Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Проблема познания субъектности и психологическое знание

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-3-16

Аннотация

Введение. Статья посвящена теоретическому осмыслению проблемы субъектности в психологическом знании через познание содержательных характеристик данного понятия и установление их функциональной роли. Проблемой субъектности с давнего времени интересуются как ученые-философы, так и психологи различных школ. Занимаясь проблемами педагогической психологии, можно проследить устойчивую взаимосвязь результатов обучения и развития субъектности обучаемых. Проводится широкий обзор научных трудов французских ученых и отечественных исследователей по проблеме субъектности в психологическом знании. Субъектность возникает на определенном этапе развития личности как новое системное качество личности, способное изменять специфику поведения человека. В результате количественных и качественных изменений возникает свойство личности, позволяющее изменять бытие и в результате меняться самой.

Материалы и методы. При подготовке и осуществлении научного исследования применялся теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, изучение научных статей и публикаций по теме; обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований; контент-анализ.

Результаты исследования. В статье обобщены теоретические представления о феномене субъектности в отечественной и зарубежной психологии, выявлены её системные содержательные и функциональные характеристики, а также критерии их выделения. Теоретические обобщения позволили автору сформулировать дефиницию определения субъектности применительно к целям и задачам исследования. Субъектность – это свойство личности, характеризующее возможность и способность построения своей деятельности и жизненных отношений, возможность присвоения общечеловеческих и культурных функций, обеспечивающее самоидентификацию, разработку и реализацию жизненных стратегий, саморазвития, мотивационной определенности и ответственности за свои действия.

Обсуждение и заключения. По мере дифференциации категории «субъект» замечается применение этого понятия для описания различных областей, с одной стороны, и централизация понятия – с другой стороны. В первом случае известны такие выражения, как «субъект деятельности», «субъект общения», «субъект познания» и т.д. Во втором случае происходит некая глобализация категории, позволяющая характеризовать множественные области человеческой жизни, здесь употребляется фраза «субъект жизнедеятельности». Субъективный опыт, в отличие от объективного, предусматривает использование субъекта в качестве инструмента познания. Субъектность возникает на определенном этапе развития личности как новое системное качество личности, способное изменять специфику поведения человека. Субъектность выполняет организационную функцию в построении своей деятельности и жизненных отношений. Функция присвоения общечеловеческих и культурных функций. Функция реализации зрелости «Я-концепции» личности, обеспечивающая самоидентификацию личности. Функция разработки и реализации жизненных стратегий. Функция саморазвития личности. Функция мотивационной твердости личности. Функция ответственности за свою деятельность.

Об авторах

А. А. Дьячков
Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Дьячков Алексей Анатольевич – кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры военной педагогики и психологии

Новосибирск



П. А. Гордеева
Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Гордеева Полина Александровна – профессор кафедры социальных и гуманитарных наук

Новосибирск



Список литературы

1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, №4. С. 3-21.

2. Абульханова К.А. Время личности и ее жизненного пути // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. 2017. Т. 1, №1. С. 165-200.

3. Абульханова К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. 2014. Т. 35, №2. С. 5-18.

4. Абульханова К.А., Воловикова М.И. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений // Психологический журнал. 2007. Т. 28, №5. С. 5-14.

5. Абульханова К.А. Ретроспектива и перспектива принципа субъекта в исследованиях мышления школой С.Л. Рубинштейна // Вопросы философии. 2021. №9. С. 75-81. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-9-75-81.

6. Абульханова К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода // Мир психологии. 2011. №1(65). С. 22-32.

7. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): избранные психологические труды. М., 1999. 224 с.

8. Анисимов О.С. Индивид, субъект и личность в контексте целостности психики человека // Мир психологии. 2007. №1(49). С. 31-44.

9. Бабулина Л.В. Субъектные и сценарные стратегии жизненного пути личности // Мир психологии. 2007. №1(49). С. 68-78.

10. Бадью Ален. Истинная жизнь / пер. с фр. В. Липки. М.: РИПОЛ классик, 2019. 176 с.

11. Баева И.А. Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании // Мир психологии. 2020. №2(102). С. 184-190.

12. Баева И.А., Баев Н.Н. К вопросу о технологиях передачи психологического знания // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. И.В. Васютенковой. СПб, 2016. С. 8-16.

13. Баева И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №6. С. 135-141.

14. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия: пер. с англ. СПб: Братство, 1992. 223 с.

15. Биричева Е.В. Новый концепт субъекта: приспособление // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. 2012. №10, ч. I. С. 41-50.

16. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1995. С. 28-41.

17. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал, 1996. Т. 17, №6. С. 30-41.

18. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды. 3-е изд. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. 406 с. (Психологи России). ISBN 978-5-9770-0364-3.

19. Волкова Е.Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру // Мир психологии. 2005. №3(43). С. 33-40.

20. Гегель Г.В. Наука логики. Книга первая. Учение о бытии. М., 1970.

21. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / пер. с фр. и послесл. Я.И.Свирского. М.: ПЕР СЭ, 2001. 480 с.

22. Делез Ж. Философский концепт... / пер. с фр. К. Тимашов // Studia Culturae. 2013. №15. С. 242.

23. Деррида Ж. Различение // Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. СПб: Изд-во «Алетейя», 1999. С. 187.

24. Дьячков А.А., Шабанов Л.В. Познавательная субъектность: психологический взгляд на эпистемологический анализ деятельно-преобразующего способа бытия // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, №5. С. 22.

25. Дьячков А.А. Влияние структур эмоционально-волевой сферы и коммуникативной компетентности на процессы становления профессиональной субъектности будущего офицера // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. №9(199). С. 352-357. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p352-358.

26. Дьячков А.А., Шабанов Л.В. Влияние эмоционально-волевых компонент на условия развития познавательной субъектности курсантов военных вузов РФ // Научное мнение. 2021. №7-8. С. 116-121. DOI: 10.25807/22224378_2021_7-8_116.

27. Звягинцева Е.И. Пределы субъективности: заметки о понятии Другого в философии Э. Левинаса и С. Франка // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predely-subektivnostizametki-o-ponyatii-drugogo-v-filosofii-e-levinasa-i-s-franka (дата обращения: 23.02.2022).

28. Исаков М.В. Показатели и структура субъектности: на материале становления профессиональной субъектности у студентов вузов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. М., 2008. 28 с.

29. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 2016. 712 c.

30. Котелевцев Н.А. Определение субъекта и субъектности в отечественной психологической науке // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. №3(51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-subekta-i-subektnosti-v-otechestvennoypsihologicheskoy-nauke (дата обращения: 23.02.2022).

31. Лаптев А.А., Сорокоумова С.Н., Наумов П.Ю. Актуальные вопросы формирования профессионализма будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации // Педагогический журнал. 2020. Т. 10, №6-1. С. 24-30. DOI: 10.34670/AR.2020.61.41.003.

32. Лаптев А.А., Сорокоумова С.Н. Теоретические и практические аспекты формирования профессиональных ценностей будущих офицеров. Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. 160 с. ISBN 978-5-00078-407-5.

33. Левинас Э. Время и Другой // Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб: Высшая религиозно-философская школа, 1998. С. 21-122. С.43.

34. Мамардашвили М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопросы философии. 1994. №1. С. 73-84.

35. Монастырская И.А., Булгакова С.А. Концепт субъекта в современной французской философии // Социально-гуманитарные знания. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsept-subekta-v-sovremennoy-frantsuzskoy-filosofii (дата обращения: 22.02.2022).

36. Мухтарова Л.М., Волов В.В., Мухаметзянова Ф.Г. Социокультурный феномен субъектности // Казанский вестник молодых учёных. 2019. №2(10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnyy-fenomen-subektnosti (дата обращения: 04.03.2022).

37. Непомнящий А.В. К проблеме субъектности в познании // Известия ЮФУ. Технические науки. 1998. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-subektnosti-v-poznanii (дата обращения: 04.03.2022).

38. Петровская М.В., Щербаков С.В. Рефлексия как механизм развития психологической культуры личности // Казанский педагогический журнал. 2015. №4-2(111). С. 399-403.

39. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И.С. Вдовиной. М.: Академический Проспект, 2008. С. 34.

40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2015. 713 с.

41. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб: Питер, 2003. 512 с.

42. Рудковский С.В. Постструктуралистские представления субъекта в пространстве европейской философии: Лакан – Фуко – Делез // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2015. №2(2). С. 187-199.

43. Санжаева Р.Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория // Образование. Личность. Общество. 2012. №1. С. 127-140.

44. Серый А.В., Яницкий М.С., Браун О.А. Смысловая обусловленность структуры Я-концепции студенческой молодежи // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. №3. С. 597-607.

45. Суворова О.В., Кравчук О.Н., Сорокоумова С.Н. Взаимосвязь психологических условий и факторов, влияющих на формирование образа сотрудника органов внутренних дел (ОВД) // Психолого-педагогический поиск. 2020. №2(54). С. 144-155.

46. Суворова О.В., Фрундина М.Н. Особенности развития механизмов эмпатии у подростков // Коллекция гуманитарных исследований. 2017. №3(6). С. 56-60.

47. Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., Споткай Л.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности личности подростка // Приволжский научный журнал. 2015. №2(34). С. 281-286.

48. Суворова О.В. Ключевые линии становления субъектности в базовых отечественных периодизациях развития личности // Мир науки, культуры, образования. 2012. №1(32). С. 107-109.

49. Франк С.Л. Предмет познания. Душа человека. СПб: Наука, 1995. 653 с.

50. Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А. Динамика структуры идентичности личности в процессе профессионального обучения // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018. №1-1. С. 143-149.

51. Яницкий М.С., Серый А.В. Трансформация представлений об экстремальной ситуации в постнеклассической психологии // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2013. №3. С. 120-124.

52. Badiou Alan. Panorama de la Philosophie française contemporaine. (Badiou Alan. The adventure of French philosophy) // New Left Review. 2005. September, Oktober.


Рецензия

Просмотров: 785


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)