Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Исторический аспект развития школьных театров

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-6

Полный текст:

Аннотация

Введение. В современных реалиях система образования нуждается в инновационном подходе к обучению молодого поколения, так как требует подвижных и универсальных методов. Одним из методов является театральная практика в совокупности с педагогической. Рассматривая путь развития школьного театра, мы обращаем свое внимание на взаимодействие этих двух областей, на то, как изменяется подход через театральную практику в зависимости от текущего времени, выделяем положительные черты в процессе использования школьного театра как инструмента в образовательной системе. Путем изучения российского и зарубежного опыта применения данной методики отмечаем требующие преобразования детали, изучаем способы применения методики, пригодные в использовании для настоящего времени.

Материалы и методы. При написании данной статьи использовались теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, изучение научных статей и иных публикаций по теме исследования, а также обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований.

Результаты исследования. Рассмотрен процесс развития школьных театров в ходе исторического преобразования общества (в частности, российского); обозначены особенности применения театральной системы и характерные для неё процессы в условиях школьных театров; осуществлено сопоставление процессов развития школьных театров в разные исторические периоды в России и за рубежом.

Обсуждения и заключения. Процессы изменения, наблюдаемые в современном обществе, требуют корректировки педагогического и психологического подхода и иных способов использования средств театральной школьной педагогики в российской системе. Опираясь на методы использования школьного театра в других странах и российский опыт прошлых лет, мы можем внести положительные изменения в отечественные практики применения театра в школе.

Об авторах

А. Д. Фильченкова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Фильченкова Арина Денисовна – аспирант

Нижний Новгород

ResearcherID: HJB-3009-2022



А. А. Толстенева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Толстенева Александра Александровна – доктор педагогических наук, профессор

Нижний Новгород

ResearcherID: J-7887-2017



Список литературы

1. Брянцев А. А. Воспоминания и статьи, выступления, дневники, письма: сборник / [вступ. статья А. Н. Гозенпуд; коммент. А. А. Брянцева, А. Н. Гозенпуд]. Москва: Всероссийское театральное общество, 1979.

2. Громова Л. А., Ерома М. В. Социальное партнерство школы и театра в воспитании старшеклассников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 199. C. 67-72. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-199-67-72.

3. Головань И. В. Театральная педагогика – эффективное средство личностного развития школьников в условиях реализации обновлённых ФГОС // Актуальные вопросы внедрения и реализации обновленных ФГОС общего образования. Всероссийская научно-практическая конференция: сборник материалов / ред.: Н. В. Соколова, составитель: Е. А. Кивилёва. Киров, 2022. С. 155-158.

4. Едронова В. Н., Овчаров А. О. Система методов в научных исследованиях // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 10 (313). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-metodov-v-nauchnyh-issledovaniyah (дата обращения: 10.05.2023).

5. Ермакова Е. Ю., Поскакалова Т. А. «Мультимедиа-театр» как эффективная образовательная практика: опыт эмпирического исследования. Инновационные технологии в кинематографе и образовании // Материалы и доклады VII Международнойнаучно-практической конференции (г. Москва, 29-30 октября 2020 г.) / под общей редакцией О. Н. Раева. Москва: КУНА, 2020. C. 255-266.

6. Иринчинова Ц. Б., Бильтуев В. Г. Драматизация на уроках английского языка как стимул развития речи // Новые образовательные технологии, методы обучения и воспитания. Материалы международной научно-методической конференции (22 мая 2019 г.) / редкол.: Д. Г. Балбарова и др. Улан-Удэ: Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова, 2019. С. 118-121.

7. Коробенко М. Ю., Жидов А. В. Школьный театр как форма социокультурной практики школьников // Грани познания. 2020. № 5 (70). С. 93-96.

8. Корсунова Т. Н., Дорошенко С. И. Школьный театр и театральная педагогика в школьном образовании ХХ века // 21 век: фундаментальная наука и технологии. Материалы XXI международной научно-практической конференции (22-23 октября 2019 г.). North Charleston: LuluPress, Inc., 2019. С. 65-72.

9. Магия театра: методическое пособие / А. Н. Беликов [и др.]. Москва: Театральный институт имени Бориса Щукина, 2022. 43 с. URL: https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2022/06/teatr-magiya-shhuka.pdf (дата обращения: 10.05.2023).

10. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: новые практики формирования и оценивания: учебно-методическое пособие / под общей ред. О. Б. Даутовой, Е. Ю. Игнатьевой. Санкт-Петербург: КАРО, 2015. 160 с.

11. Некрасова Л. М. История развития театральной педагогики в России в трудах Института художественного образования // Педагогика искусства. 2011. № 4. С. 276-286. EDN OOBBTF.

12. Осинина Т. Н. Развитие способностей обучающихся на уроке в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 3. С. 21-25.

13. Подковырова М. В. Формирование у детей младшего школьного возраста духовно-нравственной культуры средствами русского народного театра и фольклора на занятиях по актёрскому мастерству в системе дополнительного художественного образования // Педагогика искусства. 2022. №2. С. 35-43.

14. Поскакалова Т. А. История развития театральных практик в образовании: зарубежный и отечественный опыт // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 2. C. 96-104. https://doi.org/10.17759/jmfp.2021100210.

15. Поскакалова Т. А. Применение театральной деятельности в образовательных и воспитательных целях: опыт эмпирического исследования с участием подростков // ХX Международная научно-практическая конференция молодых исследователей образования. Исследования, улучшающие образование. Тезисы конференции / редкол.: А. А. Марголис и др. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 648-653.

16. Поскакалова Т. А., Соловьёва А. Г. Театральная деятельность как средство развития рефлексии у учащихся подросткового возраста // ХX Международная научно-практическая конференция молодых исследователей образования. Исследования, улучшающие образование. Тезисы конференции / редкол.: А. А. Марголис и др. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 604.

17. Рубина Ю. И. Театр и подросток. Москва: Просвещение, 1970. 206 с.

18. Рубина Ю. И., Завадская Т. Ф., Шевелев Н. Н. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. Москва: Просвещение, 1974. 173 с.

19. Рубцова О. В., Сидоров А. В. «Особый театр» как средство социальной инклюзии: зарубежный и отечественный опыт // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13, № 1. С. 68-80. https://doi.org/10.17759/chp.2017130107.

20. Рубцова О. В. Ролевое экспериментирование в подростковом возрасте: применение драмы для конструирования зоны ближайшего развития // Cultural-Historical Psychology. 2021. Т. 17, №2. С. 105-113 DOI: 10.17759/chp.2021170210.

21. Рубцова О. В., Поскакалова Т. А. Театральная деятельность как средство развития и обучения в подростковом возрасте: результаты эмпирического исследования // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 6. С. 144-156. https://doi.org/10.17759/pse.2020250612.

22. Сац Н., Розанов С. Театр для детей / под ред. Н. Шер. Ленинград: Известия ЦИК, 1925. 139 с.

23. Северина О. В. Педагогический потенциал фестивалей школьных театров на английском языке // Диалог культур. Культура диалога: от конфликта к взаимопониманию. Материалы Второй международной конференции. Московский городской педагогический университет (21-25 апреля 2020 г.) / редкол.: Л. Г. Викулова и др. Москва: Языки народов мира, 2020. С. 262-269.

24. Современные проблемы театрально-творческого развития школьников: сборник научных трудов Академии педагогических наук СССР / редкол.: Е. К. Чухман, А. П. Ершова. Москва: АПН СССР, 1989. 125 с.

25. Соломахина Т. Н., Михалева И. М., Шевченко Е. В. Социоигровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология // Молодой ученый. 2017. № 16. С. 498-500. URL: https://moluch.ru/archive/150/42649 (дата обращения: 10.05.2023).

26. Филатова И. Ю. Театр русской народной сказки как средство формирования навыков общения у младших школьников с ДЦП // Образование детей дошкольного и младшего школьного: диалог наук о детстве. Сборник научных статей по результатам Всероссийской научной конференции с международным участием, посвящённой 100-летию Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина и 40-летию кафедры дошкольного и специального образования / ответственный редактор И.В. Сушкова; составители: И. В. Сушкова, Л. Н. Мартынова, О. Н. Лошкарёва. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. 2019. Часть 2. С. 157-162.

27. Ширяева В. Г. Школьный спектакль. Москва: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959. 128 с.

28. Ширяева С. А. Школа и театр как социальные партнеры в продвижении семейного чтения // Русский язык и культура. Взаимосвязи и взаимодействие. Материалы VI Международного педагогического форума (02-03 декабря 2019) / редкол.: С. И. Богданов и др. Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2020. С. 177-190.

29. D'Orio W. Hamilton Goes to High School How students are learning U.S. history from the hottest show on Broadway // Education next Summer. 2017. Vol. 17, no. 3.

30. Edinburgh Festival Fringe 2022 – Dramatics Magazine Online. Available at: https://dramatics.org/edinburgh-festival-fringe/ (accessed: 15.06.2023).

31. Eriksson S. A. Drama as education. A descriptive study of its development in education and theatre with particular relevance to the U.S.A. and England: Master’s thesis. Calgary: University of Calgary, 1979. DOI: 10.11575/PRISM/21180.

32. Farrell L. O. Formal Expression in Drama/Theatre Education // Schonmann S. (eds) Key Concepts in Theatre/Drama Education. SensePublishers, 2011. Pp. 253-257.

33. Gascon D. J. The Impact of Drama Pedagogy on Student Achievement, Attitude, and Empathy: An Action Research Study: Doctoral dissertation. 2019. Available at: https://scholarcommons.sc.edu/etd/5197 (accessed: 10.05.2023).

34. Harvard-Radcliffe Dramatic Club. Available at: https://hrdctheater.org/ (accessed: 10.05.2023).

35. Harold B. O. The high school and the college theatre work together // NASSP BULLETIN. Bowling Green State University, "The B-G News October 26, 1954". BG News (Student Newspaper). 1954. Vol. 39, no. 11. P. 2.

36. Kosnik C. The adolescent’s voice: how theatre participation impacts high schoolers and college students: Doctoral dissertation. Arizona: State University, 2014. 195 p. https://doi.org/10.1007/978-94-6091-332-7_41.

37. Laskarides A. Teaching adolescents civil law: process drama as a tool for achieving legal literacy / A. Laskarides [et al.] // Yaratıcı Drama Dergisi. 2019. Vol. 14, no. 1. Pp. 243-260. DOI: 10.21612/yader.2019.014.

38. Merrill J., Fleming M. Play-making and plays: the dramatic impulse and its educative use in the elementary and secondary school. New York: The Macmillan Co., 1930. 579 p.

39. Pondiscio R. Hamilton Speaks for Itself: Our Shared Ideals Belong to All Americans // Education next. 2016. Available at: https://www.educationnext.org/hamilton-speaks-for-itself-our-shared-ideals-belong-to-all-americans/ (accessed: 15.06.2023).

40. Siks G. B. Drama with Children. Harper & Row, 1977. 252 p.

41. Summer D. Therapeutic theatre with adolescents at-risk of school dropout: Doctoral dissertation. Lesley University, 2018. 149 p. Available at: https://digitalcommons.lesley.edu/expressive_dissertations/50/ (accessed: 10.05.2023).

42. Valbuena A. F. Developing key competencies through theatre practice: Good practices guide / Education and Culture DG Lifelong Learning Programme Grundtvig. Strasbourg, 2015. 77 p. Available at: http://www.resad.es/ecole/2015/guia-buenas-practicas.pdf (accessed: 10.05.2023).

43. Valverde C.P. Theatre in education (TIE) in the context of educational drama. Universidad de Granada // Lenguaje y textos La Coruña. 2002. No. 20. Pp. 7-19.


Рецензия

Просмотров: 81


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)