Профессиональный психологический отбор как цель, процесс и результат
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-17
Аннотация
Введение. К настоящему времени вопросы изучения проблем профессионального психологического отбора остаются наиболее актуальными ввиду особой значимости его практического применения в системе профессиональной деятельности каждой организации. То непродолжительное время становления его системы в нашей стране показывает, что она нуждается в постоянном совершенствовании и уточнении, так как нельзя говорить об успешной профессионализации человека в профессиональной деятельности, не изучив основы формирования его личности до включения в эту деятельность. Практика проведения профессионального психологического отбора показывает, что правильная реализация его мероприятий способствует качественному формированию кадровой составляющей организации и позволяет своевременно предупреждать многие негативные проявления в ходе профессиональной деятельности. В данной статье на основании теоретического и эмпирического анализа рассматривается сущность, практическая значимость и основные условия успешности реализации мероприятий профессионального психологического отбора.
Материалы и методы. Методологической основой исследования в статье являются теоретические положения и методологические принципы проведения психодиагностических исследований (В.А. Бодров, К.М. Гуревич, А.Г. Караяни, Е.А. Климов, А.Г. Маклаков, П.М. Рубинштейн, С.Н. Сорокоумова и др.), авторские исследования, а также аналитические материалы, содержащие основные положения реализации мероприятий профессионального психологического отбора.
Результаты исследования. Автором выделена и обоснована поэтапная система реализации мероприятий профессионального психологического отбора, а также основные условия, определяющие успешность реализации его мероприятий.
Обсуждение и заключения. Профессиональный психологический отбор – это многогранный и сложный процесс, который позволяет изучить профессиональную психологическую пригодность человека и спрогнозировать успешность его реализации в профессиональной деятельности. Тем не менее эффективность функционирования его системы зависит от профессиональных интересов руководителей организации и специалистов, непосредственно осуществляющих мероприятия профессионального психологического отбора. Важно понимать, что профессиональный психологический отбор – это не догма, а определенный инструмент (технология) распределения общественного труда в социуме, результаты применения которого во многом могут определять принадлежность кадровой составляющей любой организации.
Об авторах
Д. В. СмирновРоссия
Смирнов Денис Викторович – кандидат психологических наук, доцент, полковник, начальник кафедры общей и прикладной психологии
Санкт-Петербург
С. Н. Сорокоумова
Россия
Сорокоумова Светлана Николаевна – доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва; профессор кафедры военно-научных исследований, ФГКВОУ ВО «Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации»
ResearcherID: J-9166-2017
Список литературы
1. Басов М.Л. Личность и профессия. Москва; Ленинград: Гос. изд-во, 1926 (Л.: тип. им. Н. Бухарина). 68 с.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
3. Большой психологический словарь / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: АСТ, АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2009. 816 с.
4. Винокуров Л.В. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов. СПб: Питер, 2001. 512 с.
5. Геллерштейн С.Г., Коган В.М., Шпигель Ю.Н., Шпилърейн И.Н. Руководство по психотехническому профессиональному отбору / ред. И.Н. Шпильрейн. М.-Л.: Гос. издво, 1929. 376 с.
6. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970. 271 с.
7. Дунаевский Ф.Р. Профессиональный подбор и его социальный смысл: методология профессионального подбора. Харьков: Путь просвещения: Ин-т труда, 1923. 64 с.
8. Зинченко В.П. Методологические вопросы психологии. М.: Изд-во МГУ, 1983. 165 с.
9. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М: МГУ, 1992. 93 с.
10. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Введение в профессию военного психолога: учеб. пособие / под ред. Ю.П. Зинченко. М.: Академия, 2007. 208 с.
11. Корнилов Л.В., Сорокоумова С.Н., Белоногов Е.В. Развитие профессионально значимых личностных качеств у будущих психологов службы специального реагирования // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2015. №3. С. 47-52.
12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Прогресс, 1996. 248 с.
13. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М., СПб [и др.]: Питер, 2012. 319 с.
14. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: учебник для вузов. СПб: Питер, 2008. 480 с.
15. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманитар. фонд "Знание", 1996. 308 с.
16. Мюнстерберг Г. Основы психотехники / пер. с нем., под ред. и с предисл. Б.Н. Северного и В.М. Экземлярского. 2-е изд. М.: Русский книжник, 1924. 136 с.
17. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Изд. 2-е. М.: Высшая школа, 1984. С. 107.
18. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 312 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2019. 713 с.
20. Смирнов Д.В. Комплекс условий и средств развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров внутренних войск МВД России // Молодой ученый. 2014. №9. С. 432-435.
21. Смирнов Д.В. Профессиональная психологическая пригодность будущих офицеров как психолого-педагогическое явление // Молодой ученый. 2014. №9. С. 428-432.
22. Смирнов Д.В. Выявление профессиональной пригодности курсантов военного вуза внутренних войск МВД России // Мир науки, культуры образования. 2013. №3(40). С. 75-79.
23. Смирнов Д.В., Дьячков А.А. Основания и структура психолого-педагогической программы развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров // Научное мнение. 2018. №3. С. 114-118.
24. Смирнов Д.В., Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Понятие и структура профессиональной психологической пригодности будущего офицера // Мир науки, культуры образования. 2014. №3. С. 174-177.
25. Наумов П.Ю., Дьячков А.А., Смирнов Д.В. Развитие профессиональной психологической пригодности будущих офицеров в образовательной среде военного вуза: монография. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. 144 с.
26. Смирнов Д.В., Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Система развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров: монография. Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2020. 152 с.
27. Смирнов Д.В., Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Условия и средства развития профессиональной психологической пригодности будущего офицера // Вестник университета (государственный университет управления). 2014. №9. С. 286-291.
28. Смирнов Д.В., Наумов П.Ю., Дьячков А.А. Эмпирическая проверка диагностического комплекса по оценке профессиональной психологической пригодности будущих офицеров внутренних войск // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. №2(58). С. 173-186.
29. Смирнов Д.В., Дьячков А.А. Эмпирическое исследование эффективности комплекса условий, средств и Программы развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров в образовательном процессе военного вуза // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. 2017. №8. URL: http://www.emissia.org/offline/2017/2546.htm (дата обращения: 13.04.2022).
30. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента: пер. с англ. М.: Контроллинг, 1991. 104 с.
31. Фрумкин А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. СПб: Речь, 2004. 210 с.
32. Parsons T. The professions and social structure // Parsons T. Essays in sociological theory. Free Press, 1954. Pp. 34-49.
33. Skripkina T.P., Smirnov D.V., Bolshakova V.M. Professional psychological selection of military personnel: structure and main characteristics // SHS Web Conf.: International Scientific and Practical Conference «Professionalism of a Teacher: Psychological and Pedagogical Support for a Successful Career» (ICTP 2021). 2021. Vol. 113.
34. Sorokoumova S.N., Rong Ju, Buldakova N.V., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293.
35. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education (IJESE). 2016. Vol.11, no. 10. Pp. 3764-3774.