С. Соловьев о религиозно-естественном порядке
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-11
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются философские воззрения В. С. Соловьева об «осуществлении нормального общества», которые реконструированы в виде модели религиозно-естественного порядка в контексте системного подхода. Характерной особенностью модели является возможность её использования для определения специфических признаков порядка (благодаря которым мы отличаем его от других категорий) и установления базиса сопоставления, используемого для сравнения моделей организации общества с подобными основаниями.
Материалы и методы. Материалом для исследования стали работы В. С. Соловьева и Ф. Аквинского, а также научные труды отечественных исследователей. В данной статье применён структурный и функциональный анализ, сочетание логического и исторического методов, историко-сравнительный метод.
Результаты исследования. Исследование зафиксировало характерные особенности идеи В. С. Соловьева как системного объекта. Реконструкция воззрений философа в виде модели религиозно-естественного порядка формирует представление о процессе взаимодействия порядков общества. Установление таких специфических признаков порядка, как наличие определённого типа отношений, имеющих религиозно-естественный характер, и сопутствующего им фактора, образующего порядок; наличие иерархически упорядоченной системы (которая имеет вертикальные уровни зависимости) и сопутствующего ей фактора, образующего иерархию порядка; наличие особенностей обнаружения порядка и его места в обществе, позволило выбрать базис сопоставления для моделей организации общества с подобными основаниями. Модель религиозно-естественного порядка раскрывается: в целостности воззрений В. С. Соловьева, в сущностных элементах, характеризующих «нормальное общество»; целостность конкретизируется посредством связей взаимодействия, функционирования, управления; в структуре. Структура охарактеризовывается по горизонтали и вертикали, что позволяет установить способы регулирования уровней. Истоки устойчивого функционирования общества заложены в механизме соотношения его порядков. Ввиду того, что в истории философии представления об общественном порядке (в контексте религиозных начал) были сформированы задолго до XIX в., установленный базис сопоставления позволил сравнить основы устойчивой организации общества, обозначенные в воззрениях В. С. Соловьева, с идеями средневекового философа Ф. Аквинского и установить основы трансформации, заложенные в структуре порядков.
Обсуждение и заключения. Проанализировав воззрения В. С. Соловьева, мы установили их характерные особенности как системного объекта, что позволило определить базис сопоставления, который может быть использован для сравнения моделей организации общества с подобными основаниями. Анализируя точку зрения В. С. Соловьёва на организацию общества, мы установили специфические признаки порядка, которые в различных традициях (в сравнении с воззрениями Ф. Аквинского) имеют и различные основания фактора образования порядка и фактора, образующего иерархию порядка. Основы динамики идеи общественного порядка при сравнении воззрений В. С. Соловьёва и Ф. Аквинского заключаются в следующем: отсутствует полная преемственность между традицией Средневековья и русской философией в понимании основ общественного порядка. Таким образом, в истории философии происходила трансформация основ, характеризующих зарождение общественного порядка.
Об авторе
Е. Г. ХанзинаРоссия
Ханзина Елена Геннадьевна – кандидат философских наук, специалист по учебно-методической работе I категории кафедры социальных и гуманитарных дисциплин
Мурманск
Список литературы
1. Аквинский Ф. Сумма против язычников: в 2 книгах. Книга 1 / пер. с лат., вступ., коммент. Т. Ю. Бородай. Долгопрудный: Вестком, 2000. 463 с.
2. Аристотель. Сочинения: в 4-х томах. Т. 4 / пер. с древнегреческого; общ. ред. А. И. Доватура. Москва: Мысль, 1983. 830 с. (Философское наследие. Том 90).
3. Гегель Г. В. Ф. Философия права: [пер. с нем.] / [авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц]. Москва: Мысль, 1990. 524 с. (Философское наследие).
4. Гоббс Т. Сочинения: в 2 томах. Т. 1 / пер. с лат. и англ.; сост., ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. В. В. Соколов. Москва: Мысль, 1989. 622 с. (Философское наследие. Том 107).
5. Кант И. Сочинения: в 6 томах. Т. 4. Ч. 1 / [вступит ст. и ред. В. Ф. Асмуса]. Москва: Мысль, 1965. 544 с. (Философское наследие).
6. Локк Дж. Сочинения: в 3 томах. Т. 3. Москва: Мысль, 1988. 668 с. (Философское наследие. Том 103).
7. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 13. Москва: Государственное издательство политической литературы, 1959. 771 с.
8. Орлова М. А., Сулима И. И. Философия духовно-нравственного воспитания молодежи в эпоху виртуальной реальности // Гуманитарное знание и духовная безопасность: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2021. С. 231-236.
9. Парилов О. В., Парилов Д. О. Постмодернизм как мировоззренческая установка: учебное пособие. Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2012. 100 с.
10. Платон. Собрание сочинений: в 4 томах. Т. 3 / пер. с древнегреч. С. С. Аверинцева, А. Н. Егунова, Н. В. Самсонова; общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи;авт. вступ. ст. и ст. в примеч. А. Ф. Лосев; примеч. А. А. Тахо-Годи. Москва: Мысль, 1994. 654 с. (Философское наследие. Том 117).
11. Соловьев В. С. Собрание сочинений. Том второй. Санкт-Петербург, 1873-1877. 414 с.
12. Соловьев В. С. Собрание сочинений. Том третий. Санкт-Петербург, 1912. 430 с.
13. Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. Москва: Государственное Издательство Политической Литературы, 1957. 632 с.
14. Ханзина Е. Г. Проблема общественного порядка в истории философии (V в. до н. э. – начало XIX в.): дис. … канд. филос. наук: 09.00.03. Нижний Новгород, 2019. 211 с.
15. Шапошников Л. Е. Персоналистические центры русской религиозной философии XIX-XX вв.: монография. Нижний Новгород, 2015. 390 с.
16. Юм Д. Сочинения: в 2 томах. Т. 1: пер. с англ. / под общ. ред., со вступительной статьей и примеч. И.С. Нарского. Москва: Мысль, 1966. 847 с.