Вопросы подготовки профессиональных кадров для морехозяйственной деятельности по программе Маринет
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-8
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются вопросы подготовки профессиональных кадров для морехозяйственной деятельности в новых экономических условиях. Целью работы является разработка концепции подготовки профессиональных кадров для Маринет в современных условиях цивилизационной войны западных стран с Россией и пересмотра национальной политики в области образования, включая отношение к Болонскому процессу и переход к мобилизационной инноватике в экономике.
Материалы и методы. На основе анализа Дорожной карты Маринет НТИ России на период до 2035 года предложена концепция программы спецкурса дополнительного профессионального образования «Основы проектирования по программе «Маринет» с учетом современных тенденций развития общей конфигурации онлайн-офлайн-образования в мире. Ключевой особенностью программы является принцип непрерывности «профессионального образования всю жизнь», включающий раннее вовлечение детей и молодежи в морехозяйственную область экономики страны с учетом большого её потенциала и межпредметный подход к формированию учебных модулей. В концептах ESG- и STEM-образования с ориентацией на совместные программы университетов и бизнес-партнеров предложен переход от проектно-ориентированного образования к продуктово-ориентированному, нацеленному на создание и освоение в короткие сроки производства конкретной новой продукции, востребованной рынком.
Результаты исследования. Программа ДПО Маринет, рассчитанная на 72 часа, включает 9 блоков-модулей: 1) вводный блок – предпосылки перехода к продуктово-ориентированному ДПО; 2) морские биоресурсы и морская экология; 3) рыболовство, рыболовное оборудование и материалы; 4) инновационное судостроение; 5) цифровая навигация и связь; 6) аквакультура; 7) морская энергетика; 8) комплексная переработка морских биоресурсов; 9) глубокая переработка вторичных морских биоресурсов. Апробация программы ДПО Маринет в Калининградском государственном техническом университете позволяет решить задачи переориентации системы профессионального образования на профили STEM-компетенций с учетом инновационного предпринимательства.
Обсуждение и заключения. Внедрение предлагаемой программы в морское образование станет одной из ступеней ускоренного развития инновационной системы трека Маринет Национальной технологической инициативы (НТИ) России. Системная организация профессионального морского инженерного образования в тесном взаимодействии с организациями профессионального образования, научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро, с предпринимательским сообществом позволит реализовать продуктово-ориентированное образование, направленное на подготовку кадров, готовых работать в инновационной экономике морехозяйственной отрасли страны.
Об авторах
А. Я. ЯфасовРоссия
Яфасов Абдурашид Ярулаевич – доктор технических наук, профессор
Калининград
Н. Ю. Бугакова
Россия
Бугакова Нина Юрьевна – доктор педагогических наук, профессор
Калининград
Список литературы
1. Аполлова Т. А., Мухордова Л. Л., Тылик К. В. Практикум по ихтиологии: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Москва: МОРКНИГА, 2013. 338 с.
2. Бугакова Н. Ю., Яфасов А. Я. Вопросы подготовки профессиональных кадров для Маринет в условиях бифуркации мировой экономики (Часть 1. Постановка задачи) // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. 2022. № 2 (60). С. 31-39.
3. Белей В. Ф., Никишин А. Ю., Паршина В. Ф., Шабалин Л. Д. Энергосберегающие технологии в системах электроснабжения: учебное пособие для вузов / под ред. В. Ф. Белей. Калининград: КГТУ, 2021. 102 с.
4. Белей В. Ф., Сели В. В. Задорожный А. О. и др. Возобновляемые источники энергии: справочник модуля / под ред. В. Ф. Белей. Калининград: КГТУ, 2015. 257 с.
5. Боровков А. И., Рябов Ю. А., Марусева В. М. Новая парадигма цифрового проектирования и моделирования глобально конкурентоспособной продукции нового поколения // Цифровое производство: методы, экосистемы, технологии. Москва: МШУ «Сколково», 2018. С. 24-44.
6. Гавриков М. Б., Кислицын А. А., Орлов Ю. Н., Камбаров А. О., Никитюк Д. Б., Тутельян В. А. Цифровая персонифицированная нутрициология: проблемы и решения // Препринты ИПМ им. М. В. Келдыша. 2020. № 25. 36 с. http://doi.org/10.20948/prepr-2020-25.
7. Гайкович А. И. Теория проектирования водоизмещающих кораблей и судов: в 2-х томах. Санкт-Петербург: НИЦ МОРИНТЕХ, 2014.
8. Дегтярев А. В., Морозов В. Н., Яфасов А. Я. Аддитивные технологии в судостроении: тенденции и правовое регулирование // Морские интеллектуальные технологии. 2019. Т. 4, № 4 (46). С. 37-48.
9. Дверник А. В., Шеховцев Л. Н. Устройство орудий рыболовства: учебное пособие. Москва: Колос, 2007. 271 с.
10. Дверник А. В., Недоступ А. А. Задачник и примеры расчетов по технологии и управлению промышленным рыболовством: учебное пособие. Москва: Моркнига, 2015. 164 с.
11. Дмитриев В. И., Каретников В. В. Методы обеспечения безопасности мореплавания при внедрении беспилотных технологий // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2017. Т. 9, № 6. С. 1149-1158.
12. Ильин Н. И., Демидов Н. Н., Новикова Е. В. Ситуационные центры. Опыт, состояние, тенденции развития. Москва: МедиаПресс, 2011. 336 с.
13. Караганов С. А. Против нас большой Запад, который рано или поздно начнёт сыпаться: интервью // Россия в глобальной политике. 18.04.2022. URL: https://globalaffairs.ru/articles/protiv-nas-bolshoj-zapad/ (дата обращения: 02.12.2022).
14. Ким Г., Ким И., Кращенко В., Кушнирук А. Пищевая безопасность гидробионтов: учебное пособие. Москва: Моркнига, 2011. 647 с.
15. Кострикова Н. А., Яфасов А. Я. Инновационное возрождение Китая – роль образования и принципов меритократии: сравнение с США и Россией // Материалы III Международного конгресса «Университетское образование: опыт, проблемы перспективы развития», Минск, 15-17 мая 2013 г. Минск, 2013. Ч. 1. С. 86-90.
16. Колончин К. В., Бетин О. И., Рудашевский В. Д. Платформенная модель организации управления рыбным хозяйством России (системно-экономический подход) // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 1, № 12 (120). С. 21-35.
17. Мельникова А. Н. Рыба и морепродукты России. Москва: Эксмо, 2019. 224 с.
18. Нечаев Ю. И. Проблемы перестройки фундаментального образования на основе интеллектуальных технологий XXI века // Морские интеллектуальные технологии. 2017. Т. 1, № 4 (38). С. 155-163.
19. Нуреев Р. М., Бусыгин Е. Г. Экономические санкции Запада и российские антисанкции: успех или провал? // Журнал институциональных исследований. 2016. Т. 8, № 4. С. 6-27.
20. Пинский А. С. Новый курс Маринет: от поддержки проектов к поддержке компаний // Инновации. 2019. № 11 (253). С. 30-39. DOI: 10.26310/2071-3010.2019.253.11.007.
21. Правила Российского Речного Регистра: в 5 т. Т. 2, ч. I: Корпус и его оборудование. Москва: Российский Речной Регистр, 2019.
22. Атлас пресноводных рыб России: в 2 т. / под ред. Ю. С. Решетникова. 2-е изд. Москва: Наука, 2003. Т. 1. 379 с. Т. 2. 253 с.
23. Розенштейн М. М., Недоступ А. А. Механика орудий рыболовства: учебник. Москва: Моркнига, 2011. 528 с.
24. Ривкин Б. С. Беспилотные суда. Навигация и не только // Гироскопия и навигация. 2021. Т. 29, №1 (112). С. 111-132. DOI: 10.17285/0869-7035.0059.
25. Российский Морской Регистр Судоходства. Правила классификации и постройки морских судов, часть XVI. Санкт-Петербург, 2019.
26. Ассоциация по развитию международных исследований и проектов в области энергетики «Глобальная энергия»: сайт. URL: https://globalenergyprize.org/ru/ (дата обращения: 02.12.2022).
27. Стратегическая рамочная программа на 2022–2031 гг. Рим, октябрь 2021. 46 с. URL: https://www.fao.org/3/cb7099ru/cb7099ru.pdf (дата обращения: 02.12.2022).
28. Сбер. ESG в российском бизнесе: влияние новых условий. Как изменились практики устойчивого развития в российских компаниях в 2022 году. Октябрь 2022 г. 40 с. URL: https://sber.pro/digital/uploads/2022/10/ESG_opros_2610_9c34964c5c.pdf (дата обращения: 02.12.2022).
29. Тылик К. В. Общая ихтиология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Водные биоресурсы и аквакультура». Калининград: Аксиос, 2015. 394 с.
30. Удалов С. Н. Возобновляемые источники энергии. Новосибирск: НГТУ, 2014. 459 с.
31. Фасхутдинов Р. Робототехника – не хайп, а мейнстрим морской отрасли: интервью без галстуков с главой отраслевого центра "Маринет" // Корабел.ру. 20.05.2020. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/robototehnika_ne_hayp_a_meynstrim_morskoy_otrasli_intervyu_bez_galstukov_s_glavoy_rabochey_gruppy_marinet.html (дата обращения: 10.12.2022).
32. Хрусталев Е. И. Биологические основы пастбищной и индустриальной аквакультуры в Калининградской области: дис. … д-ра биол. наук: 03.02.06 Ихтиология. Калининград: КГТУ, 2021. 533 с.
33. Цели в области устойчивого развития. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 10.12.2022).
34. Шматко Н., Волкова Г. Наиболее востребованные STEM-профессии и компетенции // ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: сайт. 25.08.2021. URL: https://issek.hse.ru/news/499130554.html (дата обращения: 10.12.2022).
35. Яфасов А. Я. Перспективы перехода рыбохозяйственного комплекса России в цифровую экономику и формирование отраслевой экосистемы // Рыбное хозяйство. 2021. № 6. С. 4-9. https://doi.org/10.37663/0131-6184-2021-6-40-45.
36. Яфасов А. Я., Меркулов А. А., Поляков Р. К., Майтаков Ф. Г. Экосистема рыбной отрасли в цифровой экономике // Морские интеллектуальные технологии. 2020. Т. 2, № 4. С. 85-95.
37. Яфасов А. Я., Кострикова Н. А., Майтаков Ф. Г. Интеллектуальный реинжиниринг морского образования при переходе к цифровой экономике // Морские интеллектуальные технологии. 2019. № 2-2 (44). С. 149-154.
38. Яфасов А. Я., Кострикова Н. А. Концептуальные подходы к переходу рыбной отрасли России в цифровую экономику // Морские интеллектуальные технологии. 2021. Т. 1, № 1. С. 102-110. DOI: 10.37220/MIT.2021.51.1.015.
39. Яфасов А. Я. Актуализация Дорожной карты «Маринет» в современных условиях // Известия КГТУ. 2022. № 65. С.135-152.
40. Bregnballe J. A Guide to Recirculation Aquaculture. 2015. Available at: https://www.fao.org/3/i4626e/i4626e.pdf (accessed: 10.12.2022).
41. Boopendranath M. R. Basic principles of fishing gear design and construction // Meenakumari B., Boopendranath M.R., Pravin P., Thomas S.N., Edwin L. (eds) Winter School Manual: Advances in Harvest Technology. Central Institute of Fisheries Technology, CochinEditors, 2002. Pp.258-272. Available at: https://www.researchgate.net/publication/280028493_Basic_principles_of_fishing_gear_design_and_construction (accessed: 10.12.2022).
42. Eroldogan O. T., Glencross B., Novoveska L. et al. From the sea to aquafeed: A perspective overview // Reviews Aquaculture. 2022. Vol. 15, no. 3. Pp. 1-30. https://doi.org/10.1111/raq.12740.
43. Horton G., Finney H., Fischer S., Sikora I., McQuillen J., Ash N., Shakeel H. Technological, Operational and Energy Pathways for Maritime Transport to Reduce Emissions Towards 2050. Available at: https://www.concawe.eu/wp-content/uploads/Technological-Operational-and-Energy-Pathways-for-Maritime-Transport-to-Reduce-Emissions-Towards-2050.pdf (accessed: 10.12.2022).
44. Ghosh S., Sarkar T., Pati S., Kari Z.A., Edinur H.A., Chakraborty R. Novel Bioactive Compounds From Marine Sources as a Tool for Functional Food Development // Frontiers in Marine Science. 2022. Vol. 9. P. 832957. DOI: 10.3389/fmars.2022.832957.
45. Cusumano M. A., Gawer A., Yoffie D. B. The Business of Platforms: Strategy in the Age of Digital Competition, Innovation, and Power. Harper Business; Illustrated edition, 2019. 309 p.
46. He P., Chopin F., Suuronen P., Ferro R. S. T., Lansley J. Classification and illustrated definition of fishing gears // FAO Fisheries and Aquaculture Technical Paper No. 672. Rome, FAO, 2021. https://doi.org/10.4060/cb4966en.
47. Kostrikova N., Yafasov A. Topical Issues of Technological Modernization and Digitalization of the Fishery Complex in Russia // Polyakov R. (ed.) Ecosystems Without Borders. Opportunities and Challenges. Lecture Notes in Networks and Systems. Volume 474. Springer, 2022. Pp. 157-170. https://doi.org/10.1007/978-3-031-05778-6.
48. Mezenova N., Verkhoturov V. Study of the combined effect of a biologically active composition based on apiculture products and peptides extracted from fish scale in the training of athletes in speed and strength athletics disciplines // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021. Vol. 689. P. 012045.
49. Naval group has 3D printed a one tonne ship propeller for the French navy. Available at: https://3dprintingindustry.com/news/naval-group-has-3d-printed-a-one-tonne-ship-propeller-for-the-french-navy-182400 (accessed: 10.12.2022).
50. Petrenko E., Maitakov F., Merkulov A., Yafasov A. A System for Training Innovative Entrepreneurs with the Use of an Aggregator Platform for the Digital Economy // Polyakov R. (ed.) Ecosystems Without Borders. EcoSystConfKlgtu 2021. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 474. Springer, Cham, 2022. Pp.177-196. https://doi.org/10.1007/978-3-031-05778-6_19.
51. Porathe T. Maritime Autonomous Surface Ships (MASS) and the COLREGS: Do We Need Quantified Rules Or Is “the Ordinary Practice of Seamen” Specific Enough? // TransNav the International Journal on Marine Navigation and Safety of Sea Transportation. 2019. Vol. 13 (3). Pp. 511-518. http://dx.doi.org/10.12716/1001.13.03.04.
52. Research in maritime autonomous systems project Results and technology potentials. MUNIN-final-brochure. Available at: http://www.unmanned-ship.org/munin/wp-content/uploads/2016/02/MUNIN-final-brochure.pdf (accessed: 10.12.2022).
53. Rotter A., Gaudêncio S.P., Dubnika A., Vasquez M.I. Editorial: Marine Biotechnology, Revealing an Ocean of Opportunities // Frontiers in Marine Science. 2022. Vol. 9. P. 887630. https://doi.org/10.3389/fmars.2022.887630.
54. United Nations Decade of Ocean Science for Sustainable Development. The Ocean Decade. The Science We Need for the Ocean We Want. 10 Years. 10 Challenges. 1 Ocean. The Ocean holds the keys to an equitable and sustainable planet. Available at: https://www.oceandecade.org/ (accessed: 10.12.2022).