Проблема познания субъектности и психологическое знание
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-16
Аннотация
Введение. Статья посвящена теоретическому осмыслению проблемы субъектности в психологическом знании через познание содержательных характеристик данного понятия и установление их функциональной роли. Проблемой субъектности с давнего времени интересуются как ученые-философы, так и психологи различных школ. Занимаясь проблемами педагогической психологии, можно проследить устойчивую взаимосвязь результатов обучения и развития субъектности обучаемых. Проводится широкий обзор научных трудов французских ученых и отечественных исследователей по проблеме субъектности в психологическом знании. Субъектность возникает на определенном этапе развития личности как новое системное качество личности, способное изменять специфику поведения человека. В результате количественных и качественных изменений возникает свойство личности, позволяющее изменять бытие и в результате меняться самой.
Материалы и методы. При подготовке и осуществлении научного исследования применялся теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, изучение научных статей и публикаций по теме; обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований; контент-анализ.
Результаты исследования. В статье обобщены теоретические представления о феномене субъектности в отечественной и зарубежной психологии, выявлены её системные содержательные и функциональные характеристики, а также критерии их выделения. Теоретические обобщения позволили автору сформулировать дефиницию определения субъектности применительно к целям и задачам исследования. Субъектность – это свойство личности, характеризующее возможность и способность построения своей деятельности и жизненных отношений, возможность присвоения общечеловеческих и культурных функций, обеспечивающее самоидентификацию, разработку и реализацию жизненных стратегий, саморазвития, мотивационной определенности и ответственности за свои действия.
Обсуждение и заключения. По мере дифференциации категории «субъект» замечается применение этого понятия для описания различных областей, с одной стороны, и централизация понятия – с другой стороны. В первом случае известны такие выражения, как «субъект деятельности», «субъект общения», «субъект познания» и т.д. Во втором случае происходит некая глобализация категории, позволяющая характеризовать множественные области человеческой жизни, здесь употребляется фраза «субъект жизнедеятельности». Субъективный опыт, в отличие от объективного, предусматривает использование субъекта в качестве инструмента познания. Субъектность возникает на определенном этапе развития личности как новое системное качество личности, способное изменять специфику поведения человека. Субъектность выполняет организационную функцию в построении своей деятельности и жизненных отношений. Функция присвоения общечеловеческих и культурных функций. Функция реализации зрелости «Я-концепции» личности, обеспечивающая самоидентификацию личности. Функция разработки и реализации жизненных стратегий. Функция саморазвития личности. Функция мотивационной твердости личности. Функция ответственности за свою деятельность.
Об авторах
А. А. ДьячковРоссия
Дьячков Алексей Анатольевич – кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры военной педагогики и психологии
Новосибирск
П. А. Гордеева
Россия
Гордеева Полина Александровна – профессор кафедры социальных и гуманитарных наук
Новосибирск
Список литературы
1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, №4. С. 3-21.
2. Абульханова К.А. Время личности и ее жизненного пути // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. 2017. Т. 1, №1. С. 165-200.
3. Абульханова К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35, №2. С. 5-18.
4. Абульханова К.А., Воловикова М.И. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений // Психологический журнал. 2007. Т. 28, №5. С. 5-14.
5. Абульханова К.А. Ретроспектива и перспектива принципа субъекта в исследованиях мышления школой С.Л. Рубинштейна // Вопросы философии. 2021. №9. С. 75-81. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-9-75-81.
6. Абульханова К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода // Мир психологии. 2011. №1(65). С. 22-32.
7. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды. М., 1999. 224 с.
8. Анисимов О.С. Индивид, субъект и личность в контексте целостности психики человека // Мир психологии. 2007. №1(49). С. 31-44.
9. Бабулина Л.В. Субъектные и сценарные стратегии жизненного пути личности // Мир психологии. 2007. №1(49). С. 68-78.
10. Бадью Ален. Истинная жизнь / пер. с фр. В. Липки. М.: РИПОЛ классик, 2019. 176 с.
11. Баева И.А. Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании // Мир психологии. 2020. №2(102). С. 184-190.
12. Баева И.А., Баев Н.Н. К вопросу о технологиях передачи психологического знания // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. И.В. Васютенковой. СПб, 2016. С. 8-16.
13. Баева И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №6. С. 135-141.
14. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия: пер. с англ. СПб: Братство, 1992. 223 с.
15. Биричева Е.В. Новый концепт субъекта: приспособление // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. 2012. №10, ч. I. С. 41-50.
16. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1995. С. 28-41.
17. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал, 1996. Т. 17, №6. С. 30-41.
18. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды. 3-е изд. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. 406 с. (Психологи России). ISBN 978-5-9770-0364-3.
19. Волкова Е.Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру // Мир психологии. 2005. №3(43). С. 33-40.
20. Гегель Г.В. Наука логики. Книга первая. Учение о бытии. М., 1970.
21. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / пер. с фр. и послесл. Я.И.Свирского. М.: ПЕР СЭ, 2001. 480 с.
22. Делез Ж. Философский концепт... / пер. с фр. К. Тимашов // Studia Culturae. 2013. №15. С. 242.
23. Деррида Ж. Различение // Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. СПб: Изд-во «Алетейя», 1999. С. 187.
24. Дьячков А.А., Шабанов Л.В. Познавательная субъектность: психологический взгляд на эпистемологический анализ деятельно-преобразующего способа бытия // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, №5. С. 22.
25. Дьячков А.А. Влияние структур эмоционально-волевой сферы и коммуникативной компетентности на процессы становления профессиональной субъектности будущего офицера // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. №9(199). С. 352-357. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p352-358.
26. Дьячков А.А., Шабанов Л.В. Влияние эмоционально-волевых компонент на условия развития познавательной субъектности курсантов военных вузов РФ // Научное мнение. 2021. №7-8. С. 116-121. DOI: 10.25807/22224378_2021_7-8_116.
27. Звягинцева Е.И. Пределы субъективности: заметки о понятии Другого в философии Э. Левинаса и С. Франка // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predely-subektivnostizametki-o-ponyatii-drugogo-v-filosofii-e-levinasa-i-s-franka (дата обращения: 23.02.2022).
28. Исаков М.В. Показатели и структура субъектности: на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. М., 2008. 28 с.
29. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 2016. 712 c.
30. Котелевцев Н.А. Определение субъекта и субъектности в отечественной психологической науке // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. №3(51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-subekta-i-subektnosti-v-otechestvennoypsihologicheskoy-nauke (дата обращения: 23.02.2022).
31. Лаптев А.А., Сорокоумова С.Н., Наумов П.Ю. Актуальные вопросы формирования профессионализма будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации // Педагогический журнал. 2020. Т. 10, №6-1. С. 24-30. DOI: 10.34670/AR.2020.61.41.003.
32. Лаптев А.А., Сорокоумова С.Н. Теоретические и практические аспекты формирования профессиональных ценностей будущих офицеров. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. 160 с. ISBN 978-5-00078-407-5.
33. Левинас Э. Время и Другой // Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб: Высшая религиозно-философская школа, 1998. С. 21-122. С.43.
34. Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопросы философии. 1994. №1. С. 73-84.
35. Монастырская И.А., Булгакова С.А. Концепт субъекта в современной французской философии // Социально-гуманитарные знания. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-subekta-v-sovremennoy-frantsuzskoy-filosofii (дата обращения: 22.02.2022).
36. Мухтарова Л.М., Волов В.В., Мухаметзянова Ф.Г. Социокультурный феномен субъектности // Казанский вестник молодых учёных. 2019. №2(10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnyy-fenomen-subektnosti (дата обращения: 04.03.2022).
37. Непомнящий А.В. К проблеме субъектности в познании // Известия ЮФУ. Технические науки. 1998. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-subektnosti-v-poznanii (дата обращения: 04.03.2022).
38. Петровская М.В., Щербаков С.В. Рефлексия как механизм развития психологической культуры личности // Казанский педагогический журнал. 2015. №4-2(111). С. 399-403.
39. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И.С. Вдовиной. М.: Академический Проспект, 2008. С. 34.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2015. 713 с.
41. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб: Питер, 2003. 512 с.
42. Рудковский С.В. Постструктуралистские представления субъекта в пространстве европейской философии: Лакан – Фуко – Делез // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2015. №2(2). С. 187-199.
43. Санжаева Р.Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория // Образование. Личность. Общество. 2012. №1. С. 127-140.
44. Серый А.В., Яницкий М.С., Браун О.А. Смысловая обусловленность структуры Я-концепции студенческой молодежи // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. №3. С. 597-607.
45. Суворова О.В., Кравчук О.Н., Сорокоумова С.Н. Взаимосвязь психологических условий и факторов, влияющих на формирование образа сотрудника органов внутренних дел (ОВД) // Психолого-педагогический поиск. 2020. №2(54). С. 144-155.
46. Суворова О.В., Фрундина М.Н. Особенности развития механизмов эмпатии у подростков // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. №3(6). С. 56-60.
47. Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., Споткай Л.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности личности подростка // Приволжский научный журнал. 2015. №2(34). С. 281-286.
48. Суворова О.В. Ключевые линии становления субъектности в базовых отечественных периодизациях развития личности // Мир науки, культуры, образования. 2012. №1(32). С. 107-109.
49. Франк С.Л. Предмет познания. Душа человека. СПб: Наука, 1995. 653 с.
50. Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А. Динамика структуры идентичности личности в процессе профессионального обучения // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018. №1-1. С. 143-149.
51. Яницкий М.С., Серый А.В. Трансформация представлений об экстремальной ситуации в постнеклассической психологии // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2013. №3. С. 120-124.
52. Badiou Alan. Panorama de la Philosophie française contemporaine. (Badiou Alan. The adventure of French philosophy) // New Left Review. 2005. September, Oktober.