp. 1-8. doi: 10.1002/ijop.12400.

25. Skulborstad H. M., Hermann A.D. Individual Difference Predictors of the Experience of Emerging Adulthood // Emerging Adulthood. 2016. No. 4 (3). Pp. 168-175. doi: 10.1177/2167696815579820.

26. Schwartz S., Cote, J., Arnett J. Identity and Agency in Emerging Adulthood: Two Developmental Routes in the Individualization Process // Youth &amp Society. 2005. No. 37. Pp. 201-229. doi: 10.1177/0044118X05275965.

27. Shanahan M. Pathways to Adulthood in Changing Societies: Variability and Mechanisms in Life Course Perspective // Annual Review of Sociology. 2003. No. 26. Pp. 667-692. doi: 10.1146/annurev.soc.26.1.667.


Рецензия

Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)