Реализация в образовательном процессе вуза современных интерактивных воспитательных технологий направленных на развитие гибких навыков будущих педагогов
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-5
Аннотация
Введение. Воспитательная деятельность в вузе и подготовка будущих педагогов к ней имеет ряд особенностей и существенных недостатков, которые обозначены в рамках данной статьи. На устранение всех вышеперечисленных недостатков и тенденций в воспитательной деятельности в вузе направлено включение в образовательный процесс интерактивных воспитательных технологий. Они, с одной стороны, делают воспитательный процесс разнообразнее и интереснее для современного поколения, а с другой – позволяют эффективно формировать гибкие навыки будущих педагогов. Цель данной статьи – проанализировать возможности интерактивных воспитательных технологий в формировании гибких навыков будущих педагогов.
Материалы и методы. Методологическую основу исследования составили системный (И. В. Блауберг, Ю. К. Бабанский, Ю. А. Конаржевский и др.), аксиологический (И. А. Абакумова, М. В. Богуславский, М. С. Каган, В. А. Караковский, А. В. Кирьякова и др.), контекстный (А. А. Вербицкий, Д. Ф. Ильясов, С. В. Тарасов, З. И. Тюмасева, И. Г. Шендрик, В. А. Ясвин и др.), нуклеарный (А. В. Барсукова, В. И. Долгова, О. И. Рубан, О. А. Шумакова и др.) и личностно ориентированный подходы (Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.); структурный подход к изучению личности С. Л. Рубинштейна, концепция необходимости подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности (А. Н. Ткачева и др.). Методы исследования: анализ теоретической и нормативно-правовой литературы, обобщение, формулировка выводов, анализ практического опыта.
Результаты исследования. В ходе применения в образовательном процессе вуза интерактивных воспитательных технологий происходит обмен профессиональным и социальным опытом, запускается механизм взаимообучения и взаимообогащения. В рамках данного исследования интерактивные воспитательные технологии рассматриваются как ключевой механизм формирования гибких навыков студентов. Одной из популярных и востребованных интерактивных технологий являются образовательные квесты, которые предполагают погружение в сюжет и поиск решения поставленных задач. В рамках статьи представлена разработанная программа проведения веб-квестов в вузе, которая способствует развитию гибких навыков студентов, таких как эмпатия, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки, тайм-менеджмент, навыки публичных выступлений. Разработана модель воспитания гибких навыков будущих педагогов в вузе посредством интерактивных воспитательных технологий, которые способствуют формированию исследуемых навыков благодаря использованию контекста и дизайна видеоигры, позволяют вовлечь студентов в волонтерскую и социально значимую деятельность, использовать возможности организованных тренинговых занятий.
Обсуждение и заключения. Интерактивные воспитательные технологии выступают перспективным и эффективным средством развития гибких навыков студентов, за счет внесения необходимого разнообразия в образовательный процесс вуза, использования возможностей цифровых технологий, геймификации воспитательного процесса.
Об авторах
А. В. СавченковРоссия
Савченков Алексей Викторович – доктор педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик
Челябинск
Researcher ID: R-2475-2016
Н. В. Уварина
Россия
Уварина Наталья Викторовна – доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик
Челябинск
Researcher ID: R-3119793
Г. В. Щагина
Россия
Щагина Галина Валентиновна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик
Челябинск
Список литературы
1. Богдан Е. С. Развитие у студентов инженерных направлений soft skills как важный фактор их конкурентоспособности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2-4. С. 17-20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28285655 (дата обращения: 28.02.2023).
2. Воробьева Т. В. Подготовка студентов технического вуза к публичному выступлению // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 1. С. 125-130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21179297 (дата обращения: 28.02.2023).
3. Добробог Н. В. Организация учебно-воспитательной работы с использованием интерактивной технологии «образовательный квест» в рамках курса математики // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2018. № 6. С. 130-135. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36476367_20726449.pdf (дата обращения: 28.02.2023).
4. Жукова И. А. Применение интерактивных технологий в воспитательной работе по организации рационального природопользования // Наука и Образование. 2022. Т. 5, № 1. С. 1. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48462025_10047738.pdf (дата обращения: 28.02.2023).
5. Кильпеляйнен Е. С. Трансформация профессиональных компетенций журналиста в период цифровизации медиапространства // Идеи и инновации. 2019. Т. 7, № 2. С. 23-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41804196 (дата обращения: 28.02.2023).
6. Легкая Л. А., Джиоева О. О., Габараева Ж. Ф. К вопросу об эффективности игровых интерактивных технологий в образовательном процессе // Инновационные технологии в образовании. 2019. № 1 (1). С. 142-147. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44195897_81218545.pdf (дата обращения: 01.03.2023).
7. Нагимова Н. И., Фахретдинова М. А. Развитие soft skills в практике формирования предпринимательских компетенций, обучающихся: региональный опыт // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. С. 88. https://doi.org/10.17513/spno.29458.
8. Новиков С. И. Обучение: интерактивный подход как технология XXI века // Вопросы науки и образования. 2017. № 3(4). С. 90-94. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-interaktivnyy-podhod-kak-tehnologiya-xxi-veka (дата обращения: 01.03.2023).
9. Нюдюрмагомедова А. Н., Рамазанова Е. М. Интерактивные технологии в реализации воспитательной функции обучения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 2. С. 11-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18822045 (дата обращения: 01.03.2023).
10. Оказова З. П. Использование Web-квест технологий в образовательном процессе // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 3(24). С. 271-273. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36237950 (дата обращения: 01.03.2023).
11. Руднева Т. И. Педагогическая деятельность в современном социальном контексте // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2015. № 7(129). С. 191-195. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24142298 (дата обращения: 01.03.2023).
12. Савченков А. В. Стратегия подготовки будущих педагогов профессионального обучения к осуществлению воспитательной деятельности: дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2021. 586 с.
13. Слепенкова Е. А., Арифулина Р. У. Интерактивные воспитательные технологии в работе классного руководителя // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 5. С. 50-55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32324857 (дата обращения: 01.03.2023).
14. Сошникова И. А. Возможности интерактивных технологий в решении проблем воспитательной работы с обучающимися в вузах МВД // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-11. С. 193-200. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29947341 (дата обращения: 28.02.2023).
15. Хлупина Н. О. Использование веб-квест-технологии в организации самостоятельной работы студентов // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 87-92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27279186 (дата обращения: 01.03.2023).
16. Чеботарева И. В. Использование духовно-нравственного потенциала внеаудиторных форм организации образовательно-воспитательной деятельности при подготовке будущих педагогов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (135). С. 4-8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37423772 (дата обращения: 26.02.2023).
17. Шакурова М. В. Влияние «иллюзорной причинности» на качество подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 1 (58). С. 62-75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38497462 (дата обращения: 28.02.2023).
18. Czyż S. H. Variability of Practice, Information Processing, and Decision Making – How Much Do We Know? // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Pp. 639131. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.639131.
19. Halberstam D. Understanding National Remedies and the Principle of National Procedural Autonomy: A Constitutional Approach // Cambridge Yearbook of European Legal Studies. 2021. Vol. 23. Pp. 128-158. DOI: 10.1017/cel.2021.12.
20. Hurrell, S. A. Rethinking the soft skills deficit blame game: Employers, skills withdrawal and the reporting of soft skills gaps // Human Relations. 2016. Vol. 69, no. 3. Pp. 605-628. DOI: 10.1177/0018726715591636.
21. Majid S., Liming Z., Tong S., Raihana S. Importance of Soft Skills for Education and Career Success // International Journal for Cross-Disciplinary Subjects in Education (IJCDSE). 2012. Vol. 2, Special Issue 2. Pp. 1036-1042. DOI: 10.20533/ijcdse.2042.6364.2012.0147.
22. Medeiros T., Catrib F. Academic education in health profession programs, knowledge and use of Complementary and Alternative Medicine (CAM) by university students // Complementary Therapies in Medicine. 2019. Vol. 44. Pp. 189-195. https://doi.org/10.1016/j.ctim.2019.03.006.
23. Mgaiwa S., Kapinga O. Mentorship of early career academics in Tanzania: issues and implications for the next generation of academics // Higher Education Pedagogies. 2021. Vol. 6, no. 1. Pp. 114-134. https://doi.org/10.1080/23752696.2021.1904433.
24. Nganga T. N., Chanb T. C. Critical Issues of Soft Skills Developmentin Teaching Professional Training: Educators’ Perspectives // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 205. Pp. 128-133. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.09.039.
25. Polomoshnov A. F. The systems principle in social cognition // Scientific bulletin of the Volgograd branch of RANEPA. Series: Political Science and Sociology. 2019. No. 1. Pp. 13-19. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42929272 (accessed: 23.02.2023).
26. Raviv L., Lupyan G., Shawn C., Green С. G. How variability shapes learning and generalization // Trends in Cognitive Sciences. 2022. Vol. 26, no. 6. Pp. 462-483. https://doi.org/10.1016/j.tics.2022.03.007.
27. Reymert I., Thune T. Task complementarity in academic work: a study of the relationship between research, education and third mission tasks among university professors // The Journal of Technology Transfer. 2023. Vol. 48. Pp. 331-360. https://doi.org/10.1007/s10961-021-09916-8.
28. Roberts A., Storm M., Flynn S. Workplace mentoring of degree apprentices: developing principles for practice // Higher Education, Skills and Work-Based Learning. 2019. Vol. 9, no. 2. Pp. 211-224. https://doi.org/10.1108/HESWBL-10-2018-0108.
29. Sonmez C. F., Adiguzel, Z. Analysis of Leader Effectiveness in Organization and Knowledge Sharing Behavior on Employees and Organization // SAGE Open. 2020. Vol. 10, no. 1. Pp. 1-12. https://doi.org/10.1177/2158244020914634.
30. Varkey B. Principles of Clinical Ethics and Their Application to Practice // Medical Principles and Practice. 2021. Vol. 30, no. 1. Pp. 17-28. DOI: 10.1159/000509119.