Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Психологические механизмы развития интеллигентности будущего офицера

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-18

Аннотация

Введение. Решение задач выявления и объяснения функционирования интеллигентности в структуре личности предполагает как минимум два аспекта: первый направлен на её развитие и функционирование, второй ‒ на установление механизмов развития интеллигентности, проявляющихся в личностно-субъектной психической реальности. Автор, последовательно решая задачи анализа психических механизмов развития интеллигентности, выявляет таковые, а также приходит к выводу о том, какой из них выполняет синкретическую функцию и функцию интеграции.

Материалы и методы. Для решения задач, определенных в статье в качестве основной методологии автором, используются ориентированные на анализ интеллигентности и особенностей её функционирования системный, деятельностный, комплексный и аксиологический подходы. В качестве основных методов исследования применяются теоретические (гипотетико-дедуктивный метод, концептуализация), общелогические (анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение и аналогия) и эмпирические (экспертный опрос, наблюдение, анализ независимых характеристик и результатов деятельности) методы научного исследования.

Результаты исследования. Применяя методологию системного исследования для последовательного теоретического анализа психических свойств личности и их проявления в деятельности, автор приходит к выводу, что основными психологическими механизмами развития интеллигентности будущего офицера являются адаптация, культурация, интериоризация, экстериоризация, интеллектуализация, экзистенциализация. Они тесно связаны с социальными механизмами формирования субъектности, к которым относятся социализация, образование, эстетизация, творчество и включение в совместную деятельность. Установлено, что синкретическую функцию в развитии интеллигентности будущего офицера в структуре психики выполняет механизм культурации, обеспечивая единство функционирования этих процессов в психической реальности субъекта.

Обсуждение и заключения. Установление механизмов развития интеллигентности будущего офицера, их сущности и структуры, а также особенностей их функционирования и взаимодействия с другими психическими процессами позволяет комплексно познать процесс развития личности и субъектности курсанта в военной образовательной организации высшего образования. Результаты исследования можно использовать при проведении научных исследований и в образовательной деятельности.

Об авторе

П. Ю. Наумов
Федеральное государственное казенное учреждение здравоохранения «Центр военно-врачебной экспертизы войск национальной гвардии Российской Федерации»
Россия

Наумов Петр Юрьевич – кандидат педагогических наук, помощник начальника

Москва



Список литературы

1. Алишев B.C. Психологические и социально-психологические механизмы повышения качества профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2006. №2(44). С. 25-28.

2. Антилогова Л.Н. Психологические факторы и механизмы развития нравственного сознания личности курсанта // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. №1(15). С. 62-64.

3. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 2004. 413 с.

4. Баева И.А. Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании // Мир психологии. 2020. №2(102). С. 184-190.

5. Баева И.А., Баев Н.Н. К вопросу о технологиях передачи психологического знания // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. И.В. Васютенковой. СПб, 2016. С. 8-16.

6. Баева И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №6. С. 135-141.

7. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 271 с.

8. Гуслякова Н.И. Психологические механизмы развития профессионального педагогического сознания // Вестник Университета Российской академии образования. 2008. №1. С. 61-63.

9. Ежак Е.В. Профессиональное развитие педагога: психологические механизмы и детерминанты // Вестник Донского государственного технического университета. 2014. Т. 14, №4(79). С. 219-226.

10. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить: учебно-методическое пособие. 2-е изд., стер. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. 108 с.

11. Каган М.С. Воспроизводство российской интеллигенции как педагогическая проблема // Формирование российского интеллигента в университете. СПб, 2000. С. 130-133.

12. Карась Д.В., Серый А.В. Личностный выбор как реализация инструментальной свободы эго и роль психологической защиты в его регуляции в теории классического психоанализа // Фундаментальные исследования. 2009. №3-S. С. 86-87.

13. Карнелович М.М. Моделирование психологических условий и механизмов развития субъектности педагога // Психология обучения. 2015. №11. С. 61-69.

14. Королева Ю.А. Детерминанты и механизмы развития социально-психологической компетентности в условиях дизонтогенеза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №6. С. 145-151.

15. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб, 2006. 416 с.

16. Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопросы философии. 1994. №1. С. 73-84.

17. Манакова М.В. Психологические механизмы формирования и развития педагогического сознания у будущих педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-1. С. 379-383.

18. Мухамадиярова Г.Ф. Психологические механизмы развития познавательных процессов учащихся // Научное мнение. 2015. №4-2. С. 36-38.

19. Морозова Т.А. Психологические механизмы развития конфликтологической готовности будущих педагогов начальных классов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. №4(11). С. 198-201.

20. Наумов П.Ю., Халимбеков А.З., Метелицкий В.В. Основные подходы к анализу структуры профессионального сознания будущих офицеров внутренних войск МВД России // В мире научных открытий. 2015. №7-1(67). С. 412-425.

21. Наумов П.Ю., Карпов А.С. Ценности в структуре социальных эстафет // Социальноэкономические явления и процессы. 2013. №3(49). С. 174-178.

22. Наумов П.Ю. Психологическая структура интеллигентности будущего офицера: системный подход и междисциплинарный анализ // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №2(35). С. 10.

23. Наумов П.Ю., Повшедная Ф.В. Психологическая природа интеллигентности офицера // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №2. С. 12.

24. Наумов П.Ю., Митрофанова Е.Ю., Дорошенко Е.В. Мировоззренческо-гуманистическая функция литературы в жизни общества // Идеи и идеалы. 2013. Т. 2, №2. С. 102-108.

25. Наумов П.Ю., Марухин Е.Е. Психологические детерминанты функционирования интеллигентности будущего офицера // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10, №2-1. С. 95-100.

26. Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Субъектность и интеллигентность: от понятия к изоморфизму // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. Т. 12, №6. С. 188-200.

27. Наумов П.Ю. Проблема выявления условий и средств развития интеллигентности будущих офицеров // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2021. №4(58). С. 199-202.

28. Петровская М.В., Щербаков С.В. Рефлексия как механизм развития психологической культуры личности // Казанский педагогический журнал. 2015. №4-2(111). С. 399-403.

29. Санжаева Р.Д. Готовность и её психологические механизмы // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. №2. С. 3-16.

30. Санжаева Р.Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория // Образование. Личность. Общество. 2012. №1. С. 127-140.

31. Серый А.В., Яницкий М.С., Браун О.А. Смысловая обусловленность структуры Я-концепции студенческой молодежи // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. №3. С. 597-607.

32. Соколов А.В. Формула интеллигентности // Вопросы философии. 2005. №5. С. 57-67.

33. Суворова О.В., Кравчук О.Н., Сорокоумова С.Н. Взаимосвязь психологических условий и факторов, влияющих на формирование образа сотрудника органов внутренних дел (ОВД) // Психолого-педагогический поиск. 2020. №2(54). С. 144-155.

34. Суворова О.В., Фрундина М.Н. Особенности развития механизмов эмпатии у подростков // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. №3(6). С. 56-60.

35. Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., Споткай Л.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности личности подростка // Приволжский научный журнал. 2015. №2(34). С. 281-286.

36. Суворова О.В. Ключевые линии становления субъектности в базовых отечественных периодизациях развития личности // Мир науки, культуры, образования. 2012. №1(32). С. 107-109.

37. Тепикин В.В. Кристаллизация интеллигенции: сборник научно-популярных эссе и очерков. Иваново: Ивановский государственный университет, 2011. 129 с.

38. Трапезникова А.В., Серый А.В. Психологические условия эффективности педагогического воздействия в условиях дистанционного обучения // Актуальные вопросы науки и техники: проблемы, прогнозы, перспективы: сборник тезисов II Национальной конференции / под общей редакцией И.С. Морозовой, И.А. Короткого. Кемерово, 2020. С. 88-90.

39. Труфанов А.А. Основы теории интеллигентности: [монография]. Казань: Новое знание, 2002. 271 с.

40. Шадриков В.Д., Кузнецова М.Д. Динамика связей показателей интеллекта и рефлексии в процессе обучения // Акмеология. 2013. №1(45). С. 31-42.

41. Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А. Динамика структуры идентичности личности в процессе профессионального обучения // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018. №1-1. С. 143-149.

42. Яницкий М.С., Серый А.В. Трансформация представлений об экстремальной ситуации в постнеклассической психологии // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2013. №3. С. 120-124.


Рецензия

Просмотров: 262


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)