Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Дискуссионность как принцип педагогического образования: методологические аспекты и практическая реализация

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-7

Аннотация

Введение. Дискуссионность рассматривается как проявление диалогичности и как одно из условий формирования демократического мышления. Выявлены основные характеристики дискуссионности как принципа педагогического образования: реализация права на формулирование собственной профессиональной позиции и её публичное обсуждение; гармоничное сочетание с основными методологическими подходами в образовании; творческий и вероятностный характер; совместное выявление смыслов педагогической деятельности. Подготовка будущих учителей к воплощению дискуссионности в образовательном процессе определяется как современная миссия профессионального педагогического учреждения. Показаны взаимосвязи философского обоснования принципа дискуссионности и его конкретной реализации в деятельности преподавателя педагогических учебных дисциплин.

Материалы и методы. В ходе теоретического анализа выделены свойства дискуссии, определяющие её использование в профессиональной подготовке будущих учителей. Изучены и проанализированы представления студентов педагогического колледжа о влиянии роли и месте дискуссии в их профессиональной подготовке на основе результатов анкетирования и продуктов деятельности. Также проведена беседа с коллегами-преподавателями о возможностях применения дискуссии. Метод ранжирования позволил выделить наиболее эффективные приёмы реализации принципа дискуссионности в практике преподавания учебной дисциплины «Педагогика».

Результаты исследования. Изучены представления будущих учителей о дискуссионных формах и методах обучения. Выделены основные методические приёмы реализации принципа дискуссионности в педагогическом образовании. Обоснованы риски и границы применения дискуссии. Освоение дискуссионных форм и методов обучения рассматривается как условие для стимулирования профессионального саморазвития. Определены потенциальные направления совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей к освоению дискуссии, в том числе расширение применения студентами дискуссии в ходе педагогической практики.

Обсуждение и заключения. Реализация принципа дискуссионности предопределяет отказ от традиционных субъект-объектных моделей педагогического образования и переход к диалогической модели. Равноправие основных методологических подходов (культурологический, диалогический, аксиологический, деятельностный, антропологический, личностный, технологический) требует осуществления их баланса в методической деятельности преподавателя. Выбор дискуссии как метода обучения зависит от ценностных приоритетов преподавателя. Современные студенты мировоззренчески готовы к участию в диалогических формах образования. Демократическое мышление как инструмент гуманистического мировоззрения будущих учителей – один из основных результатов применения дискуссии.

Об авторе

И. Я. Хазанов
Курганский государственный университет
Россия

Хазанов Илья Яковлевич – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна

Курган

AuthorID 820089



Список литературы

1. Алиева З. С. Педагогика диалога как основа воспитательной деятельности вожатого // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 4. С. 22-26.

2. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.

3. Василькова В. В. Мини-дискуссия как метод интерактивного обучения // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2016. Серия 12. Вып. 2. С. 97-103. https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.208.

4. Габдулхаков В. Ф. Персонификация профессиональной подготовки в вузе: компоненты педагогической технологии: монография. Москва: Московский психолого-социальный университет (изд-во НПО «МОДЭК»); Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. 293 с.

5. Горбунова Н. В., Журавлева О. И., Фетисов А. С. Современные дидактические концепции в педагогике высшей школы: монография. Симферополь: АРИАЛ, 2023. 229 с.

6. Дубцова М. М., Старчакова И. В. Технология диалогового взаимодействия в профессиональной подготовке магистрантов географической направленности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 76-1. С. 106-109.

7. Корепанова Е. В., Перышкова С. А., Трунина А. С. Гуманизация педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в высшей школе // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2022. № 4 (86). С. 115-124.

8. Король А. Д, Морозова Н. И. Диалогизация университетского образования: опыт Белорусского государственного университета // Университетский педагогический журнал. 2021. № 1. С. 5-10.

9. Коростелева С. Г. Дискуссия как активный метод обучения в профессиональной подготовке будущего учителя // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 2. С. 118-122. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2019-25-2-118-122.

10. Коротаева Е. В. Интерактивный диалог в образовании: вчера, сегодня, завтра // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 207-211.

11. Махмутов М. И. Избранные труды: в 7 т. Т. 1: Проблемное обучение: Основные вопросы теории / сост. Д. М. Шакирова. Казань: Магариф-Вакыт, 2016. 423 с.

12. Павелко Н. Н. Интерактивная педагогика в условиях модернизации российского образования // Вестник Академии маркетинга и социально-информационных технологий. 2014. № 1-2 (57-58). С. 1-11.

13. Поздеева С. И. Профессиональное развитие педагога как ответ на внешние актуальные вызовы // Научно-педагогическое обозрение. 2022. № 2 (42). С. 40-47.

14. Фролова С. В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 2. С. 3.

15. Brown N., Jafferani A., Pattharwala V. Partnership in teacher education: developing creative methods to deepen students’ reflections // Journal of Educational Innovation, Partnership and Change. 2018. Vol. 4, no. 1. http://dx.doi.org/10.21100/jeipc.v4i1.747.

16. Dewey D. Democracy in Education // The Elementary School Teacher. 1903. Vol. 4, no. 4. Pp. 193-204. Available at: https://www.jstor.org/stable/992653 (accessed: 10.12.2022).

17. Douglas-Gardner J., Callender C. Changing teacher educational contexts: Global discourses in teacher education and its effect on teacher education in national contexts // Power and Education. 2022. Vol. 15, no. 1. https://doi.org/10.1177/17577438221124744.

18. Ertmer P., Koehler A. Online case-based discussions: examining coverage of the afforded problem space // Educational Technology Research and Development. 2014. Vol. 62. Pp. 617-636. https://doi.org/10.1007/s11423-014-9350-9.

19. Freire P. Teachers as Cultural Workers. Letters to Those Who Dare Teach. New York, 2005. https://doi.org/10.4324/9780429496974.

20. Helskog G. H. Bildung towards wisdom, through philosophical dialogue in teacher education // Arts & Humanities in Higher Education. 2016. Vol. 18, no. 1. Pp. 76-90. https://doi.org/10.1177/1474022216670609.

21. Henshon S. E. Prospector Leading the Search for Creative Educational Gold: An Interview with Ronald A. Beghetto // Roeper Review. 2015. Vol. 37, no. 3. Pp. 119-123. https://doi.org/10.1080/02783193.2015.1047479.

22. Knezic D., Wubbels T., Elbers E., Hajer M. The Socratic Dialogue and teacher education // Teaching and Teacher Education. 2010. Vol. 26, no. 4. Pp. 1104-1111. https://doi.org/10.1016/j.tate.2009.11.006.

23. Koehler A., Ertmer P., Newby T. Discussion Facilitation Strategies and Design Skill Development: Examining the Relationship // The Interdisciplinary Journal of Problem-based Learning. 2021. Vol. 15, no. 1. https://doi.org/10.14434/ijpbl.v15i1.28749.

24. Korthagen F., Loughran J., Russell T. Developing fundamental principles for teacher education programs and practices // Teaching and Teacher Education. 2006. Vol. 22, no. 8. Pp. 1020-1041. https://doi.org/10.1016/j.tate.2006.04.022.

25. Kumar I. A., Parveen S. Teacher Education in the Age of Globalization // Research Journal of Educational Sciences. 2013. Vol. 1 (1). Pp. 8-12. Available at: http://www.isca.me/EDU_SCI/Archive/v1/i1/2.ISCA-RJES-2013-001.pdf (accessed: 10.12.2022).

26. Lopes A. Still Building a Better World? Research Reflections on Teacher Education and Identity // Kowalczuk-Walędziak M., Korzeniecka-Bondar A., Danilewicz W., Lauwers G. (eds) Rethinking Teacher Education for the 21st Century. Trends, Challenges and New Directions. Opladen; Berlin; Toronto: Verlag Barbara Budrich, 2019. Pp. 27-42. https://doi.org/10.2307/j.ctvpb3xhh.6.

27. Marginson S. Engaging democratic education in the neoliberal age // Educational theory. 2006. Vol. 56, no. 2. Pp. 205-219. https://doi.org/10.1111/j.1741-5446.2006.00012.x.

28. Menter I. Teacher Education Research: Values-Based Planning in an Uncertain World // Education and Self Development. 2021. Vol. 16, no. 3. Pp. 158-166. https://doi.org/10.26907/esd.16.3.13.

29. Ovens A., Lynch S. Democratic Teacher Education Practices // Peters M. (ed.) Encyclopedia of Teacher Education. Springer, Singapore, 2019. http://dx.doi.org/10.1007/978-981-13-1179-6_218-1.

30. Panigrahi S. P., Naaz I. Emerging research trends in teacher education // Journal of Indian Research. 2021. Vol. 9, no.3-4. Pp. 78-85. Available at: https://www.researchgate.net/publication/359999621_EMERGING_RESEARCH_TRENDS_IN_TEACHER_EDUCATION (accessed: 10.12.2022).

31. Schleicher A. Educating Learners for Their Future, Not Our Past // ECNU Review of Education. 2018. Vol. 1, no. 1. Pp. 58-75. https://doi.org/10.30926/ecnuroe2018010104.

32. Serdenciuc N. L. Competency-Based Education – Implications on Teachers’ Training // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. No. 76. Pp. 754-758. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.04.200.

33. Singh P., Hoyte F., Heimans S., Exley B. Teacher Quality and Teacher Education: A Critical Policy Analysis of International and Australian Policies // Australian Journal of Teacher Education. 2021. No. 46(4). http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2021v46n4.1.

34. Smith D., Cook A. Teacher Education and the Principle of Uniqueness // South Pacific Journal of Teacher Education. 1992. Vol. 20, no. 2. Pp. 137-146. https://doi.org/10.1080/0311213920200206.

35. Soundararajan M., Prabakaran B., Padmini Devi K. R., Saravanakumar AR. Teacher Professionalism and Teacher Education. 2022. P. 2-5. https://doi.org/10.52458/9789391842598.2022.tb.

36. Tom A. Principles for Redesigning Teacher Education // Journal of Primary Education. 1996. Vol. 6, no. 1-2. Pp. 19-27.

37. Zhang M., Lundeberg M., McConnell T. J., Koehler M. J., Eberhardt J. Using Questioning to Facilitate Discussion of Science Teaching Problems in Teacher Professional Development // Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2010. No. 4 (1). https://doi.org/10.7771/1541-5015.1097.

38. Zhou X., Duan S., Li W. A Problem-Driven Discussion Teaching Method Based on Progressive Cycle // Cheng, J., Tang, X., & Liu, X. (eds) Cyberspace Safety and Security. Lecture Notes in Computer Science. 2021. Pp. 225-235. https://doi.org/10.1007/978-3-030-73671-2.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 370


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)