Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Педагогический дизайн как системообразующая категория: подходы и определения

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-3

Аннотация

   Введение. Статья посвящена сущности понятия «педагогический дизайн». В ходе исследования были проанализированы научные источники, опыт и выступления разработчиков образовательного контента с целью уточнения толкования термина «педагогический дизайн». Авторы определяют содержание понятия и его структуру, различия в профессиональных особенностях специалистов (педагогического дизайнера, методиста и методолога), реализующих основы педагогического дизайна, выделяют этапы и инструментарий для создания дистанционных курсов с использованием подходов педагогического дизайна.
   Материалы и методы. В процессе исследования был проведен анализ научной литературы, посвященной педагогическому дизайну. Систематизирован и обобщен практический опыт применения основ педагогического дизайна для создания образовательного контента.
   Результаты исследования. Определены подходы к пониманию термина «педагогический дизайн», особенности взаимодействия специалистов, занимающихся разработкой образовательного контента в условиях цифрового обучения. Выявлены три основных модели обучения и особенности, которые необходимо учитывать при создании дистанционных курсов. Также были определены этапы создания образовательного контента. Описаны инструменты для создания дистанционных курсов, используя основы педагогического дизайна на каждом из этапов разработки. Представлен пример разработанного дистанционного курса с описанием конкретных инструментов. Сформулированы рекомендации для организации обучения.
   Обсуждение и заключения. Проведенное исследование позволило выявить сущностные характеристики и особенности педагогического дизайна, определить сущность понятия «педагогического дизайн» как системообразующей педагогической категории и разработать этапы процесса конструирования образовательного контента с учетом основ педагогического дизайна и разного формата взаимодействия при реализации учебных программ.

Об авторах

М. Е. Вайндорф-Сысоева
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Россия

Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева,  доктор педагогических наук, доцент, профессор

кафедра технологии и профессионального обучения

Москва



Е. О. Воробчикова
ГБОУ ДПО Центр «Профессионал»
Россия

Елизавета Олеговна Воробчикова, начальник отдела

отдел дистанционного обучения

Москва



Список литературы

1. Абызова Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории / Е. В. Абызова // Вестник Вятского государственного университета. – 2010. – Т. 3, № 3. – С. 12-16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-dizayn-ponyatie-predmet-osnovnye-kategorii (дата обращения: 12. 08. 2023).

2. Асанов С. А. Педагогический дизайн и педагогическое проектирование как эффективные технологии организации образовательного процесса в вузе / С. А. Асанов, Г. В. Акименко // Дневник науки. – 2020. – № 8 (44). – С. 8-15.

3. Вайндорф-Сысоева М. Е. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения / М. Е. Вайндорф-Сысоева, М. Л. Субочева. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Диона», 2020. 244 с. ISBN 978-5-6044243-0-8.

4. Воронина Д. В. Педагогический дизайн как средство развития учебной мотивации студентов дистанционной формы обучения / Д. В. Воронина // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-dizayn-kak-sredstvo-razvitiya-uchebnoy-motivatsii-studentov-distantsionnoy-formy-obucheniya (дата обращения: 16. 05. 2022).

5. Купцова И. А. Методолог – методист – педагогический дизайнер / И. А. Купцова [и др.] URL: https://vk.com/video-207964257_456239078 (дата обращения: 15. 07. 2022).

6. Смыслова С. Проектирование образовательного опыта / С. Смыслова. – Москва, 2022. – 320 с.

7. Токарева А. В. Педагогический дизайн и пути его развития / А. В. Токарева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 4. – С. 78-83.

8. Уваров А. Ю. Педагогический дизайн / А. Ю. Уваров // Информатика. – 2003. – № 3. – C. 1-32.

9. Andreea E. Instructional design in education // International E-Journal of Advances in Education. 2022. Vol. VIII, no. 24. Pp. 219-224. Available at: http://ijaedu.ocerintjournals.org/en/download/article-file/2770833 (accessed: 12. 02. 2023).

10. Benjamin H., Clemson H., Hansen D. A pedagogical model for effective online teacher professional development—findings from the Teacher Academy initiative of the European Commission // European Journal of Education. 2022. Vol. 57, no. 1. Pp. 1-18. doi: 10.1111/ejed.12486.

11. Briggs L. J. Instructional design: Principles and applications. Educational Technology Publications, 1977. 532 p.

12. Cukurbasi B. and Kiyici M. Instructional design and instructional effectiveness in virtual classrooms: Research trends and challenges // Australasian Journal of Educational Technology. 2021. Vol. 37, no. 6. Pp. 156-174. doi: 10.14742/ajet.6882.

13. Frerejean J., Kirschner J. J., Roex P. A., Aertgeerts A. [et al.] Designing instruction for complex learning: 4C/ID in higher education // European Journal of Education. 2019. Vol. 54 (4). Pp. 513-524. doi: 10.1111/ejed.12363.

14. Fries L. S., Givvin J. Y., Stigler J. Practicing connections: A framework to guide instructional design for developing understanding in complex domains // Educational Psychology Review. 2021. Vol. 33. Pp. 739-662. doi: 10.1007/s10648-020-09561-x.

15. Gagne R. M., Briggs L. J., Wager W. W. Principles of instructional design. Harcourt Brace College, 1992. 392 p.

16. Kukulska-Hulme A., Beirne E., Conole G., Costello E. [et al.] Innovating Pedagogy 2020: Open University Innovation Report 8. Milton Keynes: The Open University, 2020. 49 p. doi: 10.13140/RG.2.2.26971.72480.

17. Leary H., Greenhalgh S. P., Staudt Willet K. B., Cho M. H. Theories to Influence the Future of Learning Design and Technology. EdTech Books, 2022. Available at: https://edtechbooks.org/theory_comp_2021 (accessed: 12. 02. 2023).

18. Luchs C. Instructional Design: A Workforce Perspective for 2023 // TechTrends. 2023. Vol. 67. Pp. 4-6. doi: 10.1007/s11528-022-00818-6.

19. Mallillin L. L. D. Different Domains in Learning and the Academic Performance of the Students // Journal of Educational System. 2020. Vol. 4, no. 1. Pp. 1-11. Available at: https://www.sryahwapublications.com/journal-of-educational-system/pdf/v4-i1/1.pdf (accessed: 15. 02. 2023).

20. Mallillin L. L., Mallillin D., Mallillin J. [et al.] Instructional design for effective classroom Pedagogy of teaching // Journal of Educational Research. 2023. Vol. 1, no. 2. Pp. 41-52. doi: 10.56773/ejer.v1i2.6.

21. Martin F., Ritzhaupt A. D. Standards and competencies for instructional design and technology professionals // McDonald J. K., Richard E. West Design for Learning. EdTech Books, 2020. Pp. 1-9. Available at: https://www.researchgate.net/publication/342815014_Standards_and_Competencies_for_Instructional_Design_and_Technology_Professionals (accessed: 11. 05. 2022).

22. Merrill M. D., Drake L., Lacy M. J. [et al.] Reclaiming instructional design // Educational Technology. 1966. Vol. 36 (5). Pp. 5-7.

23. Miller C. L., Grooms J. Adapting the Kolb Model for authentic instructional design projects: The 4C Framework. Scholarship of Teaching and Learning. 2018. Available at: https://digitalcommons.humboldt.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1000&context=sotl_ip (accessed: 15. 02. 2023).

24. Miroshnikov G. Applying design frameworks for a new perspective on digital learning. 2021. Available at: https://teaching.london.edu/exchange/applying-design-frameworks-digital-learning/ (accessed: 10. 07. 2022).

25. Molenda M. Origins and Evolution of Instructional Systems Design. Chapter 3 // Kenneth H. Silber (ed.) Handbook of Improving Performance in the Workplace: Instructional Design and Training Delivery, Volume 1. CPT,, Wellesley R. Foshay Ph.D., CPT, 2009. Pp. 53-92. doi: 10.1002/9780470587089.ch3.

26. Müller A., Tan C., Goh Ch. [et al.] The Design of a MOOC on Health Behaviors: A Practical Blueprint for the Instructional Design of MOOCs. 2023. doi: 10.21203/rs.3.rs-2632894/v1.

27. Power R. Everyday Instructional Design: A Practical Resource for Educators and Instructional Designers. Power Learning Solutions, 2023. 284 p. Available at: https://www.researchgate.net/publication/367238731_Everyday_Instructional_Design_A_Practical_Resource_for_Educators_and_Instructional_Designers (accessed: 15. 02. 2023).

28. Rasmitadila R., Widyasari W., Prasetyo T. [et al.] General Teachers’ Experience of The Brain’s Natural Learning Systems-Based Instructional Approach in Inclusive Classroom // International Journal of Instruction. 2021. Vol. 14, no. 3. Pp. 95-116. doi: 10.29333/iji.2021.1436a.

29. Srikongchan W., Kaewkuekool S., Mejaleurn S. Backward Instructional Design based Learning Activities to Developing Students’ Creative Thinking with Lateral Thinking // Technique International Journal of Instruction. 2021. Vol. 14, no. 2. Pp. 233-252. doi: 10.29333/iji.2021.14214a.

30. Stanford M., DeCicco T., Cox H. [et al.] Instructional design for transfer students // New Directions for Teaching and Learning. 2022. Vol. 171. Pp. 47-56. doi: 10.1002/tl.20516.

31. Zhang J., Chen Z., Ma J., Liu Z. Investigating the Influencing Factors of Teachers’ Information and Communications Technology-Integrated Teaching Behaviors toward ‘Learner-Centered’ Reform Using Structural Equation Modeling // Sustainability. 2021. Vol. 13, no. 22. P. 12614. doi: 10.3390/su132212614.


Рецензия

Просмотров: 976


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)