Проявление христианских установок в антропологии Марка Аврелия
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-12
Аннотация
Введение. Статья посвящена исследованию антропологических установок Марка Аврелия, сформированных в результате взаимного влияния римского стоицизма и раннего христианства. Цель данной работы – провести компаративный анализ позднестоической и христианской аксиологии, этики и продемонстрировать их актуальность в современную эпоху постмодернистской ценностной дезориентации.
Материалы и методы. Материалом исследования являются сочинения Марка Аврелия, новозаветные канонические Послания, труды христианских апологетов первых веков, а также работы современных отечественных и зарубежных авторов, посвященные духовной ситуации в Римской империи в правление Марка Аврелия, нравственным основам римского стоицизма; антропологическим, этическим идеям античного философа, связанным с христианской мыслью; взглядам раннехристианских авторов на мировоззрение императора и на римский стоицизм. Автор опирался на цивилизационный и диалектический подходы, использовал методы: герменевтический, аналитический, синтеза, обобщения, реконструкции философских воззрений, сравнительно-исторический.
Результаты исследования. В результате проделанной работы было установлено, что христианские по сути антропологические, аксиологические идеи Марка Аврелия (сущность человека, его путь в истории и посмертная судьба, этические константы) сформировались в результате двустороннего влияния: стоицизма на становление христианской доктрины в I–II веках, христианства – на мировоззрение мыслителя. Являясь гонителем христиан, философ на троне неосознанно воплощал те цели, которые преследовала молодая религия.
Обсуждение и заключения. Автору удалось осуществить сравнительный анализ антропологии, этики и аксиологии Марка Аврелия и раннего христианства. Исследование убедительно показало, что принятая в философской науке демаркация между древней языческой античностью и средневековым христианством условна. Условный характер носит и хронологическое определение данных исторических периодов. Подтверждением этому взаимопроникновению эпох служит огромное влияние римского стоицизма на формирование христианской апологетики, а также конгениальные христианству антропологические, этико-аксиологические установки римского стоика Марка Аврелия.
Об авторе
О. В. ПариловРоссия
Парилов Олег Викторович – доктор философских наук, профессор
Нижний Новгород
Список литературы
1. Блаженный Августин. Творения: в 4 т. Т. 1. Санкт-Петербург: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. 742 с.
2. Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. Москва: Мысль, 1987. 589 с.
3. Кочеров С. Н. Стоический оптимизм Марка Аврелия // ΣΧΟΛΗ. 2016. № 10.2. С. 559-570.
4. Кранк Э. О. Марк Аврелий: формула вочеловечения // Культурология, искусствоведение и филология: от теории к практике: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары: Чувашский государственный институт культуры и искусств Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, 2021. С. 57-70.
5. Лебедев П. Н. «Хорошие» и «плохие» римские императоры в раннехристианской апологетике II в. // Память и идентичность: особенности историописания в Античности,в Средние века и раннее Новое время: сборник статей по материалам межвузовской научной конференции / отв. редактор П. Н. Лебедев. Москва: РГГУ, 2019. С. 67-76.
6. Лебедев П. Н. «Noster est magis Caesar, a nostro deo constitutes»: образ императора в христианской апологетической литературе II–III вв. // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2017. № 10-1 (31). С. 31-39.
7. Лебедев П. Н. Образ Марка Аврелия в раннехристианской литературе // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2018. № 10 (43). С. 16-24.
8. Лосев А. Ф. Юбилейное собрание сочинений: в 9 т. Т. 9. Москва: Мысль, 2010. 703 с.
9. Мазурин К. М. Тертуллиан и его творения. Москва: Университетская типография, 1892. 356 с.
10. Марк Аврелий. Наедине с собой / пер. С. Роговин. Москва: М. и С. Сабашниковы, 1914. 199 с.
11. Пантелеев А. Д. Молниеносный легион: христианская легенда и реальность // Вестник СПбГУ. Серия 2: История. 2007. № 3. С. 143-149.
12. Пащак И. В. Марк Аврелий: этические, социальные и гражданственные аспекты учения // LXXI Международные научные чтения (памяти А. И. Ноткина): сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва: ЕФИР, 2020. С. 49-55.
13. Преображенский П. Ранние отцы Церкви: Антология. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. 734 с.
14. Прокопьев С. М. Возникновение христианской исторической мысли: Ориген Александрийский. Москва: МГУП, 2010. 175 с.
15. Ренан Э. Марк Аврелий и конец античности. Москва: Терра, 1991. 347 с.
16. Alston L. Stoic and Christian in the Second Century: A Comparison of the Ethical Teaching of Marcus Aurelius with That of Contemporary and Antecedent Christianity. London: Longmans, Green and Co., 1906. 146 р.
17. Anthony J. Guerra. The Conversion of Marcus Aurelius and Justin Martyr: The Purpose, Genre, and Content of the First Apology // Second Century. 1992. Vol. 9.3. Рр. 171-187.
18. Arnold E. V. Roman stoicism. London: Cambridge university press, 1911. 468 р. 19. Ball W. Rome in the East: The Transformation of an Empire. 2nd edition. London: Routledge, 2016. 594 р.
19. Bowman John L. A Reference Guide to Stoicism. Bloomington, IN: Author House, 2014. 220 р.
20. Buck P. L. Athenagoras’s Embassy. A Literary Fiction // Harvard Theological Review. 1996. Vol. 89. Рp. 209-226.
21. Burliga B. The emperor’s old clothes: Marcus Aurelius’ attitude towards the Christians again // Studia Elbląskie. 2011. Vol. 12. Рр. 149-168.
22. Cook J. G. Roman Attitudes Toward the Christians: From Claudius to Hadrian. Tübingen: Mohr Siebeck, 2010. 380 р.
23. Dodds E. R. Pagan and Christian in an age of anxiety: some aspects of religious experience from Marcus Aurelius to Constantine. New York: Cambridge University Press, 1965. 144 р.
24. Edwards M. Introduction: Apologetics in the Roman World // Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews, and Christians / Ed. by M. Edwards, M. Goodman, S. Price. Oxford: Oxford University Press, 1999. 318 р.
25. Gamble H. Y. Books and Readers in the Early Church: A History of Early Christian Texts. New Haven: Yale University Press, 1995. 337 р.
26. Grant M. The Antonines: the Roman Empire in transition. London: Routledge, 2016. 252 р.
27. Grant R. M. Five Apologists and Marcus Aurelius // Vigiliae Christianae. 1988. Vol. 42 (1). Рр. 1-17.
28. Holiday R., Hanselman S. Marcus Aurelius the Philosopher King. Lives of the Stoics. New York: Portfolio/Penguin, 2020. 352 р.
29. Kannaday W. C. Apologetic Discourse and the Scribal Tradition. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2004. 274 р.
30. Keresztes P. Marcus Aurelius a Persecutor? // Harvard Theological Review. 1968. Vol. 61 (3). Рр. 321-341.
31. Kovács P. Marcus Aurelius’ Rain Miracle and the Marcomannic Wars. Leiden/Boston: Brill, 2009. 301 р.
32. MacMullen R. Christianizing the Roman Empire (A.D. 100–400). New Haven; London: Yale University Press, 1984. 183 р.
33. Merrony M. The Plight of Rome in the Fifth Century AD. London: Routledge, 2017. 59 р.
34. Rhee H. Early Christian Literature: Christ and Culture in the Second and Third Centuries. The Apologies, Apocryphal Acts and Martyr Acts. London; New York: Routledge, 2005. 240 р.
35. Robertson D. How to Think Like a Roman Emperor: The Stoic Philosophy of Marcus Aurelius Archived 4 August 2019 at the Wayback Machine. New York: St. Martin's Press, 2019. 294 р.
36. Sage M. M. Eusebius and the Rain Miracle: Some Observations // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. 1987. Bd. 36, H. 1. Pр. 96-113.
37. Ulrich J. Apologists and apologetics in the second century // In Defence of Christianity: Early Christian Apologists / Ed. by J. Engberg, A.-C. Jacobsen, J. Ulrich. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2014. P. 30.