Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Диагностика и коррекция неблагоприятных личностных и поведенческих проявлений подростков-кадетов в процессе нравственного воспитания

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-10

Аннотация

Введение. Одной из приоритетных задач российского образования становится задача нравственно-патриотического воспитания обучающихся. В полной мере она реализуется в системе кадетского образования. Психологическими условиями формирования опыта нравственного поведения кадетов является диагностика и коррекция негативных личностных и поведенческих проявлений обучающихся в критических и конфликтных ситуациях. Коррекция направлена на преодоление деструктивного поведения воспитанников и создание позитивной личностной основы для формирования нравственной направленности кадетов.

Материалы и методы. Теоретические методы исследования: анализ научных публикаций, психолого-педагогической литературы; метод обобщения и систематизация информации. Эмпирические методы исследования: тестирование. Методы анализа данных количественный, качественный, интерпретационный анализ.

Результаты исследования. Отмечается существенная роль диагностики в выявлении личностных особенностей (акцентуаций характера, агрессивности подростков), а также их поведенческих проявлений (поведение в конфликте), препятствующих организации эффективной работы по формированию опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса. Даны рекомендации по гармонизации личностных свойств и поведенческих проявлений кадетов как основы воспитания их нравственных качеств.

Обсуждение и заключения. Одним из направлений нравственного воспитания подростков-кадетов является упреждающая диагностика и коррекция личностных качеств и поведенческих проявлений, приводящих к деструктивному поведению. В результате исследования были выявлены наиболее характерные для подростков-кадетов личностные особенности и поведенческие проявления.

Об авторах

Н. В. Шутова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
Россия

Шутова Наталья Вадимовна – доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры общей и социальной психологии

Нижний Новгород



О. В. Суворова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»; Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний»; Федеральное государственное казенное военно-образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации»
Россия

Суворова Ольга Вениаминовна – доктор психологических наук, профессор

Пермь

Рязань

Новосибирск



А. О. Красильникова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
Россия

Красильникова Алена Олеговна – студент 5 курса специальности «Психология служебной деятельности», кафедра общей и социальной психологии

Нижний Новгород



Список литературы

1. Авдулова Т. П. Агрессивность в подростковом возрасте: практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 126 с.

2. Айдингер Ч. А., Ноговицына Н. М. Профилактика агрессивного поведения обучающихся младшего подросткового возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2023. Вып. 78. Ч. 2.

3. Андреев Д. В., Суворова О. В. Педагогическое управление социальной адаптацией курсантов к образовательной среде военного вуза: задачи и направления деятельности // Психолого-педагогический поиск. 2022. № 1 (61). С. 47-59 DOI: 10.37724/RSU.2022.61.1.005.

4. Байбуртянц Е. В. Психологическое изучение нарушений поведения подростков, воспитанников кадетского корпуса // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-izuchenie-narusheniy-povedeniyapodrostkov-vospitannikov-kadetskogo-korpusa (дата обращения: 08.04.2023).

5. Большакова В. М., Шутова Н. В., Наумов П. Ю., Яркова Д. Д. Профессиональная психологическая пригодность будущих офицеров и профилактика их девиантного поведения в образовательной среде военного вуза // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов III Всероссийского симпозиума психологов с международным участием, посвященного 30-летию со дня образования психологического факультета Академии ФСИН России: в 3 частях. Часть 1. Рязань, 2021. С. 70-74. EDN: NCINGZ.

6. Большунова Н. Я., Кононова Т. А. Специфика военного характера // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifikavoennogo-haraktera (дата обращения: 08.04.2023).

7. Вазлеев В. А. Кадетские корпуса современной России // Молодой ученый. 2018. № 3 (189). С. 175-178. URL: https://moluch.ru/archive/189/47828/ (дата обращения: 08.04.2023).

8. Васильева З. В. Условия и оценка эффективности духовно-нравственного развития обучающихся образовательных организаций МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. № 1 (93), январь – март. С. 183-192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-i-otsenka-effektivnosti-duhovnonravstvennogo-razvitiya-obuchayuschihsya-obrazovatelnyh-organizatsiy-mvd-rossii (дата обращения: 08.04.2023).

9. Вербицкий А. А., Ферапонтова М. В., Абрамишвили Р. Н. Мотивационно-ценностные детерминанты нравственного выбора современного подростка и юноши // Педагогика и психология образования. 2022. № 3. C. 185-199. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionno-tsennostnye-determinanty-nravstvennogovybora-sovremennogo-podrostka-i-yunoshi (дата обращения: 08.04.2023).

10. Габитова Л. Х., Габитов А. И., Шаяхметова Л. Х. Использование драма-технологии для формирования коммуникативных навыков // Проблемы современного педагогического образования. 2023. Вып. 78. Ч. 2.

11. Дугин И. М. Концепция нравственного воспитания учащихся кадетских корпусов России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-nravstvennogo-vospitaniya-uchaschihsyakadetskih-korpusov-rossii (дата обращения: 08.04.2023).

12. Занина А. Е. Психологические особенности воспитанников кадетских корпусов // Молодой ученый. 2022. № 2 (397). С. 180-182. URL: https://moluch.ru/archive/397/87717/ (дата обращения: 08.04.2023).

13. Ларин И. А. Особенности нравственного становления личности подростка – воспитанника кадетского корпуса // Самарский научный вестник. 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nravstvennogo-stanovleniya-lichnosti-podrostkavospitannika-kadetskogo-korpusa (дата обращения: 08.04.2023).

14. Малинин В. А., Повшедная Ф. В., Пугачев А. В. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 1. С. 2. https://doi.org/10.26795/2307-1281-202210-2.

15. Николина В. В. Ценностно-целевые ориентиры воспитания патриотизма в контексте социокультурных трансформаций российского общества // Нижегородское образование. 2021. № 2. С. 13-21.

16. Ниневская Л. В. Специфика воспитательного процесса в кадетском училище // Научные вести. 2020. № 12(29). С. 103-109.

17. Пазухина С. В., Декина Е. В., Шалагинова К. С. Социально-личностная ответственность как основа становления подростка группы риска субъектом саморазвития // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 342-362. DOI: 10.32744/pse.2021.6.23.

18. Пашканова Н. А. Формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2006. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-opyta-nravstvennogo-povedeniyavospitannikov-kadetskogo-korpusa (дата обращения: 08.04.2023).

19. Петронюк И. С. Особенности межличностных отношений воспитанников кадетских корпусов // Психологическая наука и образование. 2008. Т. 13, № 1. С. 45-49. URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2008/n1/Petronyuk_full.shtml (дата обращения: 08.04.2023).

20. Рубцова О. В. Ролевое экспериментирование в подростковом возрасте: применение драмы для конструирования зоны ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 2. С. 105-113. DOI: 10.17759/chp.2021170210.

21. Рубцова О. В., Поскакалова Т. А., Соловьева А. Г. Театр как деятельностная технология воспитания и формирования личностных образовательных результатов // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27, № 1. С. 52-64. DOI: 10.17759/pse.2022270105.

22. Фомина Н. А., Кротенко Е. В. Выраженность различных составляющих и форм проявления агрессивности у девиантных подростков // Психолого-педагогический поиск. 2021. № 4 (60). С. 135-143. DOI: 10.37724/RSU.2021.60.4.012.

23. Шутова Н. В., Красильникова А. О. Агрессивные проявления подростков (на примере воспитанников кадетских школ) // Актуальные вопросы аддиктологии: сборник материалов I Всероссийского межведомственного научно-практического антинаркотического форума. Нижний Новгород, 2022. С. 218-224. EDN: AAKEHN.

24. Шутова Н. В., Красильникова А. О. Взаимосвязь акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликте воспитанников кадетского корпуса: анализ подходов к исследованию проблемы // Актуальные проблемы психологической практики в силовых структурах: ментальное здоровье и условия его сохранения: сборник докладов по материалам VI Международной межведомственной научно-практической конференции, посвященной 25-летию факультета социальных наук ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2022. С. 149-152. EDN: AMGVWJ.

25. Шутова Н. В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия: дис. … д-ра психол. наук. Нижний Новгород, 2009. С. 334-335.

26. Юркова Ж. Х. Развитие духовно-нравственных начал и патриотизма у кадет через урочную и внеурочную деятельность // Молодой ученый. 2021. № 44 (386). С. 294-296. URL: https://moluch.ru/archive/386/84964/ (дата обращения: 08.04.2023).

27. Azhar, Lahmi A., Rasyid A., Ritonga M., Saputar R. The Role of Parents in Forming Morality Adolescents Puberty in Globalization Era // International Journal of Future Generation Communication and Networking. 2020. Vol. 13, no. 4. Pp. 3991-3996.

28. Edmond M. E. B. Antisocial behavior in young adolescence through emerging adulthood. 2014. Available at: http://hdl.handle.net/10724/28723 (accessed: 08.04.2023).

29. Halperin S. P. The development of overt aggression across adolescence: The role of temperamental and environmental risk factors and the contribution of overt aggression to the emergence of antisocial psychopathology. 2020. Available at: http://hdl.handle.net/11343/265862 (accessed: 08.04.2023).

30. MacDermott S. T. The development and psychometric evaluation of two measures of emotion regulation for use with older children and adolescents. 2021. https://doi.org/10.26180/14969619.v1.

31. Matlala M. Y. The role of social factors in fluencing the moral development. 2011. Available at: http://hdl.handle.net/10500/5899 (accessed: 08.04.2023).

32. Meeus W. Adolescent psychosocial development: A review of longitudinal models and research // Developmental Psychology. 2016. Vol. 52(12). Pp. 1969-1993.

33. Mosetla N. N. Facilitating adolescents' morality in an urban setting: a psycho-educational perspective. 2014. Available at: http://hdl.handle.net/10210/12887 (accessed: 08.04.2023).

34. Muhina T., Aboimova I., Kulagina A., Trophimov V., Chigarov E. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training // IEJME: Mathematics Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Рp. 3463-3467. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27588020 (accessed: 08.04.2023).

35. Noorden Т., Haselager G., Cillessen А., Bukowski W. Empathy and Involvement in Bullying in Children and Adolescents: A Systematic Review // Journal of Youth and Adolescence. 2015. Vol. 44(3). Pp. 637-657.

36. Perez B. Social Emotional Development in Adolescence and Learning. 2023. Available at: http://hdl.handle.net/10.6084/m9.figshare.22177193.v1 (accessed: 08.04.2023).

37. Salkhanova Zh. Competence in the context of modern educational system // Cross‐Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES). 2016. Issue III, November. Рp. 20-26. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/competencein-the-context-of-the-modern-educationalsystem/viewer (accessed: 08.04.2023).

38. Šusta P. Effect of Long-term Residence of Individual in Children's Home to His Moral Development. 2018. Available at: http://hdl.handle.net/20.500.11956/103666 (accessed: 08.04.2023).

39. Shelina S. L., Mitina O. V. Moral Judgments of Modern Children and teenagers in Russia // Psychology in Russia: State of the Art. 2012. Vol. 5(1). DOI: 10.11621/pir.2012.0025.

40. Van Lissa C. J., Keizer R., Van Lier P. A. C., Meeus W. H. J., Branje S. The role of fathers’ versus mothers’ parenting in emotion-regulation development from mid-late adolescence: Disentangling between-family differences from within-family effects // Developmental Psychology. 2019. Vol. 55(2). Pp. 377-389.

41. Velasquez B. C. Individual and neighbourhood determinants of adolescent aggressive behaviour: a multilevel analysis. 2012. Available at: http://hdl.handle.net/1983/5906ebe6-e7114d84-b649-2bb0997be40b (accessed: 08.04.2023).


Рецензия

Просмотров: 329


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)