Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Ландшафтно-экологический подход к организации научно-исследовательской деятельности студентов в ВУЗе

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-3

Полный текст:

Аннотация

Введение. Целью исследования является осмысление методологии ландшафтно-экологического подхода к научной деятельности студентов в условиях ее динамических преобразований и разработка методики его реализации, основанной на уровневой организации. Раскрыта совокупность методологических положений, характеризующих универсальные особенности познавательной и практико-преобразующей деятельности данного подхода. Концептуальная основа ландшафтно-экологического подхода интегрирует естественно-научные, социальные, экологические аспекты в гуманистической и целостной логике познания. Охватывает не только научные понятия, но и ценностно-смысловые категории устойчивого развития, формируя единую научную картину мира. Прикладной характер отражает связь с реальными экологическими проблемами и возможностями их успешного разрешения. Раскрывается сопряженность ландшафтно-экологического подхода и современных представлений об исследовательской студенческой деятельности, обоснованы принципы ее организации. Аргументируется положение об уровневой структуре исследовательской деятельности студентов, определены проблемно-реферативный, эвристический, творческий уровни, соответствующие предметной подготовке и познавательным возможностям обучающихся.

Материалы и методы. Исследование осуществлялось по результатам анализа научно-исследовательской работы студентов на естественно-географическом факультете Мининского университета в логике ее инновационных изменений, определенных современными требованиями. Предлагаемая система методов сравнительного анализа, сопоставления, обобщения, концептуального моделирования, уровневой организации обеспечила необходимую целостность, объективность и эвристичность выводов.

Результаты исследования. Определение методологических основ ландшафтно-экологического подхода в организации научно-исследовательской работы студентов, обеспечивающей приоритет комплексных, проблемно ориентированных форм познания и созидательной деятельности, развитие творчества выпускника, его профессиональной компетентности и экологической культуры. Разработка принципов организации научно-исследовательской деятельности студентов и методики реализации ландшафтно-экологического подхода в образовательной практике вуза.

Обсуждение и заключения. С позиций современного научного дискурса рассмотрены варианты исследовательской работы студентов, объединяющие классические и постнеклассические идеи использования ландшафтно-экологического подхода. Выявлены достоинства ландшафтного подхода и инновационные особенности студенческой науки, нашедшие отражение в разработанной методике. Предлагаемая уровневая структура исследовательской деятельности способствует прогрессивному движению обучающихся от проблемно-реферативного к эвристическому и творческому уровню познания.

Об авторах

Г. С. Камерилова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Камерилова Галина Савельевна – доктор педагогических наук, профессор

Нижний Новгород



А. Е. Асташин
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Асташин Андрей Евгеньевич – кандидат географических наук, доцент

Нижний Новгород



Н. И. Асташина
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Воротынская средняя школа
Россия

Асташина Нина Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель РФ

п. Воротынец, Нижегородская область



Список литературы

1. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. 2010. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-i-metodologiya-sotsiokulturnoy-modernizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 19.01.2023).

2. Астанина С. Ю., Шестак Н. В., Чмыхова Е. В. Научно-исследовательская работа студентов (современные требования, проблемы и их решения): монография. Москва: СГУ, 2012. 155 с.

3. Асташина Н. И., Камерилова Г. С. Научно-исследовательская экологическая деятельность в свете современных требований университетского образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6, № 1 (18). С. 107-111. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-ekologicheskaya-deyatelnost-v-svete-sovremennyh-trebovaniy-universitetskogo-obrazovaniya (дата обращения: 30.01.2023).

4. Асташина Н. И., Камерилова Г. С. Развитие мышления в эколого-исследовательской деятельности бакалавров // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 27-29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-myshleniya-v-ekologo-issledovatelskoy-deyatelnosti-bakalavrov-na-osnove-treningovoy-tehnologii (дата обращения: 01.02.2023).

5. Асташина Н. И., Камерилова Г. С. Функциональная модель педагогического управления самостоятельной эколого-ориентированной исследовательской деятельностью в системе высшего образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 23-26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-model-pedagogicheskogo-upravleniya-samostoyatelnoy-ekologo-orientirovannoy-issledovatelskoy-deyatelnostyu-v (дата обращения: 23.12.2022).

6. Бахтюрина Л. А., Зобов В. А., Киселева Н. Ю. Реализация международных подходов к сохранению культурных ландшафтов (на примере «Артемовских лугов» в Нижегородской области) // Орфановские чтения–2022: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции / под ред. О. В. Аракчеевой, И. Ю. Кривдиной. Нижний Новгород: Мининский университет, 2023. С. 88-91.

7. Богуславский М. В., Неборский Е. В. Концепция развития системы Высшего образования в России // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Т. 4, № 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/07PDMN516.pdf (дата обращения: 23.12.2022).

8. Вакуленко О. В. Роль научно-исследовательской работы студентов вуза в подготовке будущих специалистов // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov-vuza-v-podgotovke-buduschih-spetsialistov (дата обращения: 19.01.2023).

9. Демидова Н. Н., Камерилова Г. С. Экодизайн урбанизированной среды мегаполиса: научно-образовательный дискурс: монография. Нижний Новгород: Мининский университет, 2015. 146 с.

10. Зазуля В. С. Экологический комфорт и общественные пространства // Урбанистика. 2020. № 3. С. 75-90. DOI: 10.7256/2310-8673.2020.3.31732.

11. Камерилова Г. С., Картавых М. А. Коммуникативная компетентность бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: концептуальные подходы и циклическая модель формирования // Вестник Мининского университета. 2017. № 1. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/327 (дата обращения: 19.01.2023).

12. Камерилова Г. С. Культурно-экологическая образовательная среда вуза в системе личностно-профессионального становления выпускника // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17883086 (дата обращения: 12.12.2022).

13. Козлов А., Уромова И. А. Научно-исследовательская деятельность обучающихся как основа реализации профессиональных компетенций // Вестник Мининского университета. 2017. № 1. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/322 (дата обращения: 12.12.2022).

14. Колобов А. Н. Комплексный подход как средство формирования готовности студентов и слушателей к научно-исследовательской деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1, № 2 (18). С. 51-54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21494337 (дата обращения: 12.12.2022).

15. Кочуров Б. И., Хазиахметова Ю. А., Ивашкина И. В., Сукманова Е. А. Ландшафтный подход в градостроительном проектировании // Юг России: экология, развитие. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/landshaftnyy-podhod-v-gradostroitelnom-proektirovanii (дата обращения: 14.12.2022).

16. Мальчикова А. Г. Ландшафтно-экологический аспект городского паркового строительства // StudNet. 2022. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/landshaftno-ekologicheskiy-aspekt-gorodskogo-parkovogo-stroitelstva (дата обращения: 19.01.2023).

17. Мамедов Н. М., Винокурова Н. Ф., Демидова Н. Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века // Вестник Мининского университета. 2015. № 2. URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/38 (дата обращения: 08.11.2022).

18. Хорошев А. В., Пузаченко Ю. Г., Дьяконов К. Н. Современное состояние ландшафтной экологии // Известия РАН. Серия географическая. 2006. № 5. С. 12-21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9316675 (дата обращения: 08.11.2022).

19. Хорошев А. В. Ландшафтно-экологический подход как способ управления пространственной структурой и связностью лесных местообитаний с приоритетом сохранения биоразнообразия // Устойчивое лесопользование. 2021. № 1 (65). С. 21-29. URL: https://wwf.ru/upload/iblock/a59/04.pdf (дата обращения: 20.12.2023).

20. Хуторской А. В. Методология инновационной практики в образовании: монография. Москва: Ридеро, 2021. 162 с. (Инновации в обучении).

21. Чупрова Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). Т. 2. Санкт-Петербург: Реноме, 2012. С. 380-383. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1914/ (дата обращения: 18.12.2022).

22. Шульга Н. Н., Новосельцева С. Н., Михайлова И. Г. Направления активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2016. № 14 (235). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-aktivizatsii-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-vuzov (дата обращения: 19.01.2023).

23. Явон С. В. Исследовательские практики городского пространства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7, № 2 (23). С. 376-380. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskie-praktiki-gorodskogo-prostranstva (дата обращения: 19.01.2023).

24. Avdeev Y. M., Hamitowa S. M., Kostin A. E., Lukashevich V. M. et al. Assessing the properties of tree trunks in forest phytocenoses depending on the soil and the climatic conditions on the territory of the taiga zone of the European North of Russia // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. 2018. Vol. 10 (5). Pp. 1288-1291. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35442404 (accessed: 19.01.2023).

25. Astashin A. E., Vatina O. E., Pashkin O. N., Badin M. M., Piyashova S. N. Landscape differentiation of the territory Sergachsky district of the Nizhny Novgorod region (Russia) // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021. Vol. 808(1). P. 012055. DOI: 10.1088/1755-1315/548/7/072074.

26. Astashin A. E., Pashkin M. N., Pudeeva O. N., Bad'in M. M., Fomina A. I. Composition, structure, spatial organization and current condition of the urban forest in a large city (on the example of the Beyond the river part of Nizhniy Novgorod, Russia) // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021. Vol. 688. P. 012021. DOI: 10.1088/1755-1315/688/1/012021.

27. Astashin A. E., Badin M. M., Pashkin M. N., Cheburkov D. F., Samoilov A. V. Genetic classification of lakes of above floodplain terraces of the valley of Oka river in the Nizhniy Novgorod region (Russia) based on its morphometric characteristics // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021. Vol. 723. P. 042062. DOI: 10.1088/1755-1315/723/4/042062.

28. Astashin A. E., Aribzhanova L. R., Vinokurova N. F., Vatina O. E., Pashkin O. N. Landscape structure of the center of the Oksko-Klyazminskoye plateau of the Vladimir region (Russia) // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2022. Vol. 979(1). P. 012171. DOI: 10.1088/1755-1315/979/1/012171.

29. Astashin A. E., Badin M. M., Martilova N. V., Vatina O. E., Astashina N. I. Landscape structure of the territory of the state nature complex reserve Ichalkovsky bor Nizhny Novgorod region (Russia) // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021. Vol. 723(4). P. 042064. DOI: 10.1088/1755-1315/723/4/042064.

30. Kamerilova G. S., Kartavykh M. A., Ageeva E. L., Gordeeva I. A., Astashina N. I., Ruban E. M. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers // Espacios. 2018. Vol. 39 (29). P. 9. Available at: https://www.revistaespacios.com/a18v39n29/a18v39n29p09.pdf (accessed: 19.01.2023).

31. Bakka S. V., Kiseleva N. Y., Noskova O. S., Schestakova A. A. Ways of recognizing the higt status of the territory for biodivercity conservation (on the example of the Ichalkovsky reserve in the Nizhniy Novgorod region) // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021. Vol. 688(1). P. 012001. DOI: 10.1088/1755-1315/688/1/012001.

32. Margolis L., Robinzon A. Living Systems. Innovative Materials and Technologies for Landscape Architecture. Basel; Boston; Berlin: Birkhaeuser Verlag AG, 2007. 190 p. Available at:https://www.academia.edu/12853360/Living_Systems_Innovative_Materials_and_Technologies_for_Landscape_Architecture (accessed: 19.01.2023).

33. Corner J. Terra Fluxus // Waldheim C. (ed.) The landscape Urbanism Reader. New York, 2006. Available at: https://cdland4.files.wordpress.com/2013/06/corner_terra-fluxus1.pdf (accessed: 19.01.2023).


Рецензия

Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)