Использование обучающих ботов в процессе развития межкультурной компетенции у студентов-лингвистов
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-4-8
Аннотация
Введение. В статье раскрывается сущность понятия «межкультурная компетенция», обозначена актуальность ее развития у студентов-лингвистов посредством обучающих ботов.
Материалы и методы. В качестве основных методов использовались анализ источников по изучаемой проблеме отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблеме развития межкультурной компетенции у студентов-лингвистов; метод проектирования.
Результаты исследования. На основе анализа понятия «межкультурная компетенция», обоснования преимуществ и возможностей ботов был спроектирован обучающий бот с целью развития межкультурной компетенции у студентов-лингвистов.
Обсуждение и заключения. Исследование возможностей влияния обучающих ботов на развитие межкультурной компетенции является достаточно перспективным направлением. К достоинствам данного метода относятся: индивидуализация и автоматизация процесса получения знаний, неограниченный по времени доступ к информации, обеспечение быстрой и детальной обратной связи, визуализация процесса обучения с помощью материалов-мультимедиа, поддержание языковой среды и мотивации обучающегося к обучению на высоком уровне. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ обучения студентов, целью которых является развитие межкультурной компетенции у обучающихся и проектирование новых методов в методике обучения иностранному языку.
Об авторах
Е. И. СавочкинаРоссия
Савочкина Елизавета Игоревна – студент 4 курса, направление подготовки «Лингвистика 45.03.02», профиль: «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», кафедра иностранных языков и коммуникативных технологий.
Москва
Т. А. Жукова
Россия
Жукова Татьяна Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент, департамент иностранных языков и межкультурной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве РФ; кафедра иностранных языков и коммуникационных технологий, Университет науки и технологий МИСИС.
Москва
Scopus ID: 56184640600
Список литературы
1. Баймурзаева Н. З. Межкультурные коммуникации: вопросы актуализации и развития в современном мире // Научные труды КубГТУ. 2019. № 2. C. 391-404. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37382869 (дата обращения: 05.03.2023)
2. Бегларян М. Е., Добровольская Н. Ю. D-технологии в цифровизации процесса оценивания знаний // Информационные системы и технологии в моделировании и управлении: сборник трудов VI Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2021. С. 329-333. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47554840 (дата обращения: 05.03.2023).
3. Гальскова Н. Д., Дёмина М. Г., Манукян К. М. Цель обучения иностранным языкам в новейший период развития методики как науки // Иностранные языки в школе. 2012. № 5. С. 2-11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17794972 (дата обращения: 05.03.2023).
4. Горностаева И. Н. Повышение мотивации при обучении иностранным языкам путем использования интернет-технологий // Университет на пути к новому качеству науки и образования: сборник статей Национальной научно-практической конференции с международным участием. Брянск, 2020. С. 105-110. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44278140 (дата обращения: 05.03.2023).
5. Дубровская В. В., Кудряшова Л. Н., Унжаков А. В. Современные цифровые образовательные платформы и приложения как инструмент обучения и тестирования в лингвистическом вузе // Обучение, тестирование и оценка: материалы Международной конференции. Вып. 20. Нижний Новгород, 2021. С. 74-79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46279273 (дата обращения: 05.03.2023).
6. Курашинова А. Х., Бураева Л. А. Клиповое мышление и его влияние на качество когнитивной деятельности слушателей в условиях профессионального обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-3. С. 200-202. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-myshlenie-i-ego-vliyanie-na-kachestvo-kognitivnoy-deyatelnosti-slushateley-v-usloviyah-professionalnogo-obucheniya (дата обращения: 05.03.2023).
7. Матвеева Н. Ю., Золотарюк А. В. Технологии создания и применения чат-ботов // Научные записки молодых исследователей. 2018. № 1. С. 28-30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-sozdaniya-i-primeneniya-chat-botov (дата обращения: 05.03.2023).
8. Мутовкина О. М. Теоретические основы формирования межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку // Образовательная среда сегодня: теория и практика: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары, 2017. С. 103-108. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/443/Action443-466899.pdf (дата обращения: 05.03.2023).
9. Параскевов А. В., Каденцева А. А., Мороз С. И. Перспективы и особенности разработки чат-ботов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2020. № 130. С. 395-404. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-i-osobennosti-razrabotki-chat-botov (дата обращения: 05.03.2023).
10. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: учебное пособие. Москва: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. 287 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19920444 (дата обращения: 05.03.2023).
11. Самохина Т.С. Эффективное деловое общение в контекстах разных культур и обстоятельств. Москва, 2005. 216 с.
12. Синева Н. Л., Вагин Д. Ю., Исламова Г. И. Новые подходы к организации обучения в эпоху цифрофизации // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 4. С. 1165-1182. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39212159 (дата обращения: 05.03.2023).
13. Сон Е. Д. Формирование межкультурной компетенции студентов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 1 (789). С. 234-241. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhkulturnoy-kompetentsii-studentov (дата обращения 05.03.2023).
14. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 736 с.
15. Bennet M., Castiglioni I. Embodied Ethnocentrism and the Feeling of Culture // Handbook of Intercultural Training. 3rd ed. Thousand Oaks, 2004. Pp. 249-265. Available at: https://www.idrinstitute.org/wp-content/uploads/2018/02/embodied_ethnocentrism.pdf (accessed: 05.03.2023).
16. Bogoslovskiy V. I., Zhukova T. A., Klimova I. I. Predicting changes in teacher preparation for intercultural interaction in regions // Education & Pedagogy Journal. 2022. No. 2 (4). Pp. 78-87. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50012235_13390328.pdf (accessed: 05.03.2023).
17. Byram M. Intercultural communication // University if Durham. 2003. 147 p. Available at: https://rm.coe.int/16806ad2dd (accessed: 05.03.2023).
18. Fantini A. E. CSD Research Report: Exploring and Assessing Intercultural Competence. Center for Social Development, Global Service Institute, George Warren Brown School of Social Work, Washington University. 2007. 133 p. Available at: https://openscholarship.wustl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1815&context=csd_research (accessed: 05.03.2023).
19. Frolova O. A., Lopatinskaya V. V. The development of intercultural foreign language competence of University students of economics // World of Science. Pedagogy and psychology. 2018. Vol. 6, no. 2. P. 57. DOI: 10.15862/16PDAMN218.
20. Greene J. O., Burleson B. R. (eds.) Handbook of communication and social interaction skills. Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2003. https://doi.org/10.4324/9781410607133.
21. Hymes D. On Communicative Competence // Pride J. B., Holmes J. (eds.) Sociolinguistics. Selected Readings. Harmondsworth: Penguin, 1972. Pp. 269-293. Available at: https://wwwhomes.uni-bielefeld.de/sgramley/Hymes-2.pdf (accessed: 05.03.2023).
22. Kalugina O. A., Tarasevich N. A. Smart technology integration into EFL teaching at the non-linguistic higher school // XLinguae. 2018. Vol. 11, no. 1XL. Pp. 8-17. Available at: https://rep.brsu.by/handle/123456789/193 (accessed: 05.03.2023).
23. Knapp K. Intercultural Communication in EESE. Available at: https://webdoc.sub.gwdg.de/edoc/ia/eese/strategy/knapp/4_st.html (accessed: 05.03.2023).
24. Leech G. Politeness: Is there an East-West divide? // Journal of Politeness Research. Language, Behaviour, Culture. 2007. Vol. 3, no. 2. Pp. 167-206. https://doi.org/10.1515/PR.2007.009.
25. Mauldin M. ChatterBots, TinyMuds, and the Turing Test: Entering the Loebner Prize Competition // Proceedings of the Eleventh National Conference on Artificial Intelligence. Vol. 12. Available at: https://aaai.org/papers/00016-aaai94-003-chatterbots-tinymuds-and-the-turing-test-entering-the-loebner-prize-competition/ (accessed: 05.03.2023).
26. Nghi T. T., Phuc T. H., Thang N. T. Applying AI chatbot for teaching a foreign language: An empirical research // International Journal of Scientific & Technology Research. 2019. Vol. 8(11). Pp. 897-902. Available at: https://www.researchgate.net/publication/337965319_Applying_Ai_Chatbot_For_Teaching_A_Foreign_Language_An_Empirical_Research (accessed: 05.03.2023).
27. Ogiermann E. Politeness and indirectness across cultures: A comparison of English, German, Polish and Russian requests // Journal of Politeness Research. Language, Behaviour, Culture. 2009. Vol. 5, no. 2. Pp. 189-216. https://doi.org/10.1515/JPLR.2009.011.
28. Rieger C. R. How (not) to be rude: Facilitating the acquisition of L2 impoliteness // Intercultural Pragmatics. 2018. Vol. 15, no. 5. Pp. 651-691. https://doi.org/10.1515/ip-2018-0023.
29. Thao Quoc Tran, Tham Duong. The effectiveness of the intercultural language communicative teaching model for EFL learning // Asian-Pacific Journal of Second and Foreign Language Education. 2018. Vol. 3(1). Pp. 11-18. https://doi.org/10.1186/s40862-018-0048-0.
30. Yaccob N. S., Yunus M. M., Hashim H. Globally competent teachers: English as second language teachers’ perceptions on global competence in English lessons // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. P. 925160. https://doi.org/10.3389%2Ffpsyg.2022.925160.