Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Создание биоэкоориентированной образовательной среды как условие формирования творческих естественно-научных умений обучающихся

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-3-6

Полный текст:

Аннотация

Введение. Актуальность представленной в статье проблемы обусловлена потребностью современного общества в экологоориентированной личности и реальной ситуации с изучением естественных дисциплин в общеобразовательных организациях. Особое значение в решении данной проблемы имеет формирование у обучающихся в условиях дополнительного биологического образования творческих естественно-научных умений в рамках биоэкоориентированной образовательной среды. В этой связи проведен педагогический анализ отечественных и зарубежных работ по изучению содержания основных понятий по проблеме исследования, который показал, что такие понятия, как «творческие естественно-научные умения» и «биоэкоориентированная образовательная среда» определены впервые и введены в педагогическую науку; разработана типология естественно-научных умений.

Исследование по формированию творческих естественно-научных умений у обучающихся в условиях дополнительного биологического образования ранее не проводилось.

Цель статьи – выявить компоненты, их содержательное наполнение, влияние данной среды на успешность формирования творческих естественно-научных умений обучающихся в системе дополнительного образования, проанализировать результаты проведенного педагогического эксперимента.

Материалы и методы. Ведущим методологическим подходом в решении проблемы исследования является средовой подход. В процессе работы применялись теоретические (анализ экологической, психолого-педагогической литературы, нормативных документов об образовании и воспитании экологически грамотной личности; обобщение, систематизация, изучение педагогического опыта преподавателей дополнительного образования, моделирование) и эмпирические (открытое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, собственные наблюдения авторов, количественный и качественный анализ полученных данных) методы исследования.

Результаты исследования. Итогом исследования стали авторские трактовки ключевых понятий «творческие естественно-научные умения», рассматриваемые в двухвекторном ракурсе – творческом и естественно-научном; «биоэкоориентированная образовательная среда», состоящая из предметного, информационного и творческого компонентов. Авторами статьи проведен анализ целесообразности создания биоэкоориентированной образовательной среды как условия формирования названных умений и эмпирически доказана эффективность ее функционирования. Данная среда включает триаду: предметный, информационный и творческий компоненты, функционирование которых позволяет эффективно воздействовать на процесс формирования экологоориентированной личности и творческих естественно-научных умений. Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в «Центре детском экологическом г. Челябинска», свидетельствуют об эффективности функционирования созданной образовательной среды в аспекте формирования исследуемых умений.

Обсуждение и заключения. Экспериментальным путем было доказано положительное влияние биоэкоориентированной образовательной среды, созданной в «Центре детском экологическом г. Челябинска», на процесс формирования творческих естественно-научных умений обучающихся, что дает основание констатировать целесообразность создания такой среды в организациях дополнительного биологического образования.

В ходе проведенного исследования выявлено, что информационный компонент биоэкоориентированной среды, который включает авторскую программу «Увлекательный мир в окуляре», является наиболее эффективной формой формирования гармонично развитой, творческой личности.

Следующим шагом исследования видится разработка программы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных организаций, которые заинтересованы в становлении экологически грамотной личности.

Об авторах

Н. В. Калашников
Центр детский экологический г. Челябинска
Россия

Калашников Никита Валерьевич – кандидат педагогических наук, директор

Челябинск



З. И. Тюмасева
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Тюмасева Зоя Ивановна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин

Челябинск



Е. Б. Быстрай
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Быстрай Елена Борисовна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку

Челябинск



Б. А. Артеменко
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Артеменко Борис Александрович – кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории, методики и менеджмента дошкольного образования

Челябинск



Список литературы

1. Абрамов Е.В. Методическая система формирования творческих умений у старшеклассников на уроках математики с использованием электронных образовательных ресурсов. Дис. … канд. пед. наук. Москва, 2007. 185 с.

2. Боркин Л.Я. Формирование биоценологии в России и школьной педагогике // Биосфера. 2010. Т 2., № 1. С. 262–277.

3. Виноградова И.А., Иванова Е.В. Исследование школьной инфраструктуры: физические, психолого-педагогические и психологические параметры образовательной среды московских школ // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2021. № 2 (62). С. 50–59.

4. Гафарова Е.А. Формирование творческих умений у старшеклассников при изучении информационно-коммуникационных технологий. Дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2007. 345 с.

5. Головлева С.М. Компоненты образовательной среды субъектно-ориентированного типа педагогического процесса // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 4. С. 18–22.

6. Данилова Е.Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, № 1. С. 6. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-6

7. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Гуманитаризация экологического образования как вектор его развития до 2030 г. // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 1 (33). С. 116–129. DOI: 10.15393/j5.art.2021.6692

8. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Миссия экологического образования – 2030 // Педагогика. 2020. № 6. С. 68–76.

9. Зорков И.В., Смирнова Н.З. Методические особенности интеграции содержания предметов естественнонаучного цикла в школьную биологию при изучении раздела «Общие биологические закономерности» в 9 классе // Вестник Педагогических инноваций. 2020. № 2 (58). С. 101–106.

10. Иванов А.В. Культурная среда образовательной организации как педагогическое явление // ЦИТИСЭ. 2018. № 2 (15). 13 с.

11. Иванова Н.В. Модель личностно-развивающей образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования: теоретико-концептуальные аспекты : монография. Нижний Новгород : Изд-во ФГБОУ ВО НГПУ им. Кзьмы Минина, 2018. 164 с.

12. Калашников Н.В. Формирование творческих естественно-научных умений у обучающихся в условиях дополнительного образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Челябинск: ЮУрГГПУ, 2021. 237 с.

13. Калашников Н.В., Орехова И.Л. Теоретические аспекты формирования у школьников творческих естественнонаучных умений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 10. С. 42–48.

14. Магомедов Г.А. Развитие практических умений у учащихся при проведении лабраторных работ по общей биологии (тема – клетка) // Вестник социально-педагогического института. 2019. № 4 (32). С. 47–51.

15. Маркинов И.Ф., Якунчев М.А., Семенова Н.Г. Характеристика уроков биологии по использованию интерпретации как метода познания живых объектов // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-4. С. 220–223.

16. Мишина О.С., Иванов Р.Г., Завальцева О.А. Естественно-научная грамотность как аксиологический ориентир современного школьного биологического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-2. С. 119–122.

17. Моисеева Л.В., Пушкарева И.Н., Жилбаев Ж.О. Экологическое образование в условиях современного культурно-информационного пространства // Стратегические ориентиры современного образования : сб. науч. трудов Междунар. пед. форума «Стратегические ориентиры современного образования» (Екатеринбург, 05–06 ноября 2020 г.). Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 2020. Ч. 2. С. 308–312. DOI: 10.26170/Kso-2020-191.

18. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. проф. Л.И. Скворцова. Москва : Из-во АСТ, 2021. 736 с.

19. Пасечник В.В. Анализ состояния школьного естественнонаучного образования: содержание, проблемы и перспективы // Педагогическое образование и наука. 2021. № 1. С. 32–36.

20. Пасечник В.В. Состояние школьного естественнонаучного образования: проблемы и пути их решения // Педагогическое образование и наука. 2019. № 2. С. 19–22.

21. Пасечник В.В., Степанова Л.А. Состояние и проблемы школьного биологического образования // Педагогическое образование и наука. 2018. № 4. С. 127–131.

22. Пономарева И.Н. Экологическое образование школьников при обучении биологии // Биология в школе. 2017. № 6. С. 26–34.

23. Потапкин Е.Н., Малькова А.С. Совершенствование исследовательских умений учащихся по биологии в условиях реализации ФГОС // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 12-2. С. 365–370.

24. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // Вопросы философии. 2003. № 8. С. 30–32.

25. Софронов Р.П. Экологизация образовательной среды в системе формирования экологической культуры школьников // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 3 (84). С. 327–330.

26. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. Москва : Знание М., 1983. 95 с.

27. Тюмасева З.И. Экология, образовательная среда и модернизация образования : монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2006. 322 с.

28. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Шалимов Д.Д. Мегаэкологическое образование как мировоззренческий фактор формирования нового образа жизни обучающегося // Вестник ВЭГУ. 2019. № 1 (99). С. 86–93.

29. Усова А.В., Боброва А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. Москва : Просвещение, 1988. 111 с.

30. Халатян К.А. Диагностика сформированности творческих умений учащихся в учебно-исследовательской деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. С. 39.

31. Юсупов В.З., Корнилова Т.В. Сущностные характеристики образовательной среды современной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 323–356.

32. Якунчев М.А., Гаврилюк О.Ю., Семенова Н.Г., Киселева А.И. К проблеме формирования познавательного интереса обучающихся при изучении биологии в школе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 17.

33. Якунчев М.А., Киселева А.И., Железнова Т.Г. Формирование умения устанавливать причинные связи обучающимися при изучении экологического материала в школьной биологии // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 54

34. Ясвин В.А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, № 1. С. 80–90. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-80-90

35. Ясвин В.А. Формирование теории среды развития личности в отечественной педагогической психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17, № 2. С. 295–314. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-2-295-314

36. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление. Москва : Народное образование, 2019. 448 с.

37. Barane J., Hugo A., Clemetsen M. Creative Place-Based Environmental Education: Children and Schools as Ecopreneurs for Change Paperback. Stroud : HAWTHORN PR, 2018. 168 p.

38. Bernardes M., Vergara L.G.L. Aprendiendo entre la naturaleza: una revisión de los beneficios de los espacios verdes en el ambiente escolar // Arquitecturas Del Sur. 2017. № 35 (52). Pp. 96–103. DOI: 10.22320/07196466.2017.35.052.09

39. Briceño, S. Pitt D.C. New Ideas in Environmental Education. London : Taylor & Francis Ltd, 2018. 238 p.

40. Dilbil A., Basaran Z. Effect of school yard playgrounds on development and school attachment levels of children // Universal Journal Educational Research. 2017. Vol. 5. № 12A. Pp. 144–151. DOI: 10.13189/ujer.2017.051321

41. Dziatkovskaya E.N., Dlimbetova G.K., Dziatkovskii A.D. Accessible education: designing the educational environment for sustainable development // Journal of the Belarusian State University. Ecology. 2021. № 4. Pp. 20–27. DOI: 10.46646/2521-683X/2021-4-20-27

42. Han H., Moon H., Lee H. Physical classroom environment affects students’ satisfaction: attitude and quality as mediators // Social Behavior and Personality: an International Journal. 2019. Vol. 47, № 5. Pp. 1–10. DOI: 10.2224/sbp.7961

43. Ivanova N.V., Sorokina T.M. The relationship Between the Categories «Educational Environment» and «Educational space» Russian Psychological and Pedagogical Science // Revista Inclusiones. 2020. 7. Pp. 100–118.

44. Jütte M. Unterrichtspraxis Biologie. Band 23: Mensch und Umwelt. Hallbergmoos : Aulis Verlag in Friedrich Verlag GmbH, 2018. 128 S.

45. Kolesnikov O., Biloshchytskyi A., Faizullin A. Elaboration of theoretical foundations for the creation of the educational environment of the educational institution // Applied Aspects of Information Technology. 2020. Vol. 3, Iss. 2. Pp. 32–43. DOI: 10.15276/aait.02.2020.2

46. Misiaszek, G.W. Educating the Global Environmental Citizen: Understanding Ecopedagogy in Local and Global Contexts (Critical Global Citizenship Education). London : Routledge, 2019. 216 p.

47. Mülhausen Ju., Pütz N. Neue Mysterysim Biologieunterricht. 9 rätselhafte Fällezu Nachhaltigkeit und Ökologie. Hallbergmoos : Aulis Verlag in Friedrich Verlag GmbH, 2020. 104 S.

48. Petrou S., Korfiatis K. Transformations of children’s environmental conceptions through their participation in a school kitchen-garden project // Environmental Education Rеsеаrch. 2022. Vоl. 28, Iss. 4. Рp. 524–544. DOI: 10.1080/13504622.2022.2051440

49. Ruppert W., Spörhase U. Fachmethodik: Biologie-Methodik : Handbuchfür die Sekundarstufe I und II. 5 überarbeitete Auflage. Berlin : Cornelsen Pädagogik, 2018. 272 S.

50. Tapia-Fonllem C., Fraijo-Sing B., Corral-Verdugo V., Garza-Terán G., Moreno-Barahona M. School Environments and Elementary School Children’s Well-Being in Northwestern Mexico // Frontiers Psychology. 2020. № 11 Pp. 510. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00510

51. Toili W.W., Toili E.W., Toili M.E.M. Environmental Education for Sustainability. Nairobi : Toili Educational Publishers, 2019. 239 p.


Рецензия

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)