Иноязычная информационная деятельность студента технического вуза
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-4
Аннотация
Введение. Подготовка будущих инженеров к профессиональной деятельности является актуальной задачей в современном российском обществе. Изменения, происходящие в глобальном пространстве, требуют усилить акцент на необходимость продуктивного информационного взаимодействия в рамках профессиональной деятельности специалистов технического профиля. Ставится проблема готовности и способности обучающихся технического вуза использовать иностранный язык как средство работы с профессионально ориентированной информацией.
Цели данной статьи состоят в выявлении особенностей владения специалистами технического профиля навыками и умениями работы с профессионально ориентированной информацией на иностранном языке и поиске путей повышения качества осуществления информационной деятельности на иностранном языке.
Материалы и методы. Проведен обзор литературных источников по проблематике исследования. В ходе исследования использовались методы теоретического анализа научной литературы, обобщения и систематизации, педагогического наблюдения и моделирования.
Результаты исследования. Раскрыты основные задачи профессиональной подготовки специалистов технического профиля в сфере электроэнергетики и электротехники. Обоснована важность взаимной интеграции профессионально ориентированных знаний, владения иностранным языком и совокупности умений осуществления информационных действий поиска, обработки, фиксации, передачи информации. Конкретизирована категория «иноязычная информационная деятельность». Кроме того, раскрыта структура данного вида деятельности обучающегося технического вуза. Описан практический опыт по формированию умений работы с иноязычной профессионально ориентированной информацией на основе авторского учебного пособия. Приведены результаты исследования качества овладения иноязычной информационной деятельностью обучающихся технического вуза.
Обсуждение и заключения. Включение обучающихся технического вуза в иноязычную информационную деятельность является одним из способов совершенствования их профессиональной подготовки. Обсуждается важность формирования и совершенствования умений информационной деятельности на иностранном языке у обучающихся технического вуза во время обучения в магистратуре и аспирантуре. Ставится вопрос о возможности исследования данных процессов в мультилингвальных профессиональных средах.
Об авторах
Е. Н. КаракозоваРоссия
Екатерина Николаевна Каракозова, соискатель, старший преподаватель
кафедра теории и практики иностранных языков и лингводидактики
кафедра «Иностранные языки»
Нижний Новгород
А. Н. Шамов
Россия
Александр Николаевич Шамов, доктор педагогических наук, профессор
кафедра теории и практики иностранных языков и лингводидактики
Нижний Новгород
Список литературы
1. Баранова Е. Н. Что лежит в основе преподавания иностранных языков в профессиональной сфере: изменение целей, задач и методов обучения / Е. Н. Баранова [и др.] // Инновационные технологии в образовательной деятельности: материалы Всероссийской научно-методической конференции, Нижний Новгород, 01 февраля 2018 года. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, 2018. – С. 245-247.
2. Гаврилова О. В. Современные проблемы обучения бакалавров иностранным языкам в неязыковом вузе / О. В. Гаврилова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2014. – № 2 (163). – С. 40-43.
3. Галиханов М. Ф. Основные тренды инженерного образования: пять лет Международной сетевой конференции «Синергия» / М. Ф. Галиханов, С. В. Барабанова, А. А. Кайбияйнен // Высшее образование в России. – 2021. – № 1. – С. 101-114.
4. Груздева М. Л. Современные концепции формирования информационной культуры: сравнительный анализ / М. Л. Груздева, Н. И. Туленова // Вестник Мининского университета. – 2015. – № 4. – С. 12.
5. Клименко Е. В. Информационные компетенции как компонент иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности (ИПКК) будущих инженеров / Е. В. Клименко, А. С. Волхонская // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74-3. – С. 138-140.
6. Королев А. С. "Case-study" метод и его применение в подготовке инженеров-электроэнергетиков в России / А. С. Королев, Ю. А. Куликов // Электроэнергия. Передача и распределение. – 2018. – № 2. – С. 140-145.
7. Корсакова Е. В. Формирование иноязычной информационной компетенции при обучении иностранному языку на языковых курсах: на материале японского языка, допороговый уровень: дис. … канд. пед. наук / Е. В. Корсакова. – Санкт-Петербург, 2008. – 284 с.
8. Леушина И. В. Иностранный язык и практическая подготовка студентов и аспирантов неязыкового вуза / И. В. Леушина, И. О. Леушин // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2022. – № 3 (59). – С. 66-75. doi: 10.36906/2311-4444/22-3/06.
9. Леушина И.В. Формирование поликомпетентного выпускника с учетом принимаемых профессиональных стандартов / И. В. Леушина, И. О. Леушин // Инновационные технологии в образовательной деятельности: материалы Всероссийской научно-методической конференции, Нижний Новгород, 01 февраля 2018 года. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р .Е. Алексеева, 2018. – С. 21-26.
10. Мартынов В. Г. Ответственность – ключевая компетенция инженера ХХI века / В. Г. Мартынов, В. С. Шейнбаум // Высшее образование в России. – 2022. – № 2. – С. 107-118.
11. Минеева О. А. Психолого-педагогические условия повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка / О. А. Минеева, О. В. Еремеева // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 3 (16). – С. 3-16.
12. Печинская Л. И. Формирование иноязычной информационной компетенции в рамках курса иностранного языка в неязыковом вузе / Л. И. Печинская // Общество. Коммуникация. Образование. – 2010. – № 111. – С. 84-88.
13. Прохорова А. А. Многомерные компоненты в структуре мультилингвальной компетенции будущих инженеров / А. А. Прохорова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – Т. 24, № 2. – С. 127-131.
14. Роберт И. В. Развитие понятийного аппарата педагогической науки в связи с цифровой трансформацией образования / И. В. Роберт // Проблемы развития дидактики в условиях цифровой трансформации образования. – Москва, 2022. – С. 87-97.
15. Роберт И. В. Характеристики информационно образовательной среды и информационно-образовательного пространства / И. В. Роберт // Мир психологии. – 2019. – № 2 (98). – С. 110-120.
16. Роганина Е. А. Информационно-поисковая деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки / Е. А. Роганина // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2012. – № 1 (9). – С. 110-118.
17. Рудской А. И. Концепция ФГОС ВО четвёртого поколения для инженерной области образования в контексте выполнения поручений Президента России / А. И. Рудской, А. И. Боровков, П. И. Романов // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30, № 4. – С. 73-85. doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-73-85.
18. Статкевич Е. А. Становление и развитие профессиональной компетентности будущих инженеров при обучении иностранному языку / Е. А. Статкевич, Ю. Ф. Степанова, И. Ю. Лавриненко // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2021. – № 10 (2). – С. 39-46. doi: 10.24412/2225-8264-2021-2-39-46.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования – бакалавриат. Направление подготовки 13. 03. 02. Электроэнергетика и электротехника, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2018 г. № 144. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/130302_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 29. 09. 2022).
20. Фирсова С. П. Глобальный инженер: формирование коммуникативных компетенций у студентов технических вузов / С. П. Фирсова, Ф. З. Гарифуллина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-1. – С. 281-284.
21. Флёров О. В. Иноязычная информационная компетенция в образовательном пространстве цифрового века: структурно-содержательный и методический анализ / О. В. Флеров // Образовательные ресурсы и технологии. – 2018. – № 2 (23). – С. 49-59.
22. Фоминых Н. Ю. К вопросу об экологии информационной образовательной среды / Н. Ю. Фоминых, С. К. Ксембаева, Ш. М. Майгельдиева // Инновационные технологии в образовательной деятельности: материалы Всероссийской научно методической конференции, Нижний Новгород, 02 февраля 2021 года. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, 2021. – С. 229-232.
23. Шамов А. Н. Отбор учебных технологий и их интеграция в образовательный процесс при изучении иностранного языка / А. Н. Шамов, С. В. Чернышов // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2022. – Т. 1, № 2 (83). – C. 58-74. DOI: 10.24412/2224-0772-2022-83-58-74.
24. ABET Criteria for Accreditation. Available at: https://www.abet.org/accreditation/accreditation-criteria/criteria-for-accrediting-engineering-programs-2022-2023/ (accessed: 26. 09. 2022).
25. De Wit H., Altbach P. G. Internationalization in higher education: global trends and recommendations for its future // Policy Reviews in Higher Education. 2021. Vol. 5, no. 1. Pp. 28-46. doi: 10.1080/23322969.2020.1820898.
26. Guàrdia L. et al. IDEAS for transforming higher education: an overview of ongoing trends and challenges // International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2021. Vol. 22, no. 2. Pp. 166-184.
27. Jelonek D., Nitkiewicz T., Koomsap P. Soft skills of engineers in view of industry 4.0 challenges // Conference Quality Production Improvement. 2020. Vol. 2, no. 1. Pp. 107-116.
28. Krylov E., Khalyapina L., Nordmann A. Teaching English as a language for mechanical engineering // Technology and Language. 2021. Vol. 2, no. 4. Pp. 126-143.
29. Lukoyanova M. et al. Linguistic and information competence of foreign MA students studying Russian as a foreign language: structure and content // INTED2021 Proceedings. IATED, 2021. Pp. 3417-3423. doi: 10.21125/inted.2021.0711.
30. Matthews K. E., Garratt C., Macdonald D. The higher education landscape: Trends and implication. Discussion Paper. Brisbane: The University of Queensland, 2018. Available at: https://www.mariancollege.org/miitle/assets/downloads/mitle/resources/Discussion-paper-Higher-Education-Landscape_%20Trends-and-Implications.pdf (accessed: 26. 09. 2022).
31. Penprase B. E. The fourth industrial revolution and higher education // Higher education in the era of the fourth industrial revolution. 2018. Vol. 10. Pp. 978-981.
32. Plakhotniuk G. et al. Formation of Future Specialists’ Information Competence // Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala. 2021. Vol. 13, no. 2. Pp. 57-77.
33. Qamar S. Z., Pervez T., Al-Kindi M. Engineering education: Challenges, opportunities, and future trends // Proceedings of the 16<sup>th</sup> IEOM Global Engineering Education: First GCC International Conference on Industrial Engineering and Operations Management (IEOM-2019). Riyadh, Saudi Arabia, 2019. Pp. 26-28.
34. Rus D. Creative methodologies in teaching English for engineering students // Procedia Manufacturing. 2020. Vol. 46. Pp. 337-343.