Предупреждение дислексии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: организационно-содержательная модель коррекционно-педагогической работы
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются вопросы профилактики дислексии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Представлен анализ теоретических источников, на основе которого были сформулированы основные задачи исследования. Представлены результаты экспериментального изучения функционального базиса чтения с целью определения готовности детей с общим недоразвитием речи к овладению навыками чтения. Определены необходимость разработки модели коррекционно-педагогической работы по предупреждению дислексии у детей изучаемой категории, ее значимость для психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в образовательной организации.
Материалы и методы. В исследовании готовности к овладению навыками чтения использовались следующие методы: анализ теоретической и методической литературы; диагностические методики экспериментального изучения готовности детей к овладению технической стороной процесса чтения и читательской компетенцией.
Результаты исследования. На основании анализа результатов обследования была определена необходимость психолого-педагогического сопровождения коррекционно-педагогического процесса формирования функционального базиса речи. Сформулированы основные положения, цель, задачи и структурные компоненты модели коррекционно-педагогической работы по предупреждению дислексии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Обсуждение и заключения. В ходе исследования были выявлены причины недостаточной готовности детей с общим недоразвитием речи к овладению навыками чтения и определены основные задачи коррекционно-педагогической работы. Представление модели как системы, состоящей из структурных элементов, её поэтапная реализация, описание взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса позволили рассмотреть коррекционно-педагогическую работу в контексте психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в образовательной организации.
Об авторах
С. Г. ЩербакРоссия
Светлана Геннадьевна Щербак, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры, руководитель ОПОП
кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик
ОПОП 44. 03. 03 Специальное (дефектологическое) образование (направленность (профиль) – Логопедия)
Челябинск
Н. В. Менг
Россия
Наталья Викторовна Менг, учитель-логопед, магистр педагогики
Челябинск
Список литературы
1. Алмазова А. А. Состояние готовности детей к обучению письму и чтению: концепции и результаты исследования / А. А. Алмазова [и др.] // Специальное образование. – 2017. – № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-gotovnosti-detey-k-obucheniyu-pismu-i-chteniyu-kontseptsii-i-rezultaty-issledovaniya (дата обращения: 18. 01. 2022).
2. Ахутина Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. – Москва: Изд-во В. Секачев, 2019. – 133 с.
3. Ахутина Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. – Москва: Академия, 2015. – 282 с.
4. Величенкова О. А. Логопедическое сопровождение обучения грамоте первоклассников с особыми образовательными потребностями / О. А. Величенкова ; под общей ред. О. А. Величенковой // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция: научная монография. – Москва, 2018. – С. 237-260.
5. Величенкова О. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / О. А. Величенкова, М. Н. Русецкая. – Москва: Национальный книжный центр, 2015. – 320 с.
6. Величенкова О. А. Проблема нарушений письма и чтения у детей: данные всероссийского опроса / О. А. Величенкова [и др.] // Специальное образование. – 2019. – № 43 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-narusheniy-pisma-i-chteniya-u-detey-dannye-vserossiyskogo-oprosa/viewer (дата обращения: 18. 01. 2022).
7. Волковская Т. Н. К проблеме совершенствования диагностических методов выявления причин нарушений письма и чтения у учащихся начальных классов / Т. Н. Волковская // Школьный логопед. – 2021. – № 2 (78). – С. 4-9.
8. Гончарова Е. Л. Психологическая реконструкция ранних этапов читательского развития (по материалам изучения и обучения слепоглухих детей): монография / Е. Л. Гончарова. – Москва: Полиграф сервис, 2009.
9. Дьякова Е. И. Психофизиологические основы формирования полноценного навыка чтения младших школьников / Е. И. Дьякова, Г. Р. Шпиталевская // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: материалы II научно-практического семинара. – Симферополь: Изд-во «Ариал», 2018. – С. 122-127.
10. Жинкин Н. И. К вопросу о развитии речи у детей / Н. И. Жинкин // Советская педагогика. – 1954. – № 6.
11. Карачевцева И. Н. Смысловой компонент читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи: изучение и направления работы: монография / И. Н. Карачевцева, Т. А. Алтухова. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013.
12. Киселёва Н. Ю. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией основной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук : 13. 00. 03. / Н. Ю. Киселёва. – Москва, 2013.
13. Киселёва И. Ю. Диагностика нарушений чтения у учащихся, осваивающих программу основного общего образования / И. Ю. Киселёва ; под общей редакцией А. А. Алмазовой [и др.] // Методический сборник по материалам Международного симпозиума. – Москва: Изд-во: ООО «Логомаг», 2018.
14. Корнев А. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению чтению / А. Н. Корнев // Homo legens-3. Человек читающий : сборник статей памяти А. А. Леонтьева (1936-2004). – Санкт-Петербург, 2006. – С. 251-257.
15. Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи / А. Н. Корнев. – Москва: АЙРИС-ПРЕСС, 2006.
16. Корнеев А. А. Компьютерные методы нейропсихологической диагностики / А. А. Корнеев, Е. Ю. Матвеева, Т. В. Ахутина // Вести БГПУ. Сер. 1. Педагогика. Психология. Филология. – 2019. – Т. 1, № 2. – С. 84-89.
17. Корнев А. Н. Поэтапное формирование оперативных единиц письма и чтения как базовый алгоритм освоения этих навыков / А. Н. Корнев // Нарушения письма и чтения у детей. Изучения и коррекция. – Москва: Издательство ЛОГОМАТ, 2018. – С. 6-23.
18. Лагутина А. В. Нарушения речи и обучение чтению детей пятого года жизни / А. В. Лагутина. – Москва: Национальный книжный центр, 2011.
19. Ланина Т. Н. Формирование зрительно-моторной координации в инклюзивном и дифференцированном обучении детей с нарушениями чтения / Т. Н. Ланина // Сборник материалов IХ Международной научно-практической конференции Российской ассоциации дислексии. – Москва: Изд-во ГИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020. – С.126-131.
20. Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – Санкт-Петербург: Союз, 2001. – 224 с.
21. Левина Р. Е. Нарушение чтения и письма у детей с недостатками речи / Р. Е. Левина. – Москва: Медицина, 1961. – 112 с.
22. Левашов О. В. Зрение. Мозг. Движение / О. В. Левашов. – Москва: Союзкнига, 2018. – 128 с.
23. Русецкая М. Н. Нарушение чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин: монография / М. Н. Русецкая. – Санкт-Петербург: КАРО, 2007. – 192 с.
24. Соколова Л. В. Психофизиологические основы формирования навыка чтения: автореф. дис. … д-ра биол. наук: 03. 00. 13. / Л. В. Соколова. – Москва, 2005.
25. Соколова Л. В. Трудности формирования навыка чтения у первоклассников с факторами риска раннего дизонтогенеза / Л. В. Соколова, Е. В. Казакова, Н. В. Васильева // Специальное образование. – 2018. – № 2. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9246/1/speo-2018-02-08.pdf (дата обращения: 18. 02. 2022).
26. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений : 3-е изд., доп. / Г. В. Чиркина. – Москва: АРКТИ, 2003.
27. Фотекова Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. – Москва: АРКТИ, 2002.
28. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. – Москва: «Юристъ», 1997.
29. Щербак С. Г. Предупреждение просодико-интонационных ошибок чтения у детей с дизартрическими расстройствами / С. Г. Щербак //Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9, № 1 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preduprezhdenie-prosodiko-intonatsionnyh-oshibok-chteniya-u-detey-s-dizartricheskimi-rasstroystvami/viewer (дата обращения: 15. 03. 2022).
30. Diamond A. Executive functions // Annu. Rev. Psychol. 2013. Vol. 64. Pp. 135-168.
31. Ortiz R., Jiménez J., Muñetón M., Rojas E., Estévez A., Guzmán R., Rodríguez C., Naranjo F. Speech perception development in children with dyslexia // Desarrollo de la percepcioøn del habla en niños con dyslexia. Psicothema. 2008. Vol. 20, no. 4. Pp. 56-60.