Гендерная специфика образа врача и доверия к себе и другим у студенческой молодежи в период пандемии COVID-19
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-7
Аннотация
Введение. Доверие к врачу – необходимый базис готовности следовать его рекомендациям и эффективного лечения в целом. В особенности это становится важным в период пандемии. До коронавирусной эпидемии в России был зафиксирован определенный кризис доверия медицине. Новые исследования пополнили научные представления по проблеме достаточно противоречивыми данными о том, как реагируют на ситуацию, несущую серьезную опасность здоровью, мужчины и женщины и какой в связи с этим формируется у них имидж врача и медицинской помощи. В данной статье анализируются особенности образа врача у студентов социономических профилей и вскрывается специфика его взаимосвязи с уровнем доверия к другим и себе у юношей и девушек в период пандемии COVID-19.
Материалы и методы. В исследовании участвовали 286 студентов, обучающихся в вузах Москвы и Нижнего Новгорода по социономическим специальностям, в возрасте от 17 до 22 лет (M =19,31; SD = 1,33), из них 168 девушек и 118 юношей. Для выявления образа врача применялся метод семантического дифференциала, для определения уровня доверия к другим использовалась методика «Вера в людей» М. Розенберга, для изучения выраженности доверия к себе в 11 сферах жизни был задействован рефлексивный опросник Т. П. Скрипкиной.
Результаты исследования. Установлено, что у юношей и девушек в период пандемии сформирован положительный образ врача, в содержании которого большей частью отмечается гендерное сходство. Также практически отсутствуют гендерные различия в доверии к другим, которое находится на среднем уровне, однако в то же время выявлены
некоторые гендерные различии в доверии к себе, которое оказалось выше у студентов мужского пола. Корреляционный анализ показал существование прямой положительной связи между доверием к другим и позитивным образом врача у девушек, тогда как у юношей такие связи практически отсутствуют. При этом с доверием к себе образ врача также связан положительно, но несколько по-разному у студентов женского и мужского пола.
Обсуждение и заключения. Основываясь на результатах эмпирического исследования, можно говорить о наличии гендерной специфики, проявляющейся в наличии и выраженности взаимосвязей восприятия врача в период пандемии с общем уровнем доверия к другим и к себе у студентов социономического профиля.
Ключевые слова
Об авторах
Л. Э. СеменоваРоссия
Лидия Эдуардовна Семенова, доктор психологических наук, доцент, профессор, профессор кафедры
кафедра общей и социальной психологии
кафедра общей и клинической психологии
Нижний Новгород
Researcher ID: O-6416-2017
М. Е. Сачкова
Россия
Марианна Евгеньевна Сачкова, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры
Институт общественных наук
кафедра общей психологии
Москва
Researcher ID: J-9145-2013
Н. В. Карпушкина
Россия
Наталья Викторовна Карпушкина, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра специальной педагогики и психологии
Нижний Новгород
Researcher ID: J-7028-2017
Список литературы
1. Абрамов А. В. Пандемия COVID-19: конец привычного мира? / А. В. Абрамов [и др.] // Вестник Московского государственного областного университета. – 2020. – № 2. – С. 3-83.
2. Агарков Д. И. Значение достижения комплаентности в оценке эффективности лечения больных артериальной гипертензией и ишемической болезнью сердца пожилого и старческого возраста / Д. И. Агарков, А. В. Волобуев // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 5-4. – С. 7-10. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2212 (дата обращения: 26. 05. 2022).
3. Антоненко И. В. Социально-психологическая концепция доверия / И. В. Антоненко. – Москва: Флинта; Наука, 2006. – 480 с.
4. Березанцев А. Ю. Гендер, комплаенс и качество жизни больных шизофренией (аналитический обзор) / А. Ю. Березанцев, О. И. Митрофанова // Российский психиатрический журнал. – 2009. – № 1. – С. 24-32.
5. Богдан И. В. Когда мы говорим о доверии врачам, подразумеваем ли мы одно и то же? «The врач» и «а врач» в социологических исследованиях / И. В. Богдан // Труды научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента : сборник научных трудов. – Москва: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», 2020. – С. 12-14.
6. Борисова М. М. Социальные представления молодежи о доверии : дис. … канд. психол. наук / М. М. Борисова. – Санкт-Петербург, 2018. – 219 с.
7. Бубновская О. В. Взаимосвязь гендера и доверия личности в юношеском возрасте / О. В. Бубновская, М. О. Левадняя // Международный журнал медицины и психологии. – 2020. – Т. 3, № 4. – С. 26-31.
8. Веселовский Д. П. Теоретический анализ феномена лидерства в эпоху VUCA / Д. П. Веселовский, Л. М. Мосина // Вестник университета. – 2018. – № 2. – С. 143-146. doi: 10.26425/1816-4277-2018-2-143-146.
9. Виноградова Т. В. Феминистская критика науки: научно-аналитический обзор / Т. В. Виноградова. – Москва: ИНИОН РАН, 2001. – 87 с.
10. Григорьева Н. С. Гендерные развилки здоровья и здравоохранения в России / Н. С. Григорьева, Т. В. Чубарова // Женщина в российском обществе. – 2019. – № 3. – С. 55-71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-razvilki-zdorovya-i-zdravoohraneniya-v-rossii.
11. Денисова О. В. Особенности эмоционально-ценностного отношения студентов-медиков к своей будущей профессии / О. В. Денисова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 76-2. – С. 89-92.
12. Дмитриева Е. В. Доверие к врачу как условие установления социально-психологического отношения и общения между врачом и пациентом / Е. В. Дмитриева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2010. – Т. 5, № 3. – С. 55-64.
13. Ильин Е. П. Психология доверия / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 288 с.
14. Каким образом системы здравоохранения могут содействовать достижению гендерной справедливости? – Копенгаген: Всемирная организация здравоохранения, Европейское региональное бюро, cop., 2009. – 50 с.
15. Камалиева И. Р. Доверие как основание отношения «врач – пациент» в современной медицине: философско-антропологическая интерпретация / И. Р. Камалиева, В. С. Невелева // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2019. – № 4. – С. 504-514. doi: 10.17072/2078-7898/2019-4-504-514.
16. Караваева Л. П. Доверие к себе как основа позитивного функционирования личности / Л. П. Караваева, Л. В. Тарасова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 7 (75). – С. 83-87. URL: https://archive.dom-hors.ru/nauchniy-zhurnal-obschestvo-sociologiya-psihologiya-pedagogika/2020/7 (дата обращения: 27. 06. 2022).
17. Коган Б. М. Механизмы развития соматических и психопатологических стрессовых расстройств (половые и гендерные аспекты) / Б. М. Коган, А. З. Дроздов, Т. Б. Дмитриева // Системная психология и социология. – 2010. – Т. 1, № 1. – С. 105-120.
18. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире / И. С. Кон. – Москва: Время, 2009. – 494 с.
19. Кон И. С. Кризис бесполой педагогики / И. С. Кон // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». – 2010. – № 2 (7). URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/154_st.pdf (дата обращения: 27. 06. 2022).
20. Коннелл Р. Гендер и власть: общество, личность и гендерная политика / Р. Коннелл. – Москва: Новое литературное обозрение, 2015. – 432 с.
21. Купрейченко А. Б. Психология доверия и недоверия / А. Б. Купрейченко. – Москва: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2008. – 564 с.
22. Маслакова-Клауберг Н. И. Международные правовые, экономические и социальные последствия пандемии коронавируса в мире / Н. И. Маслакова-Клауберг // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2020. – Т. 28, № 4. – С. 728-736. doi: 10.22363/2313-2329-2020-28-4-728-736.
23. Махаматова А. Ф. Проблема взаимоотношений врача и ВИЧ-инфицированного пациента / А. Ф. Махаматвоа // Клиническая и специальная психология. – 2016. – № 5 (2). – С. 23-32. doi: 10.17759/cpse.2016050202.
24. Маясова Т. В. Проблема отношения к здоровью и здоровому образу жизни студентов-первокурсников / Т. В. Маясова, А. Лекомцева, К. Юсифов // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 3. – С. 4.
25. Михайловская С. А. Концептуализация понятий «Студенческая молодежь» и «Вторичная занятость» в контексте социологии управления / С. А. Михайловская // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2014. – № 3. – С. 68-74.
26. Назарова И. Б. Здоровье в представлении жителей России / И. Б. Назарова // Общественные науки и социум. – 2009. – № 2. – С. 91-101.
27. Николаюк Е. А. Ценностная структура российской молодежи и ее самосохранительное поведение на современном этапе / Е. А. Николаюк // Власть. – 2016. – Т. 24, № 11. – С. 145-150.
28. Перелыгина Е. Б. Предикторы оценки личностью степени безопасности жизненного пространства / Е. Б. Перелыгина [и др.] // Человеческий капитал. – 2018. – № 3 (111). – С. 67-77. DOI: 10.25629/HC.2018.03.07.
29. Перес К. К. Невидимые женщины: Почему мы живем в мире, удобном только для мужчин: Неравноправие, основанное на данных / К. К. Перес. – Mосква: Альпина Паблишер, 2020. – 494 с. DOI: 10.31249/rsoc/2021.02.10.
30. Петриков С. С. Профессиональное выгорание, симптомы эмоционального неблагополучия и дистресса у медицинских работников во время эпидемии COVID-19 / С. С. Петриков [и др.] // Консультативная психология и психотерапия. – 2020. – Т. 28, № 2. – С. 8-45. doi: 10.17759/cpp.2020280202.
31. Рогачева Т. В. Мужские и женские стереотипы отношения к здоровью в современной России / Т. В. Рогачева // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2010. – № 4. URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_4_5/nomer/nomer14.php (дата обращения: 26. 06. 2022).
32. Рунец О. В. Апробация личностного опросника Н. Б. Астаниной «Методика изучения доверия к себе» / О. В. Рунец // Социальная психология и общество. – 2015. – Т. 6, № 4. – С. 170-182. DOI: 10.17759/sps.2015060413.
33. Саблуков А. В. Доверие молодежи системе здравоохранения / А. В. Саблуков, И. И. Никулина // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. – 2018. – Вып. 2 (800). – С. 277-288.
34. Селедцов А. М. Важные аспекты психологии неопределенности в условиях COVID-19 / А. М. Селедцов, Г. В. Акименко, Ю. Ю. Кирина // International journal of Professional Science. – 2020. – № 8. – С. 12-19.
35. Семенова Л. Э. Гендерная психология : учебное пособие / Л. Э. Семенова, В. Э. Семенова. – Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2021. – 309 с.
36. Сиваченко О. Ю. Представления о роли врача у студентов медицинского университета / О. Ю. Сиваченко, Ю. А. Субеева // Journal of Siberian Medical Sciences. – 2015. – № 4. – С. 19-28.
37. Скрипкина Т. П. Психология доверия / Т. П. Скрипкина. – Москва: Академия, 2000. – 264 с.
38. Скрипкина Т. П. Доверие и толерантность. Существуют ли границы? / Т. П. Скрипкина // Межкультурный диалог. Исследования и практика. – 2008. – № 4. – С. 64-73.
39. Соболевская О. В. Молодежь (не) любит ЗОЖ: Как молодые люди относятся к своему самочувствию / О. В. Соболевская // Научно-образовательный портал IQ. – НИУ ВШЭ, 2019. – 30 мая. URL: https://iq.hse.ru/news/279088961.html (дата обращения: 26. 06. 2022).
40. Солодова Т. В. Психосоциальное исследование студенческой молодежи / Т. В. Солодова // Известия государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 60. – С. 468-473.
41. Татарко А.Н. Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе: автореф. дис. … д-ра психол. наук / А. Н. Татарко. – Москва, 2015. – 42 с.
42. Фомина Н. В. Образ врача в обыденном сознании пациентов разных половозрастных групп / Н. В. Фомина, Е. А. Пряхина, Е. Д. Ястребова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 57-11. – С. 359-366.
43. Фомина Н. В. Гендерные и возрастные особенности восприятия пациентами модели общения с врачом в процессе лечения болезни / Н. В. Фомина, И. А. Ревина // Вестник университета. – 2014. – № 11. – С. 318-325.
44. Шарапов Н. П. Влияние внешних факторов на студенчество как на социокультурную общность / Н. П. Шарапов. – Наука и общество: проблемы современных исследований. – Омск: ОмГА, 2011. – 348 с.
45. Шестопалова Л. Ф. Доверие в системе отношений врача и пациента и психологические факторы его формирования / Л. Ф. Шестопалова, О. А. Бородавко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2014. – № 3. – С. 42-47.
46. Щелкунов М. Д. Общество в условиях пандемии: репетиция цифрового будущего / М. Д. Щелкунов // Вестник экономики, права и социологии. – 2020. – № 2. – С. 192-196.
47. Яничева Т. Г. Доверительные установки женщин / Т. Г. Яничева, М. М. Шматко // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. – 2014. – Т. 2. – С. 334-341.
48. Ansell C., Sørensen E., Torfing J. The COVID-19 pandemic as a game changer for public administration and leadership? The need for robust governance responses to turbulent problems // Public Management Review. 2021. Vol. 23, no. 7. Pp. 949-960. doi: 10.1080/14719037.2020.1820272.
49. Caro D. Transforming Nations after the COVID-19 Pandemic / Management, Change, Strategy and Positive Leadership. Cham: Springer International Publishing, 2021. 244 p. doi: 10.1007/978-3-030-61810-0.
50. Chandra S., Mohammadnezhad M., Ward P. Trust and communication in a doctor-patient relationship: a literature review // Journal Healthc Commun. 2018. No. 3. Рp. 3-36. URL: https://www.primescholars.com/articles/trust-and-communication-in-a-doctorpatient-relationship-a-literature-review-96330.html.
51. Cohen-Louck K., Levy I. Viruism: The need for a new term describing COVID-19 impact in context of viral victimization // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 2021. Vol. 13, no.1. Pp. 1-8. doi: 10.1037/tra0000945.
52. Demertzis N., Eyerman R. COVID-19 as cultural trauma // American Journal of Cultural Sociology. 2020. No. 8. Pp. 428-450. doi: 10.1057/s41290-020-00112-z.
53. Garfin D. R., Silver R. C., Holman E. A. The novel coronavirus (COVID-2019) outbreak: Amplification of public health consequences by media exposure // Health Psychology. 2020. No. 39 (5). Pp. 355-357. doi: 10.1037/hea0000875.
54. Gurieva S., Borisova M., Mikhalyuk O., Dmitrieva V., Odintsova V., Kawabata T. Trust as a Mechanism of Social Regulation the Modern Youth’s Behaviour // American Journal of Applied Sciences. 2016. Vol. 13, no.1. Рp. 100-110. doi: 10.3844/ajassp.2016.100.110.
55. Johansson E. E., Hamberg K., Lindgren G., Westman G. «I've been crying my way» – qualitative analysis of a group of female patients' consultation experiences // Family practice. 1996. Vol. 13, no. 6. Рp. 498-503. doi: 10.1093/fampra/13.6.498.
56. Johansson E., Hamberg K., Westman G., Lindgren G. The meanings of pain: an exploration of women's descriptions of symptoms // Social science & medicine. 1999. Vol. 48, no.12. Рp. 1791-1802. doi: 10.1016/S0277-9536(99)00080-5.
57. Kontoangelos K., Economou M., Papageorgiou Ch. Mental Health E-ects of COVID-19 Pandemia: A Review of Clinical and Psychological Traits // Psychiatry Investig. 2020. Vol. 17, no. 6. Pp. 491-505. doi: 10.30773/pi.2020.0161.
58. Kucharska J. Cumulative trauma, gender discrimination and mental health in women: mediating role of self-esteem // Journal Ment Heal. 2018. No. 27. Pp. 416-423. doi: 10.1080/09638237.2017.1417548.
59. Lachance E. COVID-19 and its impact on volunteering: moving towards virtual volunteering // Leisure Sciences. 2020. Vol. 43, No. 1-2. Pp. 1-7. doi: 10.1080/01490400.2020.1773990.
60. Lima C. K. T., Carvalho P. M. M., Lima I. A. A. S., Nunes J. V. A. O., Saraiva J. S., de Souza R. I., da Silva C. G. L., Neto M. L. R. The emotional impact of Coronavirus 2019-nCoV (new coronavirus disease) // Psychiatry Research. 2020. No. 287. Article number 112915. doi: 10.1016/j.psychres.2020.112915.
61. Lipai T. P. The Covid-19 pandemic: depression, anxiety, stigma and impact on mental health // Problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2020. Vol. 28, no. 5. Рp. 922-927. doi: 10.32687/0869-866X-2020-28-5-922-927
62. Maarouf M. D., Belghazi T., Maarouf F. E. COVID-19: A Critical Ontology of the present // Educational Philosophy and Theory. 2021. Vol. 53, no. 1. Pp. 71-89. doi: 10.1080/00131857.2020.1757426.
63. Moller-Leimkuhler A. M. The gender gap in suicide and premature death or: why are men so vulnerable? // Eur. Arch. Psychiatry. Clin. Neurosci. 2003. Vol. 253, no. 1. Рp. 1-8. doi: 10.1007/s00406-003-0397-6.
64. Nebel R. A., Aggarwal N. T., Barnes L. L. et al. Understanding the impact of sex and gender in Alzheimer's disease: a call to action // Alzheimers Dement. 2018. No. 14. Рp. 1171-1180. doi: 10.1016/j.jalz.2018.04.008.
65. Rogers W. A., Ballantyne A. Gender and trust in Medicine: vulnerabilities, abuses, and remedies // International Journal of Feminist approaches to bioethics. 2008. Vol. 1, no.1. Рp. 48-66. Available at: https://www.jstor.org/stable/40339212 (accessed: 27. 06. 2022).
66. Roter D. L., Hall J. A., Aoki Y. Physician gender effects in medical communication: a meta-analytic review // JAMA. 2002. Vol. 288, no. 6. Рp. 756-764. doi: 10.1001/jama.288.6.756.
67. Sundermann E. E., Maki P., Biegon A. et al. Sex-specific norms for verbal memory tests may improve diagnostic accuracy of amnestic MCI // Neurology. 2019. No. 93. Рp. 881-889. doi: 10.1212/wnl.0000000000008467.
68. Tannenbaum C., Ellis R. P., Eyssel F., Zou J., Schiebinger L. Sex and gender analysis improves science and engineering // Nature. 2019. Vol. 575. Рp. 137-146. doi: 10.1038/s41586-019-1657-6.
69. Wei D., Xu A., Wu X. The mediating effect of trust on the relationship between doctor–patient communication and patients' risk perception during treatment // PsyCh Journal. 2020. Vol. 9, no. 3. Рp. 383-391. doi: 10.1002/pchj.327.
70. Zarocostas J. How to fight an infodemic // Lancet. 2020. Vol. 395. Р. 676. doi: 10.1016/S0140-6736(20)30461-X.
71. Zhang K., Goetz T., Chen F., Sverdlik A. The Differential Effects of Anger on Trust: A Cross-Cultural Comparison of the Effects of Gender and Social Distance // Frontiers in Psychology. 2020. December 23. doi: 10.3389/fpsyg.2020.597436.