«Методика профессионального обучения» как ключевая дисциплина инженерно-педагогической подготовки: проблемы и перспективы обновления
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-4
Аннотация
Материалы и методы. Введение. Стремительные изменения, происходящие в области техники, технологий и производства, влияющие на потребности экономики и общества в целом, требуют реакции в плане обновления целей и содержания подготовки кадров для рынка труда со стороны системы профессионального образования. Понимая, что обучение профильным дисциплинам основывается не только на научно-техническом содержании преподаваемых дисциплин, но и на правилах дидактики, пристального внимания требует анализ опыта реализации одной из ключевых учебных дисциплин в рамках инженерно-педагогической подготовки будущих специалистов «Методики профессионального обучения». Цель статьи – выявить степень расхождения в содержании, реализации дисциплины, диагностировать степень удовлетворенности студентами качеством подготовки, определить приоритетные векторы обновления содержания методики профессионального обучения. Теоретико-методологическую основу исследования составили теория развития инженерно-педагогического образования (М. Г. Романцев, S. J. Choi и др.), проектирования содержания (П. Ф. Кубрушко, О. В. Тарасюк) и принцип двойного опережения (В. А. Федоров, M. E. Oswald-Egg, U. Renold и др.) в профессионально-педагогическом образовании. Был применен метод анализа учебных планов и рабочих программ дисциплины «Методика профессионального обучения» с использованием двухступенчатой выборки. Также в период с 21 октября по 3 ноября 2022 года нами был проведен опрос среди студентов различных вузов (n=126), освоивших учебную дисциплину.
Результаты исследования. Выявлены различия в организации преподавания методики профессионального обучения в разных российских вузах по следующим аспектам: объему, содержанию, формам, организационно-техническому оснащению и пр. Опрос студентов позволил выявить положительные (корректность и доброжелательность преподавателя и пр.) и отрицательные (степень трудоемкости самостоятельных работ и пр.) аспекты удовлетворенности образовательным процессом инженерно-педагогической подготовки, приоритетные для более подробного освоения разделы учебной дисциплины (проектирование новых методов и педагогических технологий, воспитательная деятельность в профессиональном образовании и др.).
Обсуждение и заключения. Совершенствование методики профессионального обучения предлагается организовать по таким ключевым направлениям, как нацеленность на расширение спектра инновационных методик и педагогических технологий и развитие у будущих педагогов креативного потенциала.
Об авторе
А. А. КоноваловРоссия
Коновалов Антон Андреевич – кандидат педагогических наук, директор научно-образовательного центра исследования перспектив кадрового обеспечения системы профессионального образования
Екатеринбург
Список литературы
1. Андрюхина Л. М., Ожиганова Д. А. Креативный потенциал будущих педагогов: диагностика и преодоление барьеров развития // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 4 (12). С. 75-91. DOI: 10.17853/2686-8970-2022-4-75-91.
2. Белгородский В. С., Лаврова О. М., Гусейнова С. Н., Исаева Т. А., Кобраков К. И., Мовсумзаде Э. М., Гусейнов Ф. И. Практико-ориентированные модели инженерного образования // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 65-70. DOI: 10.24412/2226-2296-2022-1-65-70.
3. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 44-64. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-44-64.
4. Блинов В. И., Сатдыков А. И., Осадчева С. А., Красовский Н. А. Опережающая профподготовка: формирование системообразующих компонентов // Образовательная политика. 2020. № 4 (84). С. 84-95.
5. Брыкова Л. В., Головенко А. Г., Смирнова С. А. Инженерная педагогика и перспективы ее применения в профессиональной подготовке специалистов // Человек и образование. 2015. Т. 45, № 4. С. 37-40.
6. Геворкян Е. Н., Савенков А. И. Диверсификация содержания подготовки будущих педагогов // Педагогика. 2019. № 4. С. 70-73.
7. Гиль С. С. К вопросу о синхронизации образовательной деятельности современного колледжа с запросами бизнеса // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 2 (10). С. 67-80. DOI: 10.17853/2686-8970-2022-2-67-80.
8. Гузанов Б. Н., Федулова М. А. Особенности транспрофессиональной инженерной подготовки в профессионально-педагогическом вузе // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 1. С. 66-70.
9. Данилаев Д. П., Маливанов Н. Н. Кадровое обеспечение системы технологического образования молодёжи: проблемы и пути решения // Высшее образование в России. 2021. №1. С. 60-72. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-60-72.
10. Двуличанская Н. Н., Пясецкий В. Б. Инженерное образование: практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 147-151.
11. Есенина Е. Ю., Коновалов А. А., Сатдыков А. И. Особенности формирования, оценки и совершенствования навыков педагогических работников сферы профессионального образования в зарубежной практике // Казанский педагогический журнал. 2022. № 5. С. 16-26. DOI: 10.51379/KPJ.2022.156.6.002.
12. Есенина Е. Ю., Кресс Х. Подготовка педагогических кадров профессионального образования (результаты российско-немецкого сотрудничества) // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 5. С. 98-119. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-5-98-119.
13. Кондратьев В. В., Иванов В. Г. Инженерное образование и инженерная педагогика: проблемы и решения // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17, № 24. С. 262-271.
14. Коновалов А. А., Лыжин А. И. Векторы обновления содержания профессионально-педагогического образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2. С. 47-56. DOI: 10.52944/PORT.2022.49.2.005.
15. Коновалов А. А., Шаров А. А. Анализ интеркорреляций компетентностных дефицитов педагогов профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 2 (10). С. 9-26. DOI: 10.17853/2686-8970-2022-2-9-26.
16. Кравец И. В. Организация самостоятельной работы бакалавров по дисциплине «Методика профессионального обучения» // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 97-103.
17. Кубрушко П. Ф., Шингарева М. В., Атапина Ю. А. Педагогическая подготовка преподавателей системы среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 2. С. 36-46. DOI: 10.52944/PORT.2022.49.2.004.
18. Кузнецов В. В. Методика профессионального обучения в постиндустриальном обществе: теория, опыт, проблемы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 2 (151). С. 147-150.
19. Кутумова А. А., Алексеевнина А. К., Буслова Н. С., Зыбина Н. В. Особенности методики профессионального обучения в педагогическом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 25-28.
20. Мезенцева Д. А., Джавлах Е. С., Елисеева О. В., Багаутдинова А. Ш. К вопросу о цифровой компетенции преподавателя // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 11. С. 88-97. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-11-88-97.
21. Минин М. Г., Бенсон Г. Ф., Беломестнова Э. Н., Паканова В. С. Педагогическая подготовка преподавателя инженерного вуза // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 20-29.
22. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.12.2022).
23. Петухова Е. С. Влияние развития системы федеральных учебно-методических объединений на качество среднего профессионального образования // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 3 (3). С. 48-56.
24. Полякова Т. Ю. Современные тенденции развития инженерной педагогики // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 12. С. 132-140. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-12-132-140.
25. Проекты примерных образовательных программ // Федеральное учебно-методическое объединение высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»: сайт. URL: https://fumoped.ru/tpost/481coul281-proekti-primernih-obrazovatelnih-program (дата обращения: 12.12.2022).
26. Романцев Г. М., Ронжина Н. В. Профессиональная педагогика и профессионально-педагогическое образование как единство теории и практики образовательного процесса // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина». 2013. № 4 (60). С. 111-115.
27. Рыжкова И. В. Содержание и особенности педагогической подготовки будущих преподавателей профессионального обучения // Агроинженерия. 2009. № 6. С. 66-69.
28. Старикова Л. Д. Проектирование самостоятельной работы студентов по дисциплине «Методика профессионального обучения» // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2013. № 9. С. 197-203.
29. Тарасюк О. В. Моделирование процесса подготовки бакалавра профессионального обучения к педагогическому проектированию // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина». 2013. № 4 (60). С. 58-66.
30. Федоров В. А., Кубрушко П. Ф., Дубицкий В. В., Феоктистов А. В. Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 7. С. 11-44. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-7-11-44.
31. Федоров В. А., Третьякова Н. В. Профессионально-педагогическое образование в России: историко-логическая периодизация // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 3. С. 93-119. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-3-93-119.
32. Cattaneo A., Antonietti C., Rauseo M. How digitalised are vocational teachers? Assessing digital competence in vocational education and looking at its underlying factors // Computers & Education. 2022. Vol. 176. DOI: 10.1016/j.compedu.2021.104358.
33. Choi S. J., Jeong J. C., Kim S. N. Impact of vocational education and training on adult skills and employment: An applied multilevel analysis // International Journal of Educational Development. 2019. Vol. 66. Pp. 129-138. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2018.09.007.
34. Li Q. Analysis and practice on the training of key ability of students majoring in electronic information in higher vocational education // Procedia Computer Science. 2021. Vol. 183. Pp. 791-793. DOI: 10.1016/j.procs.2021.02.130.
35. Oswald-Egg M. E., Renold U. No experience, no employment: The effect of vocational education and training work experience on labour market outcomes after higher education // Economics of Education Review. 2021. Vol. 80. DOI: 10.1016/j.econedurev.2020.102065.
36. Sandal A. K. Vocational teachers` professional development in assessment for learning // Journal of Vocational Education & Training. 2021. Pp. 1-23. DOI: 10.1080/13636820.2021.1934721.
37. Suharno, Pambudi N. A., Harjanto B. Vocational education in Indonesia: History, development, opportunities, and challenges // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 115. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.105092.
38. Wagiran W., Pardjono P., Suyanto W., Sofyan H., Soenarto S., Yudantoko A. Competencies of future vocational teachers: perspective of in-service teachers and educational experts // Journal Cakrawala Pendidikan. 2019. Vol. 2 (38). Pp. 387-397. DOI: 10.21831/cp.v38i2.25393.