Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Самоопределение человека в высшем образовании: возможности антропологического и технологического решения проблемы

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-2

Аннотация

   Введение. Представлен философско-антропологический ракурс исследования специфики самоопределения человека в образовании с целью аргументировать возможность диалога философии и педагогики в решении этой проблемы.
   Материалы и методы. В качестве методологии исследования педагогической проблемы самоопределения как специфической человеческой практики предлагается философское понятие человека в его способностях к рефлексии и трансцендированию. Исследование идей ведущих философских антропологов (Г. Зиммель, М. Шелер, З. Бауман, М. Фуко, В. Подорога, Л. Тульчинский, Ф. Гиренок и др.) дает возможность задействовать богатый теоретический материал: 1) об отличии рефлексирующего интеллекта, не позволяющего определить человека в логике и оставляющего ему вариант быть определенным лишь в онтологии; 2) об образовании как способе бытия человека, дающего ему постоянную незавершенность и бесконечное стремление к самоопределению. Метод сравнительного анализа используется для поиска отличий между понятиями человека и его самоопределения в классической (метафизической) философии и в современной философской неклассике, испытавшей деконструкцию метафизики. Метод понятийного анализа помог представить ключевые понятия темы: человек, образование, самоопределение.
   Результаты исследования и их обсуждение. Обоснование образования и самоопределения в качестве способа человеческого бытия приводит к выводам: о специфических характеристиках человека – его рефлексивном интеллекте и трансцендирующем существовании; о его постоянном пребывании в состоянии образования себя и поисках своей сущности как предела, на котором можно было бы остановиться и самоопределиться; о социальном институте образования, который исторически складывается в качестве помощи человеку в его образовательном способе бытия, чтобы сообщить ему путем педагогико-методической и образовательно-технологической деятельности об инструменте, помогающем в его жизненном пути, – об образовательном знании. Представленный философский материал может способствовать практическому решению педагогической проблемы самоопределения. Философская методология дает возможность и необходимость аналитического анализа уже имеющихся педагогических практик, ориентированных на решение таких вопросов, как формирование субъекта и субъектной позиции в образовании, осмысление идей идентичности и идентификации обучающегося, реидентичности и реопределения как процессов, актуализированных в условиях современной динамичной реальности.
   Заключения. Делается вывод о необходимости сотрудничества философии и педагогики, что в связи со сложным характером современной социальной реальности является актуальным. Известные характеристики современности: «ризоматичность» (Ж. Делез), смещение центра и периферии (Ж. Деррида), «текучесть» (З. Бауман) – дают основание для обдумывания таких педагогических приемов, которые бы исходили из современного понимания проблемы человека и его самоопределения. Особого внимания требует вопрос о соотношении внешнего воздействия (т. е. используемых педагогических приемов) на человека в его самоопределении и фильтрующей роли его внутреннего мира, допускающего одни влияющие факторы и сопротивляющегося другим.

Об авторе

Г. И. Петрова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Галина Ивановна Петрова, доктор философских наук, профессор

Томск

Researcher ID: O-5764-2014



Список литературы

1. Фуко М. Герменевтика субъекта / М. Фуко ; пер. с фр. А. Г. Погоняйло. – Москва: Наука, 2007. – 680 с.

2. Батлер Дж. Психика власти / Дж. Батлер. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2020. – 160 с.

3. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества : пер. с англ. / З. Бауман. – Москва: Весь Мир, 2004. – 188 с. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/bauman-globalizaciya-8l.pdf (дата обращения: 25. 07. 2022).

4. Свасьян К. А. Prooemium / К. А. Свасьян // Вопросы философии. – 2010. – № 2. – С. 3-13.

5. Труфанова Е. О. Человек в лабиринте идентичностей / Е. О. Труфанова // Вопросы философии. – 2010. – № 2. – С. 13-22.

6. Бауман З. Текучая модерность: взгляд из 2011 года : лекция / З. Бауман. URL: http://polit.ru/article/2011/05/06/bauman/ (дата обращения: 21. 06. 2022).

7. Бауман З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. – Москва: Логос, 2005. – 390 с. URL: https://socioline.ru/files/5/39/bauman_zigmunt_-_individualizirovannoe_obshchestvo-2005.pdf (дата обращения: 25. 07. 2022).

8. Рикер П. Я-сам как другой / П. Рикер. – Москва: Издательство гуманитарной литературы, 2008. – 416 с. URL: http://www.odinblago.ru/ya_sam_drugoi/ (дата обращения: 25. 07. 2022).

9. Рикер П. Повествовательная идентичность / П. Рикер // Герменевтика. Этика. Политика. – Mосква: AO “КАМИ”, Изд. центр «Academia», 1995. – 160 с.

10. Мамардашвили М. К. Возможный человек / М. К. Мамардашвили. – Москва: Рипол Классик, 2019. – 495 с.

11. Трубина Е. Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности / Е. Г. Трубина. – Екатеринбург: УрО РАН, 1995. – 151 с.

12. Тульчинский Г. Л. Феноменология имиджа и метафизика идентичности / Г. Л. Тульчинский // Символы, образы, стереотипы: исторический и экзистенциальный опыт. – Санкт-Петербург: Эйдос, 2000. – 365 c. URL: http://hpsy.ru/public/x3128.htm (дата обращения: 25. 07. 2022).

13. Морозова О. О. Человеческая телесность как экзистенциал: социально-философский анализ: автореф. дис. … д-ра философ. наук / О. О. Морозова. – Казань, 2017. – 24 с. URL: https://www.dissercat.com/content/chelovecheskaya-telesnost-kak-ekzistentsial-sotsialno-filosofskii-analiz (дата обращения: 03. 07. 2022).

14. Гусаковский М. А. Современный дискурс воспитания в университете: смена правил игры / М. А. Гусаковский // Образовательные технологии. – 2017. – № 2. – С. 30-42. URL: https://www.iedtech.ru/files/journal/2017/2/4_2-2017.pdf (дата обращения: 25. 07. 2022).

15. Шелер М. Положение человека в космосе / М. Шелер ; пер. А. Филиппова ; сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова // Проблема человека в западной философии: переводы. – Москва: Прогресс, 1988. – 552 с. URL: http://anthropology.ru/ru/text/sheler-m/polozhenie-cheloveka-v-kosmose (дата обращения: 25. 07. 2022).

16. Малинкин А. Концепция феноменологии Макса Шелера. Шелер vs Гуссерль / А. Малинкин. – Москва: ООО «Русская школа», 2019. URL: https://www.litres.ru/a-n-malinkin/koncepciya-fenomenologii-maksa-shelera-sheler-vs-gusserl/chitat-onlayn/ (дата обращения: 25. 07. 2022).

17. Зиммель Г. Созерцание жизни. Четыре метафизических главы. Гл. I: Трансценденция жизни / Г. Зиммель // Зиммель Г. Избранное. Т. II: Созерцание жизни / Г. Зиммель. – Москва: Юрист, 1996.

18. Шелер М. Формы знания и образование / М. Шелер ; под ред. А. В. Денежкина // Избранные произведения. Москва: Гнозис, 1994. – С. 15-56.

19. Платон. Тимей / Платон // Платон. Собрание сочинений : в 4 т. / Платон. – Москва, 1994. – Т. 3, 72а-в.

20. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен ; отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. – Москва: Школа-Пресс. 1995. – 448 с. URL: https://textarchive.ru/c-1655102-pall.html (дата обращения: 26. 07. 2022).


Рецензия

Просмотров: 417


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)