Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Наставничество как действенная форма становления и развития личности молодого учителя

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-5

Полный текст:

Аннотация

   Введение. Предлагаемая статья – одна из возможностей показать необходимость возрождения института наставничества (тьюторства) в современных социально-экономических условиях развития системы отечественного образования. Опираясь на исследования ученых, авторы дают характеристику основных категорий исследования «наставничество» и «тьюторство»; переосмысливают различные подходы к пониманию их сущности. Наставничество авторами определяется как действенная форма становления и развития личности молодого учителя.
   Материалы и методы. В качестве методов исследования был использован метод анализа и систематизации психолого-педагогических теоретико-экспериментальных и научно-методических исследований отечественных ученых по проблеме наставничества, тьюторства, сопровождения.
   Результаты исследования. Представлен историко-педагогический анализ становления и развития института наставничества в дореволюционной России, в советский период развития отечественной системы образования и показаны возможности возрождения наставничества в современной России; определены цели и задачи «Школы наставничества» в условиях региона. Исследование проблемы наставничества и тьюторства заставляет по-новому оценивать их роль и значение в становлении и развитии личности современного учителя-профессионала, наставника, тьютора, который может оказать существенную помощь в самоопределении и адаптации в социум каждого учащегося.
   Обсуждение и заключения. В статье представлены результаты деятельности «Школы наставничества», действующей на базе МАОУ «Школа № 187» города Нижнего Новгорода. Особое внимание в деятельности «Школы наставничества» уделялось переосмыслению системы методической работы, повышению исследовательской и методической культуры учителя, разработке и внедрению методического обеспечения обобщения опыта наставничества, что в конечном итоге способствует саморазвитию личности педагога, развитию его педагогического мастерства и карьерному росту.

Об авторах

В. А. Малинин
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет); МАОУ «Школа № 187»
Россия

Валерий Анатольевич Малинин, доктор педагогических наук, доцент, советник при ректорате по научно-методической работе с базовыми школами, профессор, директор

кафедра физики, математики и физико-математического образования

Нижний Новгород



Ф. В. Повшедная
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Фаина Викторовна Повшедная, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры

кафедра общей и социальной педагогики

Нижний Новгород



О. В. Лебедева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Оксана Валерьевна Лебедева, доктор психологических наук, доцент, профессор

кафедра практической психологии

Нижний Новгород



А. В. Пугачев
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет); МАОУ «Школа № 187»
Россия

Алексей Вадимович Пугачев, магистрант, преподаватель-организатор ОБЖ

Нижний Новгород



Список литературы

1. Абанкина И. В. Образование: устремленность в будущее / И. В. Абанкина // Притяжение образования. Пятые Сабуровские чтения : тезисы докладов. – Москва: Логос, 2015. – С. 188-199.

2. Акенина А. В. Педагогическая поддержка процесса взросления учащихся в отечественных и американских исследованиях второй половины ХХ века: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 01. / А. В. Акенина. – Хабаровск, 2006. – 23 с.

3. Алексеев С. В. Вклад профессора С. Г. Вершловского в развитие идеи наставничества в системе образования / С. В. Алексеев // Человек и образование. – 2021. – № 2 (67). – С. 148-151.

4. Антипин С. Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 01. / С. Г. Антипин. – Нижний Новгород, 2011. – 31 с.

5. Багракова А. А. Наставничество в организации / А. А. Багракова // Управление развитием персонала. – 2008. – № 4. – С. 296–311. URL: https://grebennikon.ru/article-vvgz.html (дата обращения: 25. 12. 2022).

6. Батышев А. С. Управление наставничеством: методические рекомендации / А. С. Батышев. – Москва: ВНМЦ Госпрофобра СССР, 1983. – 45 с.

7. Бачин Д. А. Наставничество как метод обучения и развития персонала / Д. А. Бачин // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 4. – Ч. 1. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/32311 (дата обращения: 25. 12. 2022).

8. Блинов В. И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4-18.

9. Бондаренко Н. Ю. Пять главных приемов наставничества. Как обучать и мотивировать взрослых людей / Н. Ю. Бондаренко // Управление корпоративной культурой. – 2009. – № 4. – С. 282-289.

10. Вершловский С. Г. Организация учебы наставников в трудовом коллективе / С. Г. Вершловский, А. И. Ходаков. – Москва: Профиздат, 1987. – 174 с. (Библиотечка наставника).

11. Волчек В. А. Реализация целевой модели наставничества образовательными организациями Кузбасса: методическое пособие / В. А. Волчек, Л. Е. Шмакова, Т. А. Стальмакова ; отв. ред. Л. А. Богданова. – Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2021. – 106 с.

12. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман ; ред. Н. Б. Крылова, С. А. Ушакин // Новые ценности образования: десять концепций и эссе : сборник статей. – Москва: Инноватор, 1995. – С. 58-63.

13. Галицких Е. О. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы / Е. О. Галицких, О. В. Давлятшина // Педагогический имидж. – 2016. – № 3 (32). – С. 16-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov-v-sovremennyh-usloviyah-razvitiya-shkoly/viewer (дата обращения: 25. 12. 2022).

14. Дружинина А. А. Технология наставничества в подготовке специалистов социальной сферы / А. А. Дружинина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 23, № 174. – С. 15-21. doi: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-15-21.

15. Игнатьева Е. В. Наставничество в современной школе: миф или реальность / Е. В. Игнатьева, Н. Д. Базарнова // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6, № 2. doi: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-1.

16. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века / М. В. Кларин // Экономика и образование. – 2016. – № 5. – С. 92-113.

17. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 08. / И. В. Круглова. – Москва, 2007. – 178 с.

18. Крылова Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого / Н. Б. Крылова // Классный руководитель. – 2000. – № 3. – С. 92-103.

19. Малинин В. А. Интеграция школы и вуза как фактор развития новой образовательной системы / В. А. Малинин, Ф. В. Повшедная // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2014. – № 1-1. – С. 32-35.

20. Махмутов М. И. Педагогика наставничества / М. И. Махмутов [и др.] – Москва: Советская Россия, 1981. – 191 с.

21. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. – Москва: Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с.

22. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-методические материалы : 2-е издание, доп., перераб. / авт.-сост. Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко. – Казань: ИРО РТ, 2020. – 51 с.

23. Повшедная Ф. В. Профессиональная культура и профессиональная компетентность будущего учителя / Ф. В. Повшедная, О. В. Лебедева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2015. – № 2 (34). – С. 148-156.

24. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года № 544н. URL: https://docs.cntd.ru/document/499053710 (дата обращения: 20. 12. 2022).

25. Российская педагогическая энциклопедия : в 2-х т. : Т. 2: М-Я. Москва: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.

26. Сдобняков В. В. Антропологическая перспектива формирования учителя как лидера изменений в университете педагогического профиля / В. В. Сдобняков // Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке : сборник научных трудов VIII Международного форума по педагогическому образованию. – Казань, 2022. – С. 430-436.

27. Сетевой проект подготовки наставников по развитию : практико-ориентированная монография / В. В. Сдобняков [и др.] – Нижний Новгород, 2022. – 64 с.

28. Стандарт наставничества. URL: http://cmrp.ru/projects/view/standart-nastavnicestva (дата обращения: 25. 12. 2022).

29. Субочева О. Н. Наставничество как фактор эффективности организации / О. Н. Субочева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 12. – С. 25-27.

30. Тарасова Н. В. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов: рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / Н. В. Тарасова, И. П. Пастухова, С. Г. Чигрина. – Москва: Перспектива, 2020. – 108 с. URL: https://itdperspectiva.page.link/recschool (дата обращения: 25. 12. 2022).

31. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07 мая 2018 г. № 204. URL: https://docs.cntd.ru/document/557309575 (дата обращения: 20. 12. 2022)

32. Учитель-методист – наставник стажера: книга для учителя / С. Г. Вершловский [и др.] ; под ред. С. Г. Вершловского. – Москва: Просвещение, 1988. – 141 с.

33. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии (предисловие к тому 1) / К. Д. Ушинский // Ушинский К. Д. Собрание сочинений : Т. 8 / К. Д. Ушинский. – Москва; Ленинград: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. – 774 с.

34. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: https://regulations.tusur.ru/storage/138711/%D0%A4%D0%97_%D0%BE%D1%82_29.12.2012_%E2%84%96_273_%D0%A4%D0%97_%D0%9E%D0%B1_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%A4_(%D1%81_%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%BE%D1%82_31.07.2020).pdf?1601004258 (дата обращения: 20. 12. 2022).

35. Челнокова Е. А. Эволюция системы наставничества в педагогической практике / Е. А. Челнокова, З. И. Тюмасева // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6, № 4. – С. 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-sistemy-nastavnichestva-v-pedagogicheskoy-praktike.

36. Шилова О. Н. Современное состояние и проблемы развития института наставничества молодых учителей / О. Н. Шилова, М. Г. Ермолаева, Г. Р. Ахтиева // Человек и образование. – 2018. – № 4 (57). – С. 202-209.


Рецензия

Просмотров: 187


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)