Современные подходы к систематизации информационных научно-методических ресурсов
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-13
Аннотация
Введение. Изучение подходов к разработке инструментария для оптимизации процесса поиска научно-методических источников в соответствии с целью исследования или профессиональной деятельностью педагога на сегодняшний день является важнейшей проблемой. В научной среде предлагаются различные подходы для решения данной проблемы, в том числе каталогизацию информационных ресурсов.
Целью статьи является описание подхода к каталогизации научно-методических разработок по проектированию и реализации дополнительных профессиональных программ в системе дополнительного образования.
Материалы и методы. В соответствии с целью исследования были привлечены такие методы научного познания, как изучение, анализ и систематизация исследовательских работ и методических разработок, отражающих современные тенденции в сфере образования и актуальных при разработке и реализации дополнительных профессиональных программ. На основе полученного теоретического опыта использованы прогнозирование и моделирование учебного процесса в дополнительном образовании для эффективного функционирования образовательной системы.
Результаты исследования. Результатом исследования является разработка методического решения формирования аннотированного тематического каталога на основе проведенной работы по систематизации информационно-аналитических материалов актуального образовательного контента для использования при разработке и реализации программ в области дополнительного образования. Систематизированная база информационно-аналитических материалов является ресурсом для проектирования концептуальных основ развития дополнительного образования, разработки образовательных программ, организации научно-исследовательской, экспериментальной, инновационной деятельности.
Обсуждение и заключения. Важность данной работы заключается в создании систематизированной базы актуальных достоверных научно-методических источников для формирования образовательного пространства и обеспечения эффективной реализации дополнительного образования. Кроме того, выявлены обобщенный подход, методическое
решение к процессам систематизации и каталогизации информационно-аналитических материалов в области педагогической науки и практики.
Об авторах
Г. А. ПапутковаРоссия
Галина Александровна Папуткова, доктор педагогических наук, доцент, заместитель начальника Управления
Управление взаимодействия с педагогическими вузами
Москва
И. В. Головина
Россия
Инна Валентиновна Головина, кандидат химических наук, начальник Управления
Управление взаимодействия с педагогическими вузами
Москва
Т. Ю. Медведева
Россия
Татьяна Юрьевна Медведева, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий эксперт
Управление взаимодействия с педагогическими вузами
Москва
Список литературы
1. Агаркова И. А. Лингвистическое обеспечение процессов каталогизации научной библиотеки / И. А. Агаркова, Г. С. Щербинина // Библиотеки вузов Урала. – 2011. – № 10. – С. 89-110.
2. Анохин А. А. Развитие электронных информационных ресурсов библиотеки учреждения высшего образования в оценке их востребованности пользователями / А. А. Анохин // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – № 1 (27).
3. Башмаков А. И. Каталогизация образовательных информационных ресурсов / А. И. Башмаков, В. А. Старых ; под ред. А. Н. Тихонова [и др.] // Интернет-порталы: содержание и технологии: сборник научных статей. – Вып. 1. – Москва: Просвещение, 2003. – С. 511-558.
4. Белько Е. С. Использование электронных обучающих курсов при организации самостоятельной работы студентов / Е. С. Белько [и др.] // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 1. – С. 107-112.
5. Бова В. В. Классификация и систематизация ресурсов знаний в информационных системах: онтологический подход / В. В. Бова [и др.] // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. – 2015. – № 1 (21). – С. 27-39.
6. Головина И. В. Основы государственной политики в образовании: учебно-методическое пособие для обучающихся по программам магистратуры УГСН 44. 00. 00 / И. В. Головина, Е. Н. Глубокова // Образование и педагогические науки. – Москва, 2022.
7. Железовская Г. И. Сетевые ресурсы для организации научно-исследовательской работы учащихся / Г. И. Железовская, Н. Г. Недогреева, О. В. Пикулик // Среднее профессиональное образование. – 2019. – № 8. – С. 43-45.
8. Ласточкина Н. В. Роль и функции каталогизатора в настоящее время и в будущем: ситуация в научных библиотеках России и США / Н. В. Ласточкина, О. Ф. Семенова // Научные аграрные библиотеки в современных условиях: проблемы, перспективы, инновации, технологии: сборник докладов Международной научной конференции. – Москва, 2015. – С. 127-137.
9. Левин Г. Л. Библиотечно-библиографическая каталогизация в структуре библиографической деятельности: теоретико-терминологический анализ / Г. Л. Левин // Румянцевские чтения – 2022: материалы Международной научно-практической конференции : в 2-х частях : Часть 1. – Москва, 2022. – С. 443-450.
10. Медведева Т. Ю. Проектирование сетевых форматов реализации образовательной программы средствами применения lean-технологий / Т. Ю. Медведева, А. Н. Медведев // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-4. – С. 245-248.
11. Медведева Т. Ю. Проектирование модели развития образовательной программы в современных условиях / Т. Ю. Медведева, О. А. Сизова, А. Н. Медведев // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-1. – С. 258-261.
12. Папуткова Г. А. Концепция проектирования основных профессиональных образовательных программ будущих педагогов / Г. А. Папуткова, Р. А. Саберов, И. Ф. Фильченкова // Вестник Мининского университета. – 2021. – Т. 9, № 4 (37).
13. Поначугин А. В. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза / А. В. Поначугин, Ю. Н. Лапыгин // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7, № 2 (27). – С. 5.
14. Романов П. С. Эффективность, контроль качества каталогизации и будущее научных библиотек / П. С. Романов // Культура: теория и практика. – 2016. – № 2 (11). – С. 6.
15. Сизова О. А. Практика реализации культурно-образовательных проектов в подготовке учителей музыки: опыт международного студенческого сотрудничества / О. А. Сизова, Т. Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-2. – С. 206-209.
16. Старых В. А. Информационные ресурсы для сферы образования: каталогизация, классификация, онтология / В. А. Старых, А. И. Башмаков, В. Н. Белоозеров // Информационные системы и технологии. – 2013. – № 6. – С. 88-102.
17. Сяо Мэн. Разработка системы поиска научно-педагогической информации в сети Интернет: автореф. дис. … канд. пед. наук / Сяо Мэн. – Москва, 2001. – С. 146-155.
18. Халадов Х. А. С. Публикационная активность педагогических вузов: количественные и качественные показатели / Х. А. С. Халадов, И. В. Головина, Г. А. Папуткова // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 2. – С. 58-67.
19. Digital reference project advances: Library and OCLC to develop prototype // LC information bulletin. 2001. Vol. 60, no. 3. P. 55.
20. Fedorov A. A., Paputkova G. A., Filchenkova I. F., Ilaltdinova E. Y., Klyueva M. I. Оpen digital education space: classification of e-services at university // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Vol. 8, no. 2. Pp. 2495-2498.