Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Устойчивое развитие российской науки: «институциональные ловушки» научных журналов и перспективы их преодоления

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-9

Полный текст:

Аннотация

Введение. В новых экономических условиях прежний подход к устойчивому развитию науки России утратил свою актуальность. В связи с этим необходим новый подход, который будет предполагать следование не зарубежным ценностным ориентирам, включая цели устойчивого развития, а собственным традициям России. Именно эта проблема находится в центре внимания данной статьи.

Материалы и методы. Осуществляется систематизации успехов в области устойчивого развития науки России. Проводится трендовый анализ материалов международных университетских рейтингов, направленный на оценку изменения позиции России в них с опорой на материалы: рейтингов QS, Scimago и Times Higher Education (THE). Выявляются «институциональные ловушки» как барьеры на пути устойчивого развития науки России и перспективы их преодоления с опорой на материалы рейтинга журналов по экономике в электронной научной библиотеке e-library. Временные рамки исследования охватывают период с 2017 г. по 2022 г.

Результаты исследования. Выявлено три «институциональные ловушки» научных журналов. Первая: из-за субъективного рецензирования качественные научные статьи не допускаются до публикации. Вторая: почти 80 % авторов российских научных журналов – это одни и те же люди на протяжении всего года – и так каждый год. Третья: из-за отсутствия «свежих» идей рейтинговые журналы замыкаются на самоцитированиях, доля которых достигает 10 %, из-за чего журналы вместо того, чтобы приводить науку в движение, тормозят ее развитие.

Обсуждение и заключения. Ключевой вывод исследования заключается в том, что все «институциональные» ловушки российских научных журналов могут и должны быть преодолены, что позволит России совершить импортозамещение научных публикаций, преумножить достигнутые успехи научно-технического прогресса, а также укрепить стратегическое академическое лидерство.

Об авторах

Е. Г. Попкова
Московский государственный институт (университет) международных отношений (МГИМО) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Попкова Елена Геннадьевна – доктор экономических наук, профессор, почетный работник науки и высоких технологий; ведущий научный сотрудник центра прикладных исследований кафедры Экономической политики и государственно-частного партнёрства

Москва

Scopus Author ID: 55671568200



В. П. Кузнецов
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Кузнецов Виктор Павлович – доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предприятия

Нижний Новгород

ResearcherID: AAE-8174-2020,

Scopus Author ID: 56668831900



Э. К. Самерханова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Самерханова Эльвира Камильевна – доктор педагогических наук, профессор, первый проректор

Нижний Новгород



Список литературы

1. Вайндорф-Сысоева М. Е., Тихоновецкая И. П., Вьюн Н. Д. «Цифровой форсайт» – образовательная практика с конструктором коллективной работы в условиях гибридного обучения // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 2.

2. Гладилина И. П., Погудаева М. Ю., Сергеева С. А., Рузманкин С. Г., Токарева Е. С. Проектное управление в решении задач года фундаментальных наук в интересах устойчивого развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12, № 2-1. С. 41-48.

3. Дворкина М. Я. Как долго длится инновация? // Библиосфера. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-dolgo-dlitsya-innovatsiya (дата обращения: 04.12.2022).

4. Игнатьева Г. А., Сдобняков В. В. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 3.

5. Монастырский О. А. Наука – ведущий фактор устойчивого развития государства // Агро XXI. 2007. № 4-6. С. 1-5.

6. Мыратлыев Б. О., Мовламова М. Г. Наука и образование – гарантия устойчивого развития // Интернаука. 2021. № 12-2 (188). С. 72-73.

7. Наумов Е. А., Киракосян В. Э. Анализ факторов и условий формирования науки как социального института в условиях обеспечения устойчивого развития интеллектуальной экономики // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2016. Т. 12, № 4 (33). С. 75-84.

8. Национальный проект «Наука и университеты». URL: https://национальныепроекты.рф/projects/nauka-i-universitety (дата обращения: 04.12.2022).

9. Платонова И. С., Клёвина М. В. Внедрение концепций устойчивого развития на международных рынках образования и науки на примере самарского университета // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2022. Т. 13, № 1. С. 31-41.

10. Попкова Е. Г. Консорциум устойчивого развития и его вклад в модернизацию России // Россия: тенденции и перспективы развития. ежегодник: материалы XX Национальной научной конференции с международным участием. Москва, 2021. С. 861-862.

11. Попкова Е. Г. Консорциум устойчивого развития: задачи и перспективы в условиях глобальных вызовов // Повышение эффективности управления устойчивым развитием лесопромышленного комплекса: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию Воронежского государственного лесотехнического университета имени Г. Ф. Морозова / редколлегия: Е.А. Яковлева [и др.]. Москва: Знание-М, 2020. С. 6-10.

12. Принципы, нормы и критерии научности. URL: http://edu.tltsu.ru/er/book_view.php?book_id=1686&page_id=13416 (дата обращения: 04.12.2022).

13. Программа «Приоритет 2030». URL: https://priority2030.ru/analytics (дата обращения: 04.12.2022).

14. Рейтинг e-library российских журналов по экономическим наукам. URL: https://www.elibrary.ru/titles_compare.asp (дата обращения: 04.12.2022).

15. Сизых И. С. Наука и образование в реализации стратегии устойчивого развития общества // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12, № 2. С. 253-262.

16. Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». URL: http://kremlin.ru/acts/news/68278 (дата обращения: 04.12.2022).

17. Хмелинский И. В., Сталлинга П. Ч. Образование, наука и управление для устойчивого развития: сменить концепции // Научные горизонты. 2019. № 6 (22). С. 139-144.

18. Эксперты обсудили создание Национальной системы оценки результативности научных исследований и разработок, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/48219/ (дата обращения: 12.03.2023).

19. Barron G. R. S. How university rankings are made through globally coordinated action: a transnational institutional ethnography in the sociology of quantification // Higher Education. 2022. https://doi.org/10.1007/s10734-022-00903-y.

20. Belli S., Mugnaini R., Baltà J. et al. Coronavirus mapping in scientific publications: When science advances rapidly and collectively, is access to this knowledge open to society? // Scientometrics. 2020. Vol. 124. Pp. 2661-2685. https://doi.org/10.1007/s11192-020-03590-7.

21. Brankovic J., Hamann J., Ringel L. The institutionalization of rankings in higher education: continuities, interdependencies, engagement // Higher Education. 2023. https://doi.org/10.1007/s10734-023-01018-8.

22. Burrell G., Hyman M. R., Michaelson C. et al. The Ethics and Politics of Academic Knowledge Production: Thoughts on the Future of Business Ethics // Journal of Business Ethics. 2022. Vol. 180. Pp. 917-940. https://doi.org/10.1007/s10551-022-05243-6.

23. Can İ. H., Honca M. Awareness of scientific publication ethics in higher education // International Journal of Ethics Education. 2022. https://doi.org/10.1007/s40889-022-00154-6.

24. Chirikov I. Does conflict of interest distort global university rankings? // Higher Education. 2022. https://doi.org/10.1007/s10734-022-00942-5.

25. Committee on Publication Ethics. COPE advice to editors on geopolitical intrusions on editorial decisions (1 August 2013). 2022. Available at: https://publicationethics.org/news/cope-advice-editors-geopolitical-intrusions-editorial-decisions (accessed: 04.12.2022).

26. Drolet M. J., Rose-Derouin E., Leblanc J. C. et al. Ethical Issues in Research: Perceptions of Researchers, Research Ethics Board Members and Research Ethics Experts // Journal of Academic Ethics. 2023. Vol. 21. Pp. 269-292. https://doi.org/10.1007/s10805-022-09455-3.

27. Estrada-Real A. C., Cantu-Ortiz F. J. A data analytics approach for university competitiveness: the QS world university rankings // International Journal on Interactive Design and Manufacturing. 2022. Vol. 16. Pp. 871-891. https://doi.org/10.1007/s12008-022-00966-2.

28. Freisinger E., Heidenreich S., Landau C., Spieth P. Business Model Innovation Through the Lens of Time: An Empirical Study of Performance Implications Across Venture Life Cycles // Schmalenbach Journal of Business Research. 2021. Vol. 73. Pp. 339-380. https://doi.org/10.1007/s41471-021-00116-6.

29. Hamann J., Ringel L. The discursive resilience of university rankings // Higher Education. 2023. https://doi.org/10.1007/s10734-022-00990-x.

30. Kroll-Desrosiers A., Gutierrez J., Pytell J. D. From the Editor’s Desk: Ethics in Reviewing // Journal of General Internal Medicine. 2023. Vol. 38. Pp. 1-2. https://doi.org/10.1007/s11606-022-07832-7.

31. Mazov N. A., Gureyev V. N. Publication Relationships between Editorial Board Members and Parent Journals in the Context of Research Ethics // Scientific and Technical Information Processing. 2021. Vol. 48. Pp. 248-257. https://doi.org/10.3103/S0147688221040031.

32. Mishra K., Dabas A. Publication Ethics // Indian Pediatrics. 2021. Vol. 58. Pp. 781-785. https://doi.org/10.1007/s13312-021-2291-6.

33. QS World University Rankings 2019. Available at: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2019 (accessed: 04.12.2022).

34. QS World University Rankings 2022. Available at: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2022 (accessed: 04.12.2022).

35. Scimago Country Rank 2017. Available at: https://www.scimagojr.com/countryrank.php?year=2017 (accessed: 04.12.2022).

36. Scimago Country Rank 2020. Available at: https://www.scimagojr.com/countryrank.php?year=2020 (accessed: 04.12.2022).

37. Singhal S., Kalra B. S. Publication ethics: Role and responsibility of authors // Indian Journal of Gastroenterology. 2021. Vol. 40. Pp. 65-71. https://doi.org/10.1007/s12664-020-01129-5.

38. Soehartono A. M., Yu L. G., Khor K. A. Essential signals in publication trends and collaboration patterns in global Research Integrity and Research Ethics (RIRE) // Scientometrics. 2022. Vol. 127. Pp. 7487-7497. https://doi.org/10.1007/s11192-022-04400-y.

39. Su W., Wang Z., Zhang C., Balezentis T. Determinants of the innovation efficiency of strategic emerging enterprises: evidence from the robust frontiers // Economic Change and Restructuring. 2023. Vol. 56. Pp. 1433-1465. https://doi.org/10.1007/s10644-022-09480-7.

40. Tanriverdi O., Ozcan M. Questions asked through two examples of dilemmas of publication ethics in the process of COVID-19 // Medical Oncology. 2020. Vol. 37. P. 86. https://doi.org/10.1007/s12032-020-01411-8.

41. Times Higher Education (THE) World University Rankings “Impact Rankings 2021: assess universities against the United Nations’ Sustainable Development Goals (SDGs)”. Available at: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings (accessed: 04.12.2022).

42. Wilbers S., Brankovic J. The emergence of university rankings: a historical-sociological account // Higher Education. 2021. https://doi.org/10.1007/s10734-021-00776-7.


Рецензия

Просмотров: 142


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)