Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-1
Аннотация
Введение. В статье исследуется проблема формирования коммуникативной компетенции у студентов, изучающих русский язык как иностранный, в процессе освоения ими дисциплин модуля «Здоровьесберегающий» с использованием аутентичных материалов. Современная профессиональная подготовка будущих педагогов нацелена на формирование готовности к оздоровительной деятельности, что нашло отражение в «Ядре высшего педагогического образования». В этой связи актуально использование аутентичных материалов здоровьесберегающего характера.
Цель статьи состоит в необходимости обосновать идею формирования коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности.
Полученный опыт может быть использован будущими учителями в своей профессиональной деятельности.
Материалы и методы. Основными методами проведенного исследования являлись теоретико-методологический анализ, метод диагностического анализа, включающий педагогическое наблюдение; анкетирование; устный опрос, беседу, что позволило изучить проблему формирования коммуникативной компетенции у студентов, изучающих русский язык как иностранный.
Результаты исследования. Тестирование иностранных студентов, изучающих русский язык как иностранный, позволило сделать вывод о недостаточной сформированности у них коммуникативной компетенции. В качестве одного из ресурсов достижения поставленной цели была создана специальная программа, предполагающая использование аутентичных материалов для самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплин модуля «Здоровьесберегающий». Разработаны критерии и показатели эффективности формирования коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности. Выявлены тенденции позитивной динамики сформированности у обучающихся знаний о здоровье, самосохранительном поведении и коммуникативной компетенции в целом. Представлены этапы (адаптационный, интеграционный, рефлексивно-творческий) формирования коммуникативной компетенции у обучающихся средствами аутентичных материалов здоровьесберегающей направленности.
Обсуждение и заключения. В ходе проведенного исследования доказана актуальность проблемы формирования коммуникативной компетенции у студентов, изучающих русский язык как иностранный, которая определяется объективными причинами. Созданная специальная программа предполагает использование аутентичных материалов для самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплин модуля «Здоровьесберегающий» и способствует повышению коммуникативной компетенции у них. Доказана эффективность средств педагогического сопровождения, использованных в процессе формирования коммуникативной компетенции у обучающихся.
Об авторах
З. И. ТюмасеваРоссия
Зоя Ивановна Тюмасева, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой
кафедра безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин
Челябинск
И. Л. Орехова
Россия
Ирина Леонидовна Орехова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин
Челябинск
Д. В. Натарова
Россия
Дарья Вячеславовна Натарова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры
кафедра безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин
Челябинск
Список литературы
1. Абаскалова Н. П. Формирование компетенций в области здоровьесбережения в профессиональном образовании Н. П. Абасвкалова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – Т. 37, № 3. – С. 489-495.
2. Андросова М. И. Здоровый образ жизни в понимании студентов вуза / М. И. Андросова, С. Ф. Петрова, С. Н. Иванова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70 (4). – С. 15-17.
3. Андрющенко Ю. В. Отношение студентов вуза к формированию здорового образа жизни / Ю. В. Андрющенко [и др.] // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 6. – С. 51-55.
4. Аристова И. В. Проблема формирования здоровьесберегающей позиции студентов в вузе / И. В. Аристова, Э. П. Комарова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2020. – № 1. – С. 75-95.
5. Ахмадуллина Х. М. Из опыта внедрения программы здоровьесбережения в вузе / Х. М. Ахмадуллина [и др.] // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 82-2. – С. 6-8.
6. Ахметвалиева М. Г. Направления развития культуры здоровьесбережения у студентов в системе личной безопасности / М. Г. Ахметвалиева, М. А. Коняева // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 4-8 (73). – С. 4-8.
7. Бароненко Е. А. Формирование коммуникативной компетенции как фактор успешной подготовки бакалавров педагогического образования к социальному взаимодействию / Е. А. Бароненко, Ю. А. Райсвих, И. А. Скоробренко // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 9-й Всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. – Ульяновск, 2021. – С. 339-344.
8. Белова Л. А. Моделирование аутентичных ситуаций при формировании коммуникативной компетенции на занятиях иностранного языка / Л. А. Белова, А. В. Слабышева, Н. Б. Камалова // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2018. – Т. 10. – № 1 (39). – С. 107-115.
9. Быстрай Е. Б. Формирование интереса к изучению иностранных языков в процессе использования аутентичных аудиоматериалов / Е. Б. Быстрай [и др.] // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 1 (43). – С. 242-257.
10. Гальскова Н. Д. Современное лингвообразование в социокультурном и аксиологическом измерениях / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 8. – С. 4-10.
11. Гареева И. А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи как социальная ценность и реальная практика (по материалам социологического исследования) / И. А. Гареева, А. В. Конобейская // Власть и управление на Востоке России. – 2020. – № 4 (93). – С. 178-190.
12. Глазунова С. И. Отношение студентов к формированию культуры здоровья / С. И. Глазунова, М. В. Борисова, А. Ю. Мусохранов // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 6. – С. 36-40.
13. Годжуров Э. С. Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве вуза / Э. С. Годжуров // Социально-гуманитарные науки: современные парадигмы и исследования : сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 27 мая 2021 г.). – Белгород: Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. – С. 112-115.
14. Гриднева Н. А. Использование аутентичных материалов в обучении иностранному языку на уровне А1 / Н. А. Гриднева // Самарский государственный технический университет. – 2017. – Т. 6, № 4. – С. 210-214.
15. Ермолова Т. В. Использование аутентичных материалов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе / Т. В. Ермолова // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 6. – С. 51-56.
16. Исабекова С. С. Грамотность в вопросах здоровья среди студентов (обзор литературы) / С. С. Исабекова, А. М. Арингазина // Вестник Казахского национального медицинского университета. – 2021. – № 1. – С. 317-322.
17. Конеева Е. В. Образовательные организации России: опыт создания здоровьесберегающей среды / Е. В. Конеева [и др.] // Социальная педагогика в России. – 2021. – № 2. – С. 54-58.
18. Макаричев Ф. В. Обучающий, развивающий и воспитательный потенциал использования аутентичного художественного фильма в процессе обучения иностранному языку / Ф. В. Макаричев // Педагогика и просвещение. – 2021. – № 4. – С. 69-79.
19. Мильруд Р. П. Игры, в которые играют учителя с учащимися: языковая педагогика в действии / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Язык и культура. – 2019. – № 45. – С. 235-249.
20. Михеева О. Д. Здоровьесбережение студентов во время адаптации к условиям профессионального обучения / О. Д. Михеева, Н. С. Буслаева // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. – 2016. – № 1. – С. 76-79.
21. Николаевский Е. Н. Здоровьесбережение в условиях современной организации / Е. Н. Николаевский // Инновационная наука. – 2016. – № 8-3. – С. 110-122.
22. Носонович Е. В. Критерии содержательной аутентичности учебного текста / Е. В. Носонович, Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 2019. – № 2. – С. 6.
23. Обеснюк П. В. Аутентичный песенный материал как средство обучения на занятиях иностранного языка / П. В. Обеснюк, С. А. Волкова // Молодежь и наука. – 2019. – № 3. – С. 14.
24. Приходько А. М. Особенности использования аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка с целью развития языковых умений обучающихся / А. М. Приходько // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 12-2. – С. 221-225.
25. Райсвих Ю. А. Применение видеоматериалов для формирования лексического навыка на занятиях по иностранному языку / Ю. А. Райсвих, Е. А. Бароненко, И. А. Скоробренко // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2021. – № 1 (161). – С. 172-196.
26. Ротерс Т. Т. Здоровьесбережение как основная государственная задача системы образования / Т. Т. Ротерс // Человек. Наука. Социум. – 2021. – № 4 (8). – С. 7-27.
27. Садулаева Н. К. Подбор аутентичных материалов при обучении английскому языку / Н. К. Садулаева // NovaInfo. – 2019. – № 102. – С. 36-37.
28. Стариков А. М. Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе / А. М. Стариков // Молодой ученый. – 2017. – № 46. – С. 314-317.
29. Сытник Г. В. Формирование компетенций здорового образа жизни у студентов вуза / Г. В. Сытник [и др.] // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2022. – № 8 (210). – С. 350-354.
30. Тюмасева З. И. Формирование здоровьесберегающих понятий у обучающихся при изучении медико-биологических дисциплин / З. И. Тюмасева, И. Л. Орехова, Е. А. Челнокова // Вестник ЮУрГГПУ. – 2020. – № 1. – С. 195-214.
31. Тюмасева З. И. Адаптационный этап процесса профессиональной социализации студентов педагогического вуза / З. И. Тюмасева, И. Л. Орехова, Н. О. Яковлева // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 1. – С. 75-95.
32. Al-Nabhani S., Al-Azri R. The Importance of Authentic Reading Materials in the Development of Reading Skills of Grade Ten Students in the Government Schools of the Sultanate of Oman // International Journal of Scientific & Technology Research. 2015. No. 4. Pp. 199-202.
33. Al-Saeed S., Alenezi A. The use of literary texts in EFL coursebooks: An exploratory study // English Language and Literature Studies. 2020. No.10 (3). P. 86. doi: 10.5539/ells.v10n3p86.
34. Al-Saeed S., Alenezi A. Assessing the communicative use of literary texts in EFL coursebooks // English Language and Literature Studies. 2021. No. 11 (2). P. 68. doi: 10.5539/ells.v11n2p68.
35. Ameen C. A. M., Kamal L. R. The Perspectives of EFL Instructors on the Use of Authentic Materials in the Classroom: Charmo University as a Case Study // The Scientific Journal of Cihan University-Sulaimaniya. 2021. No. 5. Pp. 39-56.
36. Baba J., Affendi F. R. Reading Habit and Students’ Attitudes towards Reading: A Study of Students in the Faculty of Education UiTM Puncak Alam // Asian Journal of University Education. 2020. No. 16. Pp. 109-122. doi: 10.24191/ajue.v16i1.8988.
37. Biboletova M. Z., Gabeeva C. A., Trubaneva N. N. Sources of foreign language education content in the information age // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Conference proceedings. London, 2020. Pp. 21-28.
38. Delamain C., Spring J. Developing Baseline Communication Skills. Routledge, New York, 2017. P. 304.
39. Fitriana P., Hadijah D., Lestari Z. W. The Use of Authentic Material to Improve Students’ Reading Comprehension // Journal of English Language Teaching in Indonesia. 2019. No. 7. Pp. 8-11. doi: 10.22460/eltin.v7i1.p8-11.
40. Funk H., Kuhn Ch., Skiba D., Spaniel-Wese D., Wicke R. E. Aufgaben, Übungen, Interaktion. Deutsch lehren lernen 4. München Klett-Langenschedt, 2014. 184 S.
41. Galskova N. D., Levchenko M. N., Shabanova V. P., Skitina N. A. Intercultural competence of teachers as a condition for effective implementation of the model for teaching foreign language in the context of the polylogue of cultures // AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. 2020. Vol. 10, no. 1. Pp. 113-117.
42. Joraboyev B. B. O. Using Authentic Materials on English Lessons // Academic Research in Educational Sciences. 2021. No. 2. P. 1018.
43. Kang O., Pickering L. Using acoustic and temporal analysis for assessing speaking // Kunnan A. J. (ed.) The Companion to Language Assessment. Hoboken, NJ: WileyBlackwell. 2014. Pр. 1047-1062.
44. Mohammed F. G. The Effects of Teaching Through Authentic Material on EFL Learners // Docens Series in Education. 2021. No. 1. Pp. 73-86.
45. Qizi E. M. B. The Contemporary Methods of Teaching Reading Using Authentic Materials // 7<sup>th</sup> Global Congress on Contemporary Sciences & Advancements. New York, 2021. Pp. 86-91.
46. Rao P. S. The Effective Use of Authentic Materials in the English Language Classrooms // Humanities. 2019. No. 7. Pp. 1-8. doi: 10.34293/sijash.v7i1.556.
47. Shaima J. Al-Saeed, Abdullah A. Alenezi. Assessing the Communicative Use of Literary Texts in EFL Coursebooks // English Language and Literature Studies. 2021. Vol. 11, no. 2. Рр. 68-77. doi: 10.5539/ells.v11n2p68.
48. Vlasenko O. N., Zasedateleva M. G. Development of second-language communicative competence of prospective teachers based on the CLIL technology (from the experience of a pedagogic project at a department of history) // Espacios. 2018. Vol. 39, no. 52. P. 12.