Теоретические и прикладные аспекты оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций в России
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-2
Аннотация
Введение. В статье представлено комплексное исследование по проблеме оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций. Представлена и обоснована структурная модель оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций на теоретико-методологическом и методическом уровнях. Определены ключевые показатели оценки, описана интегральная карта оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций как технологический компонент модели и инструментарий проведения внутреннего самообследования и внешней экспертизы в контексте делегировании им новых социально-значимых функций.
Материалы и методы. Материалы составили отечественные и зарубежные исследования, отразившие опыт деятельности профессиональных педагогических ассоциаций и результаты мониторинговых исследований с участием респондентов различных профессиональных групп, занятых в сфере образования. В ходе исследования применялись методы системно-структурного анализа и обобщений, мониторинга, конструирования и моделирования.
Результаты исследования. Расширены представления о деятельности психолого-педагогических ассоциаций в контексте вызовов современного образования. Спроектирована и обоснована структурно-функциональная модель оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций на теоретико- методологическом и методическом уровнях.
Обсуждение и заключения. Обоснована практическая значимость разработанной структурно-функциональной модели оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций. Уточнено, что перспективы исследования связываются с внедрением разработанной модели в практический контур.
Ключевые слова
Об авторах
Н. Н. ДемидоваРоссия
Наталья Николаевна Демидова, доктор педагогических наук, профессор, декан
факультет психологии и педагогики
Нижний Новгород
А. В. Зулхарнаева
Россия
Анастасия Васильевна Зулхарнаева, кандидат педагогических наук, заместитель декана
факультет психологии и педагогики
Нижний Новгород
Н. Е. Лобжанидзе
Россия
Наталья Евгеньевна Лобжанидзе, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой
кафедра геоэкологии
Москва
Список литературы
1. Антонова Л. Н. Развитие педагогических ассоциаций в Московской области: региональная модель / Л. Н. Антонова // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. – 2017. – № 3. – С. 3-7.
2. Белинова Н. В. Анализ основных направлений деятельности региональных ассоциаций учителей / Н. В. Белинова [и др.] // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 6 (54). – С. 555-575. DOI: 10.32744/pse.2021.6.37.
3. Вершинина Н. А. Роль профессиональных сообществ в становлении коммуникативной компетентности молодых педагогов ДОУ / Н. А. Вершинина // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2014. – № 2. – С. 73.
4. Гарбузова А. С. Ассоциация социальных педагогов в контексте стратегических задач развития муниципального образования / А. С. Гарбузова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 55. – С. 365-369.
5. Игнатьева Г. А. Глава 4: Научный императив опережающего образования ДППО в рамках системы научно-методического сопровождения педагогов / Г. А. Игнатьева [и др.] ; редкол.: Ж. В. Мурзина, О. Л. Богатырева // Педагогика и психология как науки формирования потенциала современного общества : монография. – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – С. 66-98. DOI: 10.31483/r-99450.
6. Игнатьева Г. А. Институциональный вектор организационной трансформации университета педагогического профиля / Г. А. Игнатьева, В. В. Сдобняков, О. В. Тулупова // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31638 (дата обращения: 15. 10. 2022).
7. Нерадовская О. Р. Использование образовательного потенциала неформального профессионального сообщества для развития профессионализма педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 08. / О. Р. Нерадовская. – Томск, 2018. – 23 с.
8. Отчет по исполнению II этапа Государственного контракта № 08. 018. 11. 0018 от 09 июня 2014 г. Проекта «Поддержка и развитие общественно-профессиональных сообществ учителей-предметников в системе общего образования» (руководитель проекта: Осечкина Лариса Ивановна). – Москва, 2014. URL: https://studylib.ru/doc/4205002/ii.1.-sovershenstvovanie-modeli-podderzhki-i-razvitiya (дата обращения 04. 11. 2022).
9. Поташник М. М. Эксклюзивные аспекты управления школой: пособие для руководителей образовательных учреждений и их заместителей : 2-е издание / М. М. Поташник. – Москва: Легион, 2016. – 288 с. ISBN 978-5-9966-0734-1.
10. Разработка и внедрение системной модели оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций: монография / Н. Н. Демидова [и др.]; под ред. Н. Н. Демидовой. – Н. Новгород: Мининский университет, 2021. – 160 с. ISBN: 978-5-85219-797-9.
11. Слепенкова Е. А. Становление и развитие педагогического образования в России: XVIII – XX вв. / Е. А. Слепенкова, С. И. Аксёнов // Вестник Мининского университета. – 2021. – Т. 9, № 1. – С. 7. doi: 10.26795/2307-1281-2021-9-1-7.
12. Указ Президента Российской Федерации от 07. 05. 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Правительство Российской Федерации: официальный сайт. URL: http://government.ru/docs/all/116490/ (дата обращения: 04. 11. 2022).
13. Фролова С. В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С. В. Фролова // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 2. – С. 3. doi: 10.26795/2307-1281-2022-10-2-3.
14. Эффективность деятельности профессиональных сетевых сообществ // Развитие образования: новости, аналитика, экспертиза. – 2016. – 11 апреля. URL: https://vercont.ru/informatsionnye_materialy/ekspertno_analiticheskie_materialy/effektivnost_deyatelnosti_professionalnykh_setevykh_soobshchest.html (дата обращения: 04. 11. 2022).
15. Anif S., Sutama S., Prayitno H. J., Idrus N. B. M. Effectiveness of pedagogical competence: A development model through association of biology teachers’ forum // Journal Pendidikan IPA Indonesia. 2019. Vol. 8 (1). Рp. 22-31. doi: 10.15294/jpii.v8i1.17176.
16. California Association of Science Educators. Available at: https://cascience.org (accessed: 04. 11. 2022).
17. Demidova N. N., Loshchilova A. A., Vinokurova N. F., Zulkharnaeva A. V., Martilova N. V. Pedagogical model for the development of a sustainable lifestyle of a student in a cultural landscape // Revista on Line de Politica E Gestao Educacional. 2021. Vol. 25, no. 3. Pp. 2291-2310. doi: 10.22633/rpge.v25i3.15928.
18. Elsheikh A., Coombe C., Effiong O. (eds) The Role of Language Teacher Associations in Professional Development. Springer Cham, 2018. doi: 10.1007/978-3-030-00967-0.
19. Gutsu E. G., Demeneva N. N., Kochetova E. V., Kolesova O. V., Mayasova T. V. Subjective Representation Study of University Teachers About the Significance of Changes in Higher Education // Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91. Springer, Cham, 2020. Pp. 439-445. doi: 10.1007/978-3-030-32015-7_49.
20. Gutsu E. G., Demeneva N. N., Mayasova T. V., Kolesova O. V., Kochetova E. V., Tivikova S. K. Current problem of education management: Subjective attitude of university teachers to changes in higher education // Universal Journal of Educational Researchthis link is disabled. 2020. Vol. 8 (11B). Рp. 6036–6041. DOI: 10.13189/ujer.2020.082239.
21. Marchant G., Mulvihill T., Martin L. Voices in Education: Professional Teacher Associations // Teacher Educator. 2015. Vol. 50 (1). Рp. 1-8. doi: 10.1080/08878730.2014.976060.
22. Music Teachers National Association. Available at: https://www.mtna.org/ (accessed: 04. 11. 2022).
23. Safitri A., Gafur A. Involvement in Subject Teachers Association (MGMP), Pedagogical and Professional Competencies of Civic Teachers, And Learning Outcomes: A Correlational Study // Journal Ilmu Pendidikan. 2019. Vol. 25 (2). Pp. 66-72. doi: 10.17977/um048v25i2p66-72.
24. The Australian Association of Mathematics Teachers. Available at: https://aamt.edu.au/ (accessed: 04. 11. 2022).
25. The Australian Professional Teachers Association. Available at: https://www.apta.edu.au/ (accessed: 04. 11. 2022).
26. The Early Childhood Education Teacher´s Union of Finland. Available at: https://www.vol.fi/in-english (accessed: 04. 11. 2022).
27. The Japan Association for Language Teaching. Available at: https://jalt.org (accessed: 04. 11. 2022).
28. The Kansas Association of American Educators. Available at: https://www.kanaae.org (accessed: 04. 11. 2022).
29. The National Education Union. Available at: https://neu.org.uk (accessed: 04. 11. 2022).
30. The World Education Research Association. Available at: https://www.weraonline.org (accessed: 04. 11. 2022).
31. Vangrieken K., Meredith C., Packer T., Kyndt E. Teacher communities as a context for professional development: A systematic review // Teaching and Teacher Education. 2017. Vol. 61. Рp. 47-59. doi: 10.1016/j.tate.2016.10.001.