Проблема индивидуализации обучения в контексте смены парадигмальных оснований
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-2-1
Аннотация
Введение. Проблема индивидуализации обучения является одной из ведущих проблем современной педагогики и психологии. В статье предложен новый ракурс её осмысления: в субъективной проекции и в контексте смены парадигмальных оснований.
Материалы и методы. В процессе научного поиска были использованы теоретические методы исследования: логико-предметный и сравнительный анализ, интерпретация, обобщение, научная теоретизация.
Результаты исследования. В субъективной проекции индивидуализация обучения проявляет себя как возможность, усваивая изучаемое содержание, понимать его связь с собственным «Я», познавать себя, т. е. в субъективировании содержательной и процессуальной сторон обучения. Показано различие между субъективированием и субъективированной формой изучаемого содержания. Определена мера индивидуализации обучения: 1) узкий горизонт субъективирования: субъективная реальность представлена несубъектным образом как рационально автономная субъективность; 2) предельный горизонт субъективирования: субъективная реальность представлена субъектным образом; 3) автономное субъективирование, или нулевой горизонт субъективирования: субъективные феномены существуют автономно, не выражая смысл изучаемого содержания. Показано, что мера индивидуализации обучения как системное свойство обусловлена способом структурирования знания, включённого в содержание образования (классическое, постнеклассическое структурирование знания). Данный способ предзадан парадигмальными основаниями системы обучения. Мера индивидуализации обучения в статье рассматривается в контексте трёх парадигм (классической, неклассической, постнеклассической).
Обсуждение и заключения. Предложенные в статье выводы направлены на решение практических вопросов, связанных с проектированием психолого-педагогического инструментария индивидуализации обучения и оценкой их образовательной эффективности.
Об авторе
И. А. ЛесковаРоссия
Лескова Инна Александровна – доктор педагогических наук, доцент
Волгоград
ResearcherID: L-8435-2018
Список литературы
1. Дубровский Д. И. К вопросу о соотношении понятий «знание» и «незнание» // Знание как предмет эпистемологии / отв. ред. В. А. Лекторский. Москва: ИФ РАН, 2011. С. 26-46.
2. Дубровский Д. И. Понятие субъективной реальности. Основные теоретические вопросы // Философская антропология. 2018. Т. 4, № 2. С. 186-217.
3. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. Москва: Учпедгиз, 1940. 471 с.
4. Кемеров В. Е. Типы философствования: классический, неклассический, постклассический // Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/concepts/7062 (дата обращения: 02.03.2023).
5. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанского университета, 1982. 224 с.
6. Ковалева Т.М. Человекоразмерность как возможный критерий образовательной практики // Человекоразмерное образование: проблемы педагогических практик в России и странах Азиатско-Тихоокеанского региона: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 17 декабря 2015 г. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2016. С. 9-12. URL: http://uss.dvfu.ru/e-publications/2016/chelovekorazmernoe-obrazovanie-mater-konf.pdf (дата обращения: 02.03.2023).
7. Конев В. А. Антропологический поворот/разворот культуры – новый вариант проекта модерна // Международный журнал исследований культуры. 2014. № 2 (15). С. 5-11.
8. Лебедев С. А. Три эпистемологических парадигмы: классическая, неклассическая и постнеклассическая // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 2. С. 8-21. DOI: 10.18384/2310-7227-2019-2-8-21.
9. Лескова И. А. Субъектоцентрированный подход к построению содержания высшего образования: дис. … д-ра пед. наук. Москва, 2019. 437 с.
10. Несына С. В. Структурно-содержательные характеристики индивидуальности // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 5 (110). С. 25-31. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10518.
11. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / глав. ред.: И. А. Каиров [и др.]. Т. 2. Москва, 1965.
12. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 512 с. 13. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): автореф. дис. … д-ра психол. наук. Москва, 1994. 78 с. 14. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. Москва: Педагогика.1990. 192 с.
13. Фрэнк Д. Дж., Майер Дж. Экспансия университетов и общество знания // Концепция «общества знания» в современной социальной теории: сборник научных трудов / отв. ред. Д. В. Ефременко. Москва, 2010. С. 213-218. (Теория и история социологии).