Наставничество как действенная форма становления и развития личности молодого учителя
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-5
Аннотация
Введение. Предлагаемая статья – одна из возможностей показать необходимость возрождения института наставничества (тьюторства) в современных социально-экономических условиях развития системы отечественного образования. Опираясь на исследования ученых, авторы дают характеристику основных категорий исследования «наставничество» и «тьюторство»; переосмысливают различные подходы к пониманию их сущности. Наставничество авторами определяется как действенная форма становления и развития личности молодого учителя.
Материалы и методы. В качестве методов исследования был использован метод анализа и систематизации психолого-педагогических теоретико-экспериментальных и научно-методических исследований отечественных ученых по проблеме наставничества, тьюторства, сопровождения.
Результаты исследования. Представлен историко-педагогический анализ становления и развития института наставничества в дореволюционной России, в советский период развития отечественной системы образования и показаны возможности возрождения наставничества в современной России; определены цели и задачи «Школы наставничества» в условиях региона. Исследование проблемы наставничества и тьюторства заставляет по-новому оценивать их роль и значение в становлении и развитии личности современного учителя-профессионала, наставника, тьютора, который может оказать существенную помощь в самоопределении и адаптации в социум каждого учащегося.
Обсуждение и заключения. В статье представлены результаты деятельности «Школы наставничества», действующей на базе МАОУ «Школа № 187» города Нижнего Новгорода. Особое внимание в деятельности «Школы наставничества» уделялось переосмыслению системы методической работы, повышению исследовательской и методической культуры учителя, разработке и внедрению методического обеспечения обобщения опыта наставничества, что в конечном итоге способствует саморазвитию личности педагога, развитию его педагогического мастерства и карьерному росту.
Ключевые слова
Об авторах
В. А. МалининРоссия
Валерий Анатольевич Малинин, доктор педагогических наук, доцент, советник при ректорате по научно-методической работе с базовыми школами, профессор, директор
кафедра физики, математики и физико-математического образования
Нижний Новгород
Ф. В. Повшедная
Россия
Фаина Викторовна Повшедная, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры
кафедра общей и социальной педагогики
Нижний Новгород
О. В. Лебедева
Россия
Оксана Валерьевна Лебедева, доктор психологических наук, доцент, профессор
кафедра практической психологии
Нижний Новгород
А. В. Пугачев
Россия
Алексей Вадимович Пугачев, магистрант, преподаватель-организатор ОБЖ
Нижний Новгород
Список литературы
1. Абанкина И. В. Образование: устремленность в будущее / И. В. Абанкина // Притяжение образования. Пятые Сабуровские чтения : тезисы докладов. – Москва: Логос, 2015. – С. 188-199.
2. Акенина А. В. Педагогическая поддержка процесса взросления учащихся в отечественных и американских исследованиях второй половины ХХ века: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 01. / А. В. Акенина. – Хабаровск, 2006. – 23 с.
3. Алексеев С. В. Вклад профессора С. Г. Вершловского в развитие идеи наставничества в системе образования / С. В. Алексеев // Человек и образование. – 2021. – № 2 (67). – С. 148-151.
4. Антипин С. Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 01. / С. Г. Антипин. – Нижний Новгород, 2011. – 31 с.
5. Багракова А. А. Наставничество в организации / А. А. Багракова // Управление развитием персонала. – 2008. – № 4. – С. 296–311. URL: https://grebennikon.ru/article-vvgz.html (дата обращения: 25. 12. 2022).
6. Батышев А. С. Управление наставничеством: методические рекомендации / А. С. Батышев. – Москва: ВНМЦ Госпрофобра СССР, 1983. – 45 с.
7. Бачин Д. А. Наставничество как метод обучения и развития персонала / Д. А. Бачин // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 4. – Ч. 1. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/32311 (дата обращения: 25. 12. 2022).
8. Блинов В. И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4-18.
9. Бондаренко Н. Ю. Пять главных приемов наставничества. Как обучать и мотивировать взрослых людей / Н. Ю. Бондаренко // Управление корпоративной культурой. – 2009. – № 4. – С. 282-289.
10. Вершловский С. Г. Организация учебы наставников в трудовом коллективе / С. Г. Вершловский, А. И. Ходаков. – Москва: Профиздат, 1987. – 174 с. (Библиотечка наставника).
11. Волчек В. А. Реализация целевой модели наставничества образовательными организациями Кузбасса: методическое пособие / В. А. Волчек, Л. Е. Шмакова, Т. А. Стальмакова ; отв. ред. Л. А. Богданова. – Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2021. – 106 с.
12. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман ; ред. Н. Б. Крылова, С. А. Ушакин // Новые ценности образования: десять концепций и эссе : сборник статей. – Москва: Инноватор, 1995. – С. 58-63.
13. Галицких Е. О. Научно-методическое сопровождение педагогов в современных условиях развития школы / Е. О. Галицких, О. В. Давлятшина // Педагогический имидж. – 2016. – № 3 (32). – С. 16-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-pedagogov-v-sovremennyh-usloviyah-razvitiya-shkoly/viewer (дата обращения: 25. 12. 2022).
14. Дружинина А. А. Технология наставничества в подготовке специалистов социальной сферы / А. А. Дружинина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 23, № 174. – С. 15-21. doi: 10.20310/1810-0201-2018-23-174-15-21.
15. Игнатьева Е. В. Наставничество в современной школе: миф или реальность / Е. В. Игнатьева, Н. Д. Базарнова // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6, № 2. doi: 10.26795/2307-1281-2018-6-2-1.
16. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века / М. В. Кларин // Экономика и образование. – 2016. – № 5. – С. 92-113.
17. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 08. / И. В. Круглова. – Москва, 2007. – 178 с.
18. Крылова Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого / Н. Б. Крылова // Классный руководитель. – 2000. – № 3. – С. 92-103.
19. Малинин В. А. Интеграция школы и вуза как фактор развития новой образовательной системы / В. А. Малинин, Ф. В. Повшедная // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2014. – № 1-1. – С. 32-35.
20. Махмутов М. И. Педагогика наставничества / М. И. Махмутов [и др.] – Москва: Советская Россия, 1981. – 191 с.
21. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. – Москва: Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с.
22. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-методические материалы : 2-е издание, доп., перераб. / авт.-сост. Л. Н. Нугуманова, Т. В. Яковенко. – Казань: ИРО РТ, 2020. – 51 с.
23. Повшедная Ф. В. Профессиональная культура и профессиональная компетентность будущего учителя / Ф. В. Повшедная, О. В. Лебедева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2015. – № 2 (34). – С. 148-156.
24. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года № 544н. URL: https://docs.cntd.ru/document/499053710 (дата обращения: 20. 12. 2022).
25. Российская педагогическая энциклопедия : в 2-х т. : Т. 2: М-Я. Москва: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1999.
26. Сдобняков В. В. Антропологическая перспектива формирования учителя как лидера изменений в университете педагогического профиля / В. В. Сдобняков // Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке : сборник научных трудов VIII Международного форума по педагогическому образованию. – Казань, 2022. – С. 430-436.
27. Сетевой проект подготовки наставников по развитию : практико-ориентированная монография / В. В. Сдобняков [и др.] – Нижний Новгород, 2022. – 64 с.
28. Стандарт наставничества. URL: http://cmrp.ru/projects/view/standart-nastavnicestva (дата обращения: 25. 12. 2022).
29. Субочева О. Н. Наставничество как фактор эффективности организации / О. Н. Субочева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 12. – С. 25-27.
30. Тарасова Н. В. Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов: рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / Н. В. Тарасова, И. П. Пастухова, С. Г. Чигрина. – Москва: Перспектива, 2020. – 108 с. URL: https://itdperspectiva.page.link/recschool (дата обращения: 25. 12. 2022).
31. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07 мая 2018 г. № 204. URL: https://docs.cntd.ru/document/557309575 (дата обращения: 20. 12. 2022)
32. Учитель-методист – наставник стажера: книга для учителя / С. Г. Вершловский [и др.] ; под ред. С. Г. Вершловского. – Москва: Просвещение, 1988. – 141 с.
33. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии (предисловие к тому 1) / К. Д. Ушинский // Ушинский К. Д. Собрание сочинений : Т. 8 / К. Д. Ушинский. – Москва; Ленинград: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1950. – 774 с.
34. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: https://regulations.tusur.ru/storage/138711/%D0%A4%D0%97_%D0%BE%D1%82_29.12.2012_%E2%84%96_273_%D0%A4%D0%97_%D0%9E%D0%B1_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%A0%D0%A4_(%D1%81_%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%BE%D1%82_31.07.2020).pdf?1601004258 (дата обращения: 20. 12. 2022).
35. Челнокова Е. А. Эволюция системы наставничества в педагогической практике / Е. А. Челнокова, З. И. Тюмасева // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6, № 4. – С. 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-sistemy-nastavnichestva-v-pedagogicheskoy-praktike.
36. Шилова О. Н. Современное состояние и проблемы развития института наставничества молодых учителей / О. Н. Шилова, М. Г. Ермолаева, Г. Р. Ахтиева // Человек и образование. – 2018. – № 4 (57). – С. 202-209.